Конспект урока
По истории для 8 класса
По теме «Япония на пути модернизации» дата:06.04.2020
Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна
Цели урока:
- Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века;
- выяснить причины и значение революции Мэйдзи (1867-1868 гг.);
- раскрыть сущность реформ 60-70 гг. и Конституции 1889 г.;
- определить причины агрессивной внешней политики Японии;
- продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события, работать с исторической картой;
- развивать понятийный аппарат учащихся;
- способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных культур.
Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Приветствие на японском языке: «кон-ни и-ва» (добрый день)
Садитесь, до-дзю (пожалуйста). Как думаете, на каком языке я к вам обратилась?
- Какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку?
2. Водная беседа
Мы изучили события, имевшие место в 19 веке в странах Европы, Северной и Латинской Америки.
- Ребята, скажите, что общего было в развитии стран Европы и США?(модернизация экономики, расширение влияния на другие страны и их завоевание)
- Какое место в данных событиях занимали страны Латинской Америки? (они были мало развитые, в них проходили национально-освободительные движения против Испании и Португалии, усиливается влияние США)
А сегодня начнем рассматривать особенности развития стран Азии.
|
- Вспомните, какие наиболее крупные государства существовали на Востоке к началу 19 века? (Индия, Китай, Япония)
- Как считаете, государства Азии в экономическом плане были более развиты, чем государства Запада или нет? Почему?
- Как думаете, смогут ли государства Востока сохранить свое положение в неизменном виде? Почему? ( западные страны нуждались в рынках и расширении своего влияния и постараются подчинить себе более слабые восточные страны)
(на фоне музыки) Среди азиатских стран особое место занимало одно государство, вы сейчас слышите музыку данной страны, которое в своем развитии к концу 19 века приблизилось к развитым странам Европы. О каком государстве идет речь?
1. Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)
- Как называется процесс усовершенствования, внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации»
Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)
- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации: Как небольшое островное государство Япония смогло избежать участи стать зависимой (колониальной) страной?
|
II. Основная часть. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.
1. Особенности географического положения
- Каковы особенности географического положения Японии? (работа по карте: учебник, слайд)
Как вы видите на карте мира, Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.
2. Особенности развития Японии до сер 19 века.
С XII века в Японии установился сёгунат.
-Что означает сёгунат? (Сёгунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии, при которой император был верховным правителем лишь номинально, а власть реально принадлежала по наследству главе крупного феодального клана).
Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт - Нагасаки.
- Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?
(Низкие темпы экономического развития; Международное положение страны было нестабильным. Военно-техническая отсталость страны.)
До середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев и развивалась в соответствии с традициями, которые сохранились со времен Средневековья.
США и европейские государства все пристальнее стали поглядывать на Дальний Восток.
3. Познакомить с насильственным открытием Японии
- Подумайте, почему США была заинтересована в проникновении в Японию?