(У Японии было важное стратегическое положение: 1. Страна представляла интерес для США как перевалочная база американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана;
2. Япония была удобным плацдармом для укрепления американских позиций на дальнем востоке).
В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри, который передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами. Перри требовал от японцев уступок, угрожая интервенцией. 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор «О мире и дружбе», произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце 19 века превратилась в полуколонию.
В 1855 году подписан первый русско-японский договор, по которому к России отходили Курильские острова севернее острова Итуруп, а Сахалин оставался в совместном владении.
Вскоре подобные договора были подписаны и с другими европейскими странами (Англия, Франция, Голландия и др.), предоставившие им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности.
4. Определить последствия открытия Японии. «Открытие» Японии имело важные последствия. Прочитать учебник С.244 и определить последствия открытия Японии
(ухудшение положения: рост затрат на вооружение, рост налогов, подрыв национального производство за счет притока иностранных фабричных товаров, вывоз золота, что подрывало финансы.
Т. О., торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары, что подорвало национальное производство. Появилось понимание того, что за годы изоляции Япония отстала в техническом отношении от стран Запада и что необходима модернизация
|
Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.»
- Кого считали виновным в ухудшении положения? (сегуна)
Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию в 1868г породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора. Японцы быстро и организованно перестроились, взяв собственную судьбу в свои руки. Оппозицию сёгуну возглавили местные князья. В поисках альтернативы власти сёгуна они обратились к императору Муцухито. В 1868 г. в Японии произошел военный переворот (революция), в ходе которого императорская власть была восстановлена. 15-летний император Муцихито встал во главе страны.
- Как вы думаете, почему сёгунат и его коалиция потерпели поражение?
5. Рассмотреть содержание реформ Мэйдзи.
Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» - «просвещенное правление». 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.
|
- Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
- Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
- Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.
- Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».
- В чем суть программы? о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.
Император Муцухито соглашался с японской пословицей: «Когда у слепых и поводырь слепой, они падают в яму». Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй » («богатая страна, сильная армия »). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана « Миссия Ивакуры », которая, побывав в 15 странах, привезла на родину бесценную информацию о современных принципах общества. Весь период эпохи «Мейдзи» проходил под лозунгами: «Японский дух, европейское знание», «Учить других всегда почетно, учиться у других – никогда не стыдно». Начинается «Вестернизации» Японии. Вестернизация - заимствование Японией у западноевропейских государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета (национальные традиции, обычаи, корпоративность)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко и вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки!
|
Вправо, влево голова - раз и два, раз и два.
Улыбнулися друг другу, наклонилися слегка.
А теперь назад прогнулись, распрямились, покачались…
И за парту опустились, и работать продолжаем.
Новое правительство проводит ряд реформ. Учащиеся записывают реформы в тетрадь и характеризуют их значение, используя материал учебника с 244-245.
Название реформы | Основные мероприятия | Значение реформ |
Аграрная реформа (1872-1873) | Закрепление частной собственности на землю, разрешение на её куплю-продажу | Появление безземельных крестьян, обеспечивших создание класса наёмных рабочих, сохранение помещичьего землевладения |
Военная реформа (1872) | Ликвидация сословия самураев, создание регулярной армии | Образование преданной правительству дисциплинированной армии, культивировался дух самурайства - «кодекс бусидо» |
Административно-территориальная реформа (1871) | Отмена княжеств, введение деления на 72 префектуры | Ликвидация раздробленности, введение единой системы управления разными частями государства. |
Финансовая реформа (1868) | Заменили старые монеты на единую - иену | Способствовали расширению внутреннего рынка, развитию торговли и промышленности, образованию банков |
Реформа образования (1872) | По европейскому (французскому) образцу было основано 5,5 тыс. начальных школ и 8 университетов | Начальное образование стало обязательным, доступным для женщин; к 1914 г. японцы считались одними из самых образованных людей в мире |
Судебная реформа (1872) | Введение общих судов европейского типа и законов для всей страны | Преодоление раздробленности, император имел право утверждать и издавать законы; равенство граждан перед судом, дальнейшая централизация государства |
Вывод. | Реформы Мейдзи были направлены на преодоление феодальной отсталости Японии, ускорения развития капиталистических отношений, наращивания промышленного производства. Реформы вывели Японию из международной изоляции, приобщили к мировой экономики. |
- Каковы последствия этих реформ?( развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны).
6. Конституция 1889 г.
Наряду с изменениями в экономике происходили и изменения в политической жизни. Стали возникать профсоюзы, возникло организованное рабочее движение, формируется либеральное движение. В 1880 г. либералы создали Лигу учреждения парламента. Император отправил в Европу для изучения опыта западных стран
специальную делегацию, которая должна была выбрать наиболее подходящий для японских традиций вариант государственного устройства. Первая японская конституция была утверждена императором в 1889 г. она наделяла императора широкими правами. Он был объявлен «священной и неприкосновенной особой». Имел право объявлять и заключать мир, утверждать законы, созывать и распускать парламент, ему подчинялись все должностные лица в государстве, являлся главнокомандующим армией и флотом.
Конституция предусматривала создание 2-палатного парламента. Верхняя – палата пэров, состояла из членов императорской семьи и назначенных императором сановников. Депутаты нижней палаты избирались. Право голоса получили мужчины старше 25 лет, выплачивавшие налог не менее 15 иен. Право голоса получил 1% населения. Депутаты имели право обсуждать правительственные законопректы, сами принимать законы права не имели. Правительство было ответственно только перед императором. В конституции провозглашались основные гражданские права.
7. Познакомить с особенностями развития Японии к началу XX в.: Работа с учебником с.245-246
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Оборудование для этих заводов закупалось за рубежом. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
Правительство стремилось придать отношениям между буржуазией и рабочими характер семейных уз. Капиталист, утверждали чиновники, является главой семьи, а рабочие – ее членами. Эти отношения отвечали традиционным представлениям простых японцев о необходимости много работать и во всем повиноваться хозяину. На заводах использовались телесные наказания.
- О чем говорят следующие данные?
- Производство чугуна увеличилось в почти в 6 раз, стали в 69 раз.
- Добыча каменного угля увеличилась в 8,8 раз.
- Внешняя торговля увеличилась более чем в 20 раз.
- Промышленный капитал увеличился в 36 раз, а банковский в 2 раза.
Т.о., в 90-е гг., в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Использовались западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.