С учетом тенденций роста объемов информационных услуг во всех
сферах экономики и бизнеса, повышения требований к качеству этих услуг
мировой рынок аутсорсинга условно разделен на два основных сегмента:
1) аутсорсинг информационных технологий (IT-Outsourcing, или ITO);
2) аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, или
ВРО).
Аутсорсинг информационных технологий охватывает различные виды
услуг, предоставляемых организациям специализированными фирмами:
разработка и сопровождение программного обеспечения и баз данных,
планирование и системная интеграция, консалтинг в сфере электронного
бизнеса, обслуживание и сопровождение корпоративных сетей, интернет-
услуги и пр. Основной причиной аутсорсинга информационных технологий была и остается высокая стоимость электронной обработки данных,
с одной стороны, и все усложняющиеся процессы разработки и сопровождения приложений — с другой. Единые международные стандарты, повышение требований к обеспечению безопасности информации, практика
проведения коммерческих операций с использованием информационных
технологий, открывающая новые возможности в повышении эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности, создают
огромное поле деятельности для компаний-аутсорсеров. Сфера информационных технологий может считаться в настоящее время наиболее развитой областью применения аутсорсинга со сложившимися принципами
взаимовыгодного сотрудничества. В середине 90-х годов объемы использования аутсорсинга в информационных системах в общемировом масштабе оценивались примерно в 50 млрд дол.
Аутсорсинг бизнес-процессов по-прежнему остается одной из основных тем «будущего» аутсорсинга, вытекающих из необходимости сосредоточить основные ресурсы и усилия на развитии тех ключевых направлений, что составляют сущность организации. Передача бизнес-процессов внешнему партнеру в значительной степени связана с ответственностью и риском. Построение партнерских отношений на основе долгосрочных контрактов, гарантирующих необходимый уровень доверия, безопасности, ответственности сторон, является наиболее важной составляющей успешного аутсорсинг-проекта.
|
В то же время именно аутсорсинг бизнес-процессов позволяет использовать новейшие производственные процессы и технологии самого высокого уровня, обеспечивающие организации достижение поставленных
целей в самые короткие сроки и с минимальными затратами. Следует
отметить также, что достижение ожидаемых результатов от аутсорсинг-
проектов находится в прямой зависимости от того, насколько активно обе
стороны вовлечены в процесс создания добавленной стоимости. Такие
результаты выражаются прежде всего в повышении конкурентоспособности и обеспечении перспектив развития для обеих сторон. Аутсорсинг
бизнес-процессов относится к задачам стратегического характера и способен принципиально изменить будущее организации, выстраивающей
отношения со своими партнерами в долгосрочной перспективе. Развитие
идеи аутсорсинга приводит к созданию организации нового типа —
виртуальной и также к формированию нового типа производственных отношений, гармонично сочетающихся с процессами глобализации миро-
вой экономики.
|
По расчетам, выполненным специалистами американской консультационной компании McKinsey, на уровне экономики в целом на аутсорсинговые операции в 1997 г. в США приходилось 51 %, в Германии — 46%
всего объема бизнеса.
Компании все чаще используют аутсорсинг. Удельный вес компаний
США, передающих по аутсорсингу какие-либо производственные или сер-
висные операции, составил 86% в 1997 г. против 52% в 1992 г. Объем продаж услуг на рынке аутсорсинга США увеличился в 1996—2001 гг. более
чем в 3 раза. Аутсорсинг стал важной частью деловой практики в Японии. Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг использовался для решения следующи хзадач: обучение кадров — 20,1% (от общего числа опрошенных фирм); управление информационными системами — 19,7; выполнение производственных процессов — 17,4; выполнение бухгалтерских операций — 14;НИОКР — 13,7%. По данным этого Министерства, свыше 70% компаний, использовавших аутсорсинг для повышения степени специализации, максимизации эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных целей.
Анализ развития рынка аутсорсинговых услуг и процессов формирования межфирменных связей в современном международном бизнесе
за последние 10 лет позволяет говорить о смещении акцентов от простого
вынесения ряда вспомогательных функций за пределы компании к консолидации и созданию стратегических альянсов в отдельных отраслях. Применительно к сфере IT-аутсорсинга это означает все более тесное взаимодействие партнеров в процессе построения сложных бизнес-процессов
на основе использования передовых информационных технологий. Для
организации-аутсорсера такое взаимодействие означает расширение спек-
тра и качественного уровня предоставляемых услуг, поскольку очевидно,
что в сравнении с серединой 90-х годов XX в. темпы роста продаж на рынке услуг IT-аутсорсинга замедлились. Для организации, прибегающей
к услугам аутсорсера, это означает изменение направленности стратегии
развития: от сокращения издержек к формированию качественно новых
бизнес-процессов, основанных на новых принципах создания стоимости.