Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках




Тема: Знакомство с учебником и литературной тетрадью

Цели: развитие интереса к чтению и книгам; зна­комство с новыми учебными пособиями (учебником и тетрадью по литературному чтению); актуализация зна­ний о правилах пользования книгой; закрепление зна­ний о знакомых жанрах устного народного творчества; развитие мышления памяти, речи.

Организационный момент

Обзорное знакомство с книгами, представленными на выставке

На первый урок по литературному чтению учащие­ся приносят самую интересную книгу, прочитанную летом, и располагают её на классной книжной выстав­ке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называет­ся: «Самые интересные книги, прочитанные летом». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге.

3. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение. IV класс» и тетра­дью по литературному чтению

Учащиеся рассмат­ривают учебник, размышляют над названиями его раз­делов и их содержанием, определяют знакомые фами­лии поэтов и писателей.

Чтение учителем обращения к читателям на третьей странице учебника

Учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.

Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся отмечают, что в ней содержатся такие же основные разделы (страны), как и в учебнике, в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, она служит дополнением к учебнику, в ней есть инте­ресные, весёлые и увлекательные задания.

Актуализация знаний учащихся о правилах пользования книгой

Игра «Научи малышей»

Ребята им­провизируют, что они могли бы сказать малышам-пер­воклассникам, которые серьёзно начинают дружить с книгой. Сюда могут войти советы:

1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).

2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).

3. Как читать книгу (правильно перелистывать стра­ницы, делать закладки, не ставить пометок ручкой и т.п.).

4. Как записать сведения о прочитанной книге (в тетрадь по литературному чтению, читательский днев­ник, автор, название).

5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.

Жанры устного народного творчества

Устное народное творчество

Сказки Песни Легенды Былины

Волшебные, бытовые, о животных Колыбельные, игровые, хороводные, шуточные, обрядовые, лирические, календарные  

Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Загадки. Прибаутки. Потешки. Небылицы.

¾ В фоль­клоре есть большие и малые жанры. Большие жанры — это сказки, песни, легенды, былины.

Примеры произведений ма­лых жанров устного народного творчества: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, по­словицы, скороговорки.

Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скорого­воркой и т. п.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (за­дания даются по рядам).

 


 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Жанр легенды. Белорусская легенда «Бездонное богатство»

Цели: закрепить знания о жанре народной пес­ни и сказки; формировать первичные представления о жанре легенды; обогащать словарный запас уча­щихся, развивать речь; развивать умение составлять план к тексту; развивать интерес к фольклору.

Организационный момент

Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

О разновидностях народных песен готовят мате­риал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рас­сказывает о колыбельных, шуточных, лирических на­родных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к ка­ким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (уча­щиеся второго ряда — учитель).

Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животных также готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.

3. Знакомство с новым жан­ром устного народного творчества — легендой.

Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллектив­но размышляют (после повторного молчаливого чте­ния) над вопросами:

• Разновидностью какого жанра является легенда?

• Что роднит легенду со сказкой?

• Какие бывают легенды?

• В чём их особенность?

• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?

• Чем интересна нам жизнь предков?

4. Чтение и анализ белорусской легенды «Без­донное богатство».

Чтение легенды учителем.

Выявление эмоционального воспри­ятия текста.

¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?

Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».

Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частич­ный пересказ.

Деление текста на части и составление плана к нему.

1. Мудрый князь Ярослав.

2. Князь на охоте. Борьба с туром.

3. Спасение князя.

4. Золото князя для загонщика Ранцевича.

5. Отказ загонщика от золота.

6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.

7. Память о князе Ярославле.

Под­робный пересказ текста по предложенному плану.

Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пере­сказ легенды.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: