– Так. Будешь резать?
– Уже. (Глубокий вздох облегчения, как будто с души камень свалился килограммов эдак в десять.)
– Камень?
– Вышел.
– И где он? Ты его видишь?
– Нет, выбросила в форточку.
– Какое ощущение в голове?
– Очень приятно, хорошо. Вроде как голова посвежела.
– А в груди?
– Хорошо. Тепло. Спокойно.
– Будем заканчивать.
– Да.
– Можешь открывать глаза.
В этом сеансе четко показано, что терапевт не приказывает и не рекомендует, а только задает вопросы. Он задает вопросы, помогая пациенту, вернее его бессознательному, самому искать правильные ходы. Он даже не предлагает выбросить камень или обрезать веревочку, после того, как они найдены. Он спрашивает: «Как от него избавиться? Как от нее освободиться?» А пациент реагирует на возникающие образы и внутренние ощущения и ищет в них ответы на вопросы. Нет лучшего терапевта, чем собственное бессознательное. Несколько лет назад в одной из западных стран раковым больным со смертельным диагнозом предложили участвовать в одном эксперименте, который они восприняли как последний шанс. В процессе этого эксперимента им предлагалось представить свою болезнь в виде темного лабиринта. Больные ходили по воображаемому лабиринту, распутывали его, исследовали самые темные закоулки, опускались и поднимались на другие этажи, выискивали опасных монстров, общались с ними и т.д. Они спрашивали у монстров, что те от них хотят, почему доставляют им боль, давая им возможность самореализовываться до тех пор, пока те не теряли свою злую силу. Через несколько месяцев такой терапии некоторые больные излечились полностью, а остальные прожили намного больше, чем им предсказывали врачи. Только три процента больных не получили никаких изменений.
|
*****
Некоторые из тех, кто был последователем позитивного программирования, вначале с трудом воспринимают метод катарсиса. Они боятся, что переживание отрицательных эмоций материализует соответствующие события в жизни. На самом деле механизм позитивного программирования слишком упрощен в популярной коммерческой литературе. Попробую его уточнить.
Сначала посмотрим, какая картина мироздания получается. Существование материального мира возможно только при наличии дуализма. Адам и Ева отправлены в материальный мир, поскольку вкусили от дерева познания добра и зла и увидели, что наги, то есть разделены на мужчину и женщину. Познали дуальность. Когда змей искушал Еву, она сказала, что Бог не разрешил им есть плодов с дерева познания добра и зла, так как они умрут от этих плодов. «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие 189 добро и зло», – отвечал Змей. (Бытие 3:4 - 5). А вот почему Бог изгнал Адама и Еву из рая: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло. И теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни и не стал жить вечно». (Бытие 3:21). Получается, что грехопадение, это совсем не падение, а возвышение до уровня Бога (… стал как один из нас!). И мы на Земле не для того, чтобы отрабатывать наказание, а для прохождения дальнейшего совершенствования.
Значит, мы способны познать добро и зло. Представитель зла – Дьявол. Люцифер (в переводе: Несущий Свет), прекраснейший, самый продвинутый ангел при Боге, возомнил себя равным с Ним. И был сброшен во Тьму и стал Князем Тьмы – Дьяволом. Видимо, Бог сказал: «Ты возомнил себя равным с Творцом. Ты познал мою светлую сторону, но творение – суть два. Я не только Свет, Я – всё. Познай и мою темную сторону и тогда будешь способен творить, как Я».
|
«Правая рука Бога – Христос, левая – Люцифер. Правит он обоими, поэтому он не только добр, но и страшен». (Юнг). «Не сатана провозгласил идею смерти, а Бог, изгнавший нас из рая». Принцип тьмы необходим для творения, он проявляет нас в Непроявленном Абсолютном сознании. Люцифер увлекает человечество в фантастическое путешествие в мир материи. Чистый лист сам по себе бессмысленен, если его нельзя загрязнить, чтобы получить изображение. Поэтому Будда говорил, что человек пришел в мир, чтобы страдать. «Коль на свет родился, заплатить изволь, на земном базаре вместо денег боль». Поэтому Библия говорит, что человек грешен только потому, что родился. «Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас». (1 Иоанн 1:8). Но это не тот грех, по отношению к которому мы должны испытывать чувство вины. Это темная сторона, которую мы должны познать, чтобы стать, как Бог. «Можем ли мы стяжать славу Его, не заплатив цены, назначенной Им». (Шри Ауробиндо). Поэтому катарсис – это гармонизация энергий, расширение сознания, приобщение к способности творить. Мы пришли в этот мир, чтобы через страдание и гармонизацию противоположностей познать полного Бога, а не только одну его светлую бесплодную часть. Трудно быть Богом, гораздо легче оставаться блаженным в раю. Никто из родившихся не свободен от своих испытаний, а следовательно, от познания. Это и есть предназначение нашей жизни. Подсознательные матрицы являются информационно-энергетической записью греха, кармы. Чтобы мы отработали карму, она должна осуществиться на материальном плане. Карма стремится быть осознанной, ведь именно осознание страданий и есть их отработка. А как неосознаваемая матрица может стать осознанной? Она «материализует» реальные события и обстоятельства, приводящие к страданиям. Так страдания потенциальные становятся страданиями реальными. Внутри нас бесконечное множество кармических задолженностей, обладающих давящей силой материализации, то есть стремлением к осознанию. Это и есть тот первородный грех, с которым мы родились и который будет разворачивать свой потенциал, создавая материальный мир.
|
А катарсис является отработкой кармы на информационно-энергетическом уровне. Матрица, которую «отстрадали» во внутреннем мире, уже не будет иметь потребности материализовывать реальность, раз она стала осознанной и без материализации. С точки зрения восточной философии, это и есть освобождение от оков материи и от необходимости перерождаться.
Давайте вернемся к мысленному программированию. Любое позитивное мысленное программирование не приводит нас напрямую к успеху. Часто бывает, что, находясь в депрессии, человек продолжает довольно эффективно работать и добиваться неплохих результатов. И наоборот, можно находиться в прекрасном расположении духа и совершенно неожиданно получить неприятность от окружающего мира.
Следовательно, внешние события не отражают напрямую наше внутреннее состояние. Материализация происходит из более глубоких слоев. Наше осознаваемое состояние чаще уже является результатом материализации. В таком случае необходимо не сопротивляться страданиям, а помочь заряду матрицы стать текучим, самоосуществиться дальше и до конца и реализовать свой заряд негатива. Мы можем сделать это в течение нескольких минут или часов, вместо того, чтобы «отрабатывать карму» несколько лет или всю жизнь.
Правильно обрабатывая всевозможные препятствия и вызванные ими неприятные эмоции, мы их устраняем, освобождаемся от страха недостижения и зависимостей. А когда препятствий нет, не нужно никакого позитивного программирования. Мы просто делаем то, что надо, и получаем то, что надо. Это и будет более высокая способность творения реальности.
Один мой знакомый, когда я познакомил его с принципом катарсиса, сказал, что, с его точки зрения, это не что иное, как теория мазохизма. А меня, соответственно, назвал апологетом мазохизма. Потом он добавил, что, исходя из моей логики, если ты пошел в лес и увидел поганку, ты должен ее съесть ради страдания или сознательно оскорбить пьяную компанию боксеров, чтобы пострадать в качестве отбивной котлеты. Или отказаться от зарплаты. Отвечаю. По поводу мазохизма. Каждый из нас хочет избежать проблем. Но, бегая изо всех сил, мы при этом таскаем целый мешок с проблемами на себе. Таким поведением мы не делаем себя счастливыми, а только отдаляем несчастья. Чтобы освободиться, необходимо остановиться и взглянуть на содержимое мешка. Мы же предпочитаем бегать с ним, как кошка с привязанными к хвосту консервными банками, от страшного грохота которых она убегает. А это гораздо больший мазохизм.
А что касается поганки, то специально искать страданий не надо, но если на пути к вашей цели встало препятствие в виде необходимости съесть поганку, то придется научиться ее есть. С другой стороны, можно отказаться от цели, это тоже освобождение от некоторых привязанностей. Самое худшее – и поганку не есть, и от цели не отказываться – болтаться между двумя крайностями и не пытаться расширить зону своей свободы. Гурджиев говорил: «В счет идут только сверхусилия». Более полно этот закон звучит так: «В счет идут либо сверхусилия, либо сверхотказ от усилий».
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Чтобы двое ни попросили, будет им от отца небесного – ЛСД и психоделия – холотропное дыхание и ребефинг – восприятие ощущений в виде энергии – голодание – сексуальная тантра – точка сборки
Познакомившись с техниками катарсиса, человек обычно задается естественным вопросом: «А можно ли заниматься всем этим самостоятельно?» Не зависеть ни от кого, «разряжать» самого себя. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике далеко не каждому это удается, потому что самокатарсис требует точного понимания квантового подхода. Примерно 50 лет назад известная женщина-психоаналитик Карен Хорни опубликовала свою книгу «Самоанализ». Эта книга и сейчас бывает в продаже. В попытке объяснить тонкости самостоятельного подхода она все свела к простым бытовым советам и, похоже, сама запуталась в своих рекомендациях. Автор так и не смогла (и никто не сможет) линейную технологичность психоанализа перевести на самоанализ. Потому что при самостоятельной работе технологичность часто уступает место неопределенности и интуиции, контроль – доверию и умению «отпустить» себя. Вспомните перепросмотр магов. Возврат в травмирующие воспоминания происходил только в том случае, если они переставали желать и ждать его, приходили в состояние отсутствия желания вспомнить и, самое важное, отсутствие ожидания. Они прекращали мысленное давление на процесс, позволяя ему самоосуществиться. Но перед этим проводилась не-обходимая работа – волевая попытка вспомнить. Попробуйте не желать и не ожидать того, к чему вы изо всех сил 196 стремитесь. Сможете? Если бы могли, у вас это уже было бы. В этом-то вся сложность и заключается. Основное терапевтическое состояние при разрядке матрицы называется «сенсорный парадокс». Переживая это состояние, одной частью сознания мы возвращаемся в прошлый эпизод, проживая его заново всеми органами чувств, а другой частью продолжаем осознавать себя в реальной жизни. Человек, который с нами работает, выполняет двойную функцию. Во-первых, он является тем якорем, который удерживает нас в реальности и является подстраховкой, наличие которой позволяет нашему разуму «отпустить» контроль. А мы сможем войти в глубокие слои бессознательного, только если отпустим себя, доверимся течению энергий. Во-вторых, он помогает войти в неприятные ощущения, преодолеть внутреннее сопротивление, которое самостоятельно преодолеть невозможно. Два разума – пациента и психоаналитика – выше и сильнее негативных матриц подсознания.
При попытке самостоятельного катарсиса мы мешаем сами себе, разум не отпускает нас в бессознательное, ведь для этого ему надо потерять контроль. Если же удается отпустить контроль, тогда мы теряем связь с реальностью и перестаем осознавать свое настоящее. В этом случае, добравшись до матриц, мы отождествляемся с ними и начинаем выполнять их команды. Раз мы с ними отождествляемся, то значит и не осознаем их, не способны наблюдать за ними со стороны. Как во сне, где все кажется настоящим, пока мы не проснулись. В таком случае, не выполняется главное условие разрядки – осознавание. Это аналогично ситуации, когда нам, например, необходимо исследовать для какой-то цели дно пропасти. Спуститься туда можно только на веревке, но наверху эту веревку не за что закрепить. Когда вы один, надо выбирать: либо оставаться наверху и тогда отказаться от исследования дна, либо прыгать вниз и тогда результаты исследования вы уже не сможете занести наверх. А второй человек в процессе психокатарсиса, это тот, кто держит веревку, по которой вы спускаетесь и поднимаетесь.
«Истинно так же говорю вам, что если двое согласятся на земле просить о всяком деле, то, чтобы ни попросили, будет им от отца моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди них». (Матф. 18:19).
Необходимо обладать достаточно расширенным сознанием, чтобы самостоятельно войти в матрицу и не отождествиться с ней, не поддаться ее командам, а продолжать оставаться сознательным сторонним наблюдателем. Любая самостоятельная работа возможна только тогда, когда балансируешь на лезвии бритвы между двумя несовместимыми противоречиями: теряешь контроль, чтобы сохранить его, лишаешься желания, чтобы исполнить его, входишь в страх, чтобы избавиться от него. Чем шире сознание, чем больше его «пропускная способность», тем больше негативного материала мы можем прорабатывать, не отождествляясь с ним. Пропускная способность – это умение пропускать через себя состояние страха и неопределенности, «переваривать» его, делать текучим, а не избегать и не загонять обратно в подсознание. Кстати, самый сильный расширитель сознания – ЛСД - 25, в научной терминологии – диэтиламид d-ли-зергиновой кислоты. Это легендарное вещество. Много и подробно изучал ЛСД Станислав Гроф, один из наиболее интересных людей 20 века в области исследования сознания. Будучи профессиональным врачом, он начинал исследовать ЛСД еще в русле клинической психиатрии. После того, как на это вещество навесили ярлык наркотика, Грофу понадобилось серьезное профессиональное мужество, чтобы продолжать опубликовывать результаты исследований, которые сильно повлияли и на его собственное миро-воззрение. Но после опубликования первых работ вокруг него быстро сформировалась группа единомышленников, что позволило ему, как он сам отмечал, работать во вдохновляющей и творческой атмосфере. Гроф лично провел и запротоколировал 2000 сеансов с добровольцами и изучил 4000 протоколов, сделанных его коллегами. Он проводил эксперименты и на себе, что для развития науки бесценно. После анализа результатов своих исследований он назвал ЛСД ускорителем психических процессов.
В его экспериментах участвовали:
– больные с различными нарушениями: острый психоневроз, психосоматические заболевания, пограничные психозы, различные формы шизофрении, половые отклонения, алкоголизм и наркомания;
– «нормальные» добровольцы: психиатры, психологи, студенты медицинских учебных заведений, медперсонал – для познания природы болезни;
– художники, скульпторы и музыканты – в поисках художественного вдохновения;
– философы и ученые из различных дисциплин, которых интересовал инсайт (прозрение);
– теологи и священники, желающие исследовать мистические и религиозные области.
Обнаружилось, что, в отличие от других лекарственных препаратов, ЛСД не давал одинаковой клинической картины. На разных людей препарат действовал по-разному. Даже у одного и того же человека каждый новый сеанс сопровождался разными ощущениями и разными физиологическими реакциями. Ощущения могли быть и негативными и позитивными, от адских страданий до космического блаженства. Сила восприятия тоже всегда различалась. Были люди, испытывающие яркие галлюцинации с полным выпадением из действительности. Одновременно было много случаев, когда испытуемый совсем не ощущал на себе действия даже больших доз препарата. Многие могли находиться в состоянии, когда они осознавали себя одновременно в других пространствах или телах и в реальности настоящей жизни. У некоторых были сильные или незначительные галлюцинации только по отдельным органам чувств; кто-то ощущал лишь эмоциональные изменения либо отмечал неприятные или, наоборот, приятные ощущения в теле. Люди, которые боялись потерять контроль и «отпустить» себя, могли довольно успешно сопротивляться действию препарата. Не было обнаружено ни одного психического или физиологического показателя, который был бы одинаков для всех случаев. Действие ЛСД зависело всегда только от личности испытуемого. Это дало основание предполагать, что ощущения при приеме ЛСД, это «…не токсический психоз, а захватывающее путешествие в глубины собственного бессознательного, делающее доступным восприятию широкий диапазон обычно скрытых явлений, которые, будучи в норме неосознаваемыми, на самом деле играют важнейшую роль в нормальной психической деятельности».
Вещества с подобными свойствами стали называться психоделиками – то есть раскрывающими, выражающими психику. Таких веществ с незапамятных времен было известно довольно много. В основном они имели растительное, изредка животное происхождения и использовались в шаманских ритуалах, мистериях, духовных и целительских практиках, в магии. В настоящее время создано несколько синтетических, то есть искусственно созданных, не встречающихся в природе, препаратов такого типа. Некоторые действующие вещества психоактивных растений выделены в чистом виде. К ним относятся псилоцибин, встречающийся в грибках, или мескалин, обнаруженный в ритуальном кактусе мексиканских индейцев. ЛСД – это полусинтетический препарат, в основу которого входит растительный алкалоид, к которому химическим путем присоединена диэтиламидовая группа. По своей психоделической мощности этот препарат не имеет себе равных. ЛСД начинает действовать в микроскопических дозах, начиная от миллионных частей грамма. Причем, если за основу взять дозу, которая уже начинает действовать, то единовременно можно принять до двухсот таких доз без вреда для здоровья и психики. Безопасным диапазоном 200 для человека являются дозы от 10 до 2000 микрограмм, а катарсическим эффектом обладают дозы от 500 до 1500 мкг. Таким диапазоном безопасности обладает, разве что, аскор-биновая кислота.
Трудно сказать, оправдано ли причисление этого вещества к наркотикам. Отношение к наркотическим веществам в западном мире полно противоречий. Непонятно, например, почему за спичечный коробок марихуаны дают несколько лет тюрьмы, а более вредный наркотик алкоголь всеми приветствуется, продается и подвергается налогообложению. Искалеченных судеб и преступлений из-за употребления алкоголя намного больше, чем из-за употребления любых других наркотиков. Героин, конечно, страшен, но масштабы его применения не идут ни в какое сравнение с алкоголем.
К ЛСД и другим психоделикам не вырабатывается физическая зависимость, как к героину или «крэку», но мощное воздействие на психику присутствует. Меняется мировоззрение и иерархия ценностей. Часто это является следствием более высокого уровня сознания, но последствия частого и бесконтрольного применения пока не ясны. Сам Станислав Гроф высказывался за применение под присмотром специалистов.
Гроф ввел в обиход термин ЛСД-терапия. Несколько сеансов такой терапии могли помочь больному неврозами постепенно стать лицом к лицу с различными уровнями своего бессознательного и разрешить глубокие конфликты, лежащие в основе его психопатологических симптомов. Конечно, сегодня это, скорее, теоретические знания, ибо достать это средство в количествах, необходимых для терапевтического сеанса, практически невозможно. Не хватит денег, можно в тюрьму «загреметь», и чистота при подпольной торговле не гарантируется. Да и применять лучше под наблюдением специалиста, как это происходило на сеансах Грофа. Что касается других препаратов, то с точки зрения терапии они не изучены. Неизвестно, обладают ли марихуана или эфир для наркоза катарсичес-ким действием. В последнее время для наркоза во время операций используется кетамин гидрохлорид (кеталар, кетаджет, кетанест). Достаточно сильный и безопасный галлюциноген. При операциях его применяют в сочетании с другими веществами, снижающими галлюциногенный эффект. Есть рекомендации по применению его в целях катарсиса, хотя отзывов или каких-либо отчетов пока не встречалось. Я лично провел один сеанс с кетамином, но ничего не помню из переживаний, за исключением первых секунд и последних минут на выходе. Как потом выяснилось, это является одним из недостатков кетамина. Желательно применять внутримышечно. При таком способе скорость всасывания позволяет достаточно долго сохранять сознательное наблюдение. Конечно, многое зависит и от правильно подобранной дозы. Правда, у кетамина есть побочное действие, которое медицина не принимает пока всерьез. У него очень сильное гипнотическое действие. Из-за этого фразы, сказанные во время операции, могут стать гипнотическими программами.
Необходимо четко разграничить опасные наркотики от психоделических препаратов. Сегодня известно около ста видов растений, обладающих психоактивными свойствами, несколько видов животных (некоторые части тела, кожа, мясо) и неподдающееся подсчету количество искусственно синтезированных препаратов. Главным критерием здесь должно быть три вопроса. Вызывает ли вещество зависимость? Не является ли оно опасным для физического здоровья? Способствует ли катарсису? Самый опасный с точки зрения зависимости препарат – это героин. Привыкание к нему обычно наступает после 3–4 инъекций. После этого отказ от препарата вызывает исключительно тяжелые физиологические и психологические реакции. Такое состояние называется абстинентным синдромом (синдром отмены) или «ломкой». Героиновая ломка самая мучительная. Практически с первого раза можно получить зависимость к «крэку», но ломка от него значительно легче. К морфию привыкание наступает после 10–12 уколов при постепенно увеличивающейся дозе, абстиненция, как говорят наркоманы абстяга, весьма тяжелая. Морфеподобные синтетические вещества тоже опасные. Гораздо позже наступает привыкание к опию, еще позже к кокаину. Ни одно из этих веществ не способствует катарсису. А вот псилоцибин, который считается психоделиком, способен вызывать разрушение печени, так что его тоже лучше избегать.
По поводу веществ, способствующих катарсису, существует настоятельная необходимость в серьезных исследованиях. К сожалению, нынешнее отношение к данным препаратам не позволяет непредвзято и открыто исследовать их психотерапевтическое воздействие. На сегодняшний момент та информация, которой я обладаю, позволяет сделать вывод, что все психоделические препараты, за исключением ЛСД, сами по себе дают очень слабовыраженный терапевтический эффект, но они могут оказать на некоторых этапах вспомогательное воздействие для тех, кто овладел нефармакологическими техниками самокатарсиса. Об этих техниках речь пойдет ниже.
Есть еще один важный вопрос: способен ли препарат потенцировать опасное для себя и других поведение? Но ответ на этот вопрос не может быть критерием, так как подобное поведение и является результатом входа в тяжелые негативные подсознательные программы. Но, как мы знаем, в них необходимо войти, чтобы от них освободиться. Здесь правильнее будет говорить о необходимости наблюдения специалиста и технике безопасности. Теперь самый главный вопрос: а есть ли смысл применять фармакологические средства для освобождения от подсознательных матриц? У каждого подхода есть свои сторонники и противники. Лично я в этом вопросе вполне доверяю мнению магов-воинов свободы. Они называют себя Толтеками – людьми знания. «После столетий экспериментов с растениями силы они многому научились. Но когда на их землю пришли завоеватели, они оказались такими же беззащитными, как и все остальные. С практической точки зрения их знания оказались бесполезны».
«После того, как мир первых Толтеков был разрушен, те, кому удалось выжить, ушли в подполье и принялись за серьезный перепросмотр своих методов. Они выделили ключевые техники и сильно ограничили применение растений силы». (К.Кастанеда).
«Серьезной проблемой наших дней, нашей эпохи, в которой живет столько благонамеренных людей, искренне устремленных к истине, являются наркотики. В попытках достичь измененных состояний восприятия, в надежде уловить проблеск знания, люди любого возраста позволяют себе предпринимать наркотические путешествия. Было время, когда отчаявшиеся Толтеки тоже пытались идти путем наркотиков. Хотя на личном опыте любой настоящий Толтек согласится с тем, что в конечном счете результативность использования наркотиков не оправдывается из-за побочных эффектов. Любой, кто стремится обладать полным знанием, должен стать целостным человеком и привести в действие все свои способности. Однако вред, причиняемый наркотиками, необратим, а это делает человека непригодным для звания воина. Теоретические положения и практические техники Толтеков являются намного более мощными, чем это может показаться на первый взгляд. Затрачивая требуемое время и необходимые усилия, ученик рано или поздно достигнет измененных состояний восприятия, а затем – знания и свободы. Однако глупцом будет тот, кто пытается усиливать эффект этих учений постоянным или даже случайным использованием наркотиков». (Теун Марез).
Разговор о применении психоделиков для духовного развития не будет достаточно полным, если в завершение темы не привести слова психоаналитика Рональда Сандисона: «Несмотря на отсутствие объективных данных о болезненном привыкании к ЛСД-25, на прием обращается одна и та же ограниченная группа пациентов…» (цит. по Данилову). Видимо, существует иная форма зависимости:
некая внутренняя потребность, психологическая особенность личности, подсознательная душевная боль. В студенческие годы я сам подобную потребность ощущал явственно. Повезло, что в те времена достать бедному студенту что-либо серьезное было невозможно, поэтому мои поиски дали возможность провести только несколько опытов с эфиром, марихуаной и кетамином. Достань я героин, неизвестно, где бы я сейчас был.
«Однако безнадежность химического образа жизни была уже ясна. Ричард Блюм в 1972 году писал в своей книге «Утопиаты»: «Они уткнулись в тупик поиска галлюцинаций ради галлюцинаций, который, в сущности, ничем не отличается от смотрения телевизора ради смотрения телевизора, только вероятность самоубийства при первом способе получения визуальной информации несравнимо выше, чем при втором» (Данилов).
Ричард Блюм только «забыл», что психоделики дают возможность, кроме визуальной информации, получать ощущения по всем органам чувств, лично участвовать в грандиозных виртуальных событиях и более ярко, чем в обычной жизни, переживать их негативные и позитивные аспекты. А это вам не «мультики».
Но в любом случае, хорошая катарсическая технология по своей эффективности может сравниваться с самым лучшим психоделиком. Если вы хотите освободиться от негативных матриц, приводящих к эмоциональным страданиям, психосоматическим заболеваниям и жизненным неудачам, то наилучшим вариантом будет найти единомышленника, изучить с ним какую-нибудь высокоэффективную методику и заниматься взаимным катарсисом. В качестве руководства можно порекомендовать Дианетику Рона Хаббарда. Дополнительно не помешает прочитать книгу А. Меняйлова «Психокатарсис. Подноготная любви». Этого будет достаточно для решения многих своих проблем.
*****
Для тех же, кто предпочитает работать самостоятельно, можно порекомендовать холотропное дыхание. Холотропное дыхание было предложено Станиславом Грофом и его женой Кристиной как замена фармакологическим методикам катарсиса. В сеансах с ЛСД иногда наблюдалась ситуация, когда отработка негативного слоя была не завершена, а действие препарата заканчивалось. Человек выходил из процесса с рестимулированной и не отработанной до конца матрицей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Внешне это могло выглядеть как ухудшение состояния, а чаще всего появлялись проблемы и симптомы, которых до этого не наблюдалось. Обычно та проблема, с которой начинался сеанс, разряжалась, но процесс шел дальше и поднимал более глубокие слои. И если действие препарата заканчивалось, они оставались в рестимулированном состоянии. Приходилось вводить новую дозу для завершения матрицы, но это тоже не давало гарантий, что подобные проблемы не возникнут снова. Возникла настоятельная необходимость в более мягкой и управляемой методике катарсиса, с помощью которой можно было бы завершать незаконченный процесс. Тогда и было предложено холотропное дыхание. Человек принимает удобную позу, желательно лежа, и начинает усиленно дышать. Через некоторое время гипервентиляция приводит к измененному восприятию, которое рассматривается как терапевтическое состояние. Сеанс длится от 40 минут до 4 часов.
На первых сеансах уже через несколько минут начинаются карпопедальные спазмы – обязательный физиологический ответ на учащенное интенсивное дыхание. При этом мышцы всего тела, а чаще всего мышцы лица и конечностей, подвержены сильному и болезненному напряжению, которое сопровождается эмоциональным дискомфортом. Образуется своеобразная мышечная броня. Желательно не прекращать дыхания. Через 10–40 минут спазмы постепенно высвобождаются, наступает чувство эйфории и облегчения. Во время одного сеанса возникает несколько серий таких спазмов. Все это сопровождается измененными состояниями сознания. Возможны возвраты в важные события жизни, в моменты рождения или дородовый период. Очень часто участники рассказывают о событиях прошлого воплощения, об отождествлении с образами божеств или демонов, о мифологических сценах и мистических переживаниях. Подобное происходит иногда на групповых сеансах или при удачной эмоциональной предварительной подготовке. У различных типов людей способность к возвратам присутствует в различной степени. Помимо полных возвратов, возможны отрывистые слуховые или звуковые галлюцинации, которые можно рассматривать как частичный возврат. Сам я в течение 45 сеансов испытал несколько частичных возвратов, но с сохранением бодрствующего сознания. Один раз был в теле устрицы. Однажды на мгновение, но очень ярко вернулся в состояние эмбриона, явственно ощутил жабры, хвост и сложенные определенным образом ручки. Испытал много не-долгих эмоциональных возвратов в различные жизненные эпизоды. Но обычно разрядка проходила через неприятные физические и эмоциональные состояния при полном сохранении сознания и без возвратов в прошлые периоды. Расширение сознания, действительно, ощущается, боль и эмоции становятся текучими, легче переформировываются, можно проследить их источник, протянутый как бы из другого пространства. Но внутренние образы у меня формируются с трудом. Часто мешает собственный внутренний диалог и мышление. Если их «отключить» и сконцентрироваться чисто на ощущениях и переживаниях без их осмысления, это тоже способствует более полной интеграции и возвратам. Во время усиленного дыхания способность к концентрации внимания и «отключению» мыслей значительно выше, чем в обычном состоянии. Заканчивать сеанс желательно на стадии приятных ощущений.