2.1. Условия поступления на службу в таможенные органы
2.2. Квалификационные требования к должностям
2.3. Порядок поступления на службу в таможенные органы
2.3.1. Испытание/конкурс
2.3.2. Трудовой договор/контракт/служебный контракт
2.1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным 79-ФЗ.
Ст. 7 114-ФЗ установлены ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении.В 79-ФЗ отдельно указаны ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 15) и запреты при прохождении гражданской службы (ст. 16).
Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы и не может находиться на таможенной службе в случаях:
1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
2. Наличия у него неснятой или непогашенной судимости.
3. Лишения его права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.
4. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с должностным лицом таможенного органа, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
5. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению.
При нахождении на службе в таможенных органах гражданин не вправе:
1. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах.
|
2. Заниматься предпринимательской деятельностью.
3. Состоять членом органа управления коммерческой организации.
4. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию.
5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
6. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций.
7. Выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц.
8. Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
9. Создавать структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений.
10. Приобретать в случаях, установленных законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
|
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей [7] .
2.2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы:
- к уровню профессионального образования;
- к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
- к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования установлены в 79-ФЗ.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Перечни должностей сотрудников и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем ФТС (приказ ФТС от 04.06.2009 № 1025 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы РФ за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований»).
|
2.3.Схема поиска и отбора кандидатов в таможенных органах:
1. Заполнение заявки по определенной форме.
2. Формирование рекламного объявления (по указанным в заявке критериям).
3. Сбор, анализ и отбор резюме.
4. Собеседование с должностным лицом отдела кадров – заполнение кандидатом анкеты – заполнение листа согласования
5. Тестирование.
6. Собеседование с руководителем подразделения, направленное на оценку профессионального уровня.
При поступлении на службу в таможенные органы гражданин представляет:
ü личное заявление;
ü документ, удостоверяющий личность;
ü трудовую книжку;
ü документы, подтверждающие профессиональное образование;
ü медицинское заключение о состоянии здоровья;
ü анкету, автобиографию;
ü данные о постановке на учет в налоговый орган;
ü страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
ü данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства близких родственников (отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился).
В случае если кандидат подходит по всем критериям поиска, с ним оговариваются условия приема и подписанный руководителем лист согласования возвращается в кадровую службу, которая готовит пакет документов для приема на работу.
Отличия возникают уже в процессе поступления на службу в таможенные органы на должность сотрудника и на должность федерального государственного гражданского служащего.
По итогам проделанной работы кандидат, поступающий на службу в таможенные органы на должность сотрудника с испытательным сроком до 6 месяцев, назначается приказом таможенного органа на конкретную должность стажером без заключения контракта о службе в таможенных органах и без присвоения ему специального звания.
С гражданином на период прохождения испытания заключается срочный трудовой договор.
В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания. В плане отражаются основные мероприятия, сроки, место их проведения. В плане может быть указано время обучения в учебном центре и на курсах, порядок и сроки выполнения практических заданий, проведение собеседования и другие мероприятия.
По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.
Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией не позднее чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина. Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания.
Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.
Заключение аттестационной комиссии оформляется протоколом и отражается в отзыве о прохождении испытания. После утверждения начальником таможенного органа заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином в соответствии с установленным порядком заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа и присваивается личный номер. Одновременно кадровым подразделением таможенного органа оформляется представление к присвоению гражданину первого специального звания в соответствии с установленным порядком.
Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего гражданина на должность, о чем издается соответствующий приказ.
Испытание не устанавливается: для выпускников образовательных учреждений ФТС России; для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе; в других случаях – в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.
Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
При наличии вакантной должности (вакантных должностей) в таможенном органе издается приказ о проведении первого этапа конкурса. В приказе дается указание начальникам структурных подразделений, на должности которых проводится конкурс, подготовить вопросы для тестирования и представить их в конкурсную комиссию, а также начальникам всех структурных подразделений таможни довести приказ под роспись до всех должностных лиц. На основании этого приказа секретарь конкурсной комиссии организовывает опубликование объявления о приеме документов для участия в конкурсе в периодических изданиях, а также размещение объявления на официальном сайте и на информационном стенде таможенного органа.
В течение 21 дня после опубликования объявления секретарь конкурсной комиссии принимает от граждан, изъявивших желание участвовать в конкурсе, необходимые документы.
По истечении 21 дня проводится заседание конкурсной комиссии, на котором рассматриваются все документы на соответствие их квалификационным требованиям. Отказать в участии во втором этапе конкурса может только комиссия.
После прохождения первого этапа конкурса допущенные ко второму этапу кандидаты проходят следующие процедуры:
1) Собеседование с начальниками структурных подразделений, на должности которых кандидаты претендуют.
2) Психологическое обследование у инспектора по психологической работе.
С письменного согласия кандидата отделом кадров проводится проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных кандидатами документах.
Не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса секретарь конкурсной комиссии таможни информирует кандидатов, допущенных до второго этапа, о дате, месте, времени и условиях его проведения под подпись в Журнале учета участников конкурса или в письменной форме. В таможне издается приказ о проведении второго этапа конкурса.
На втором этапе конкурса происходит оценка профессиональных качеств кандидатов.
Все кандидаты вместе приглашаются на заседание комиссии, им раздаются заранее подготовленные тесты (20-30 вопросов) и дается 20-25 минут для их выполнения.
По окончанию отведенного на выполнение теста времени, результаты тестов собираются, проверяются комиссией без присутствия участников конкурса. Психолог докладывает результаты психологического обследования, секретарь докладывает результаты тестирования, выслушивается мнения начальника структурного подразделения. Затем каждый участник конкурса приглашается по одному на комиссию. После собеседования со всеми участниками конкурса члены комиссии заполняют «Конкурсный бюллетень» на каждого участника конкурса, выставляя им баллы по 10-балльной системе с краткой мотивировкой. Набравший максимальную сумму баллов считается победителем конкурса, с ним заключается служебный контракт, и он назначается на должность приказом таможенного органа без испытательного срока.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
Представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.
Должностным лицам после назначения на должность вручается служебное удостоверение установленной формы.
3. Работа с кадрами в таможенных органах
Подбор кадров
Для таможенной системы важно сбалансировать рабочие места с имеющимися трудовыми ресурсами как по количеству, так и по профессиональному составу. Источниками пополнения кадров для таможенной службы являются РТА и ее филиалы, другие ВУЗы, правоохранительные органы, вооруженные силы.
Неотъемлемой частью реализации кадровой политики ФТС России является развитие современных технологий подбора, оценки и расстановки кадров с учетом психологических качеств кандидатов.
Все кандидаты на службу в таможенные органы проходят психологическое обследование
Совершенствование качественного состава кадров в таможенных органах проявляется в повышении доли специалистов, имеющих высшее образование. Одновременно снижается доля лиц со средним профессиональным и общим средним образованием. Проявляется тенденция увеличения доли должностных лиц, имеющих профильное для деятельности таможенных органов образование[8].