Спрос государства и остального мира




Государство. Оно покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ. На фоне исторического развития рыночного хозяйства прослеживается ярко выраженная тенденция к увеличению государственных расходов в ВВП: в начале ХХ в. она составляла около 10%, а в начале XXI в. - уже 40-60%. В отличие от хозяйственной деятельности частных секторов экономическая активность государства не имеет четко выраженного критерия оптимальности. Кроме типичных статей расходов государственного бюджета (государственное управление, национальная оборона, правоохранительная деятельность, государственное социальное обеспечение граждан), объем государственных закупок благ зависит от тактических целей фискальной политики, которая будет рассмотрена в гл. 11 и 12. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперед, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому в моделях короткого периода объем государственных расходов является экзогенной фиксированной величиной.

Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций). С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и, соответственно, на инвестиционном спросе предпринимателей.

Остальной мир. Спрос его на отечественном рынке благ выражается экспортом товаров и услуг страны. Как правило, спрос остального мира на продукты отдельной страны растет по мере увеличения мирового производства (национального дохода заграницы – yZ). Объем экспорта страны зависит также от соотношения уровней цен внутри нее и за границей (P / PZ) и обменного курса национальный валюты (е), который показывает, сколько единиц отечественных денег нужно заплатить за единицу иностранных. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена» (terms of trade). Он отражает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле = P / ePZ.

Пример 5.1. Пусть страна A обменивает свою нефть на заграничные апельсины. Цена 1 т нефти 400 руб., а 1 т апельсинов - 80 дол. Обменный курс валюты страны A равен 25 руб./дол. Тогда = 400/(25·80) = 0,2. Это означает, что страна A за 1 т нефти может получить 200 кг апельсинов.

Когда растет, то говорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных. Однако для заграницы это означает подорожание товаров из данной страны, и экспорт последней, при прочих равных условиях, сократится.

Общая зависимость между объемом экспорта страны и факторами, его определяющими, представляется функцией экспорта

(1)

Заграница не только покупает, но и продает на отечественном рынке благ (страна импортирует блага). Объем импорта страны тем больше, чем больше национальное производство (ее национальный доход). Кроме того, импорту способствует повышение показателя реальных условий обмена: чем больше , тем относительно дешевле становятся иностранные товары, и спрос на них увеличивается. Поэтому функция импорта имеет следующий вид:

(2)

Суммарный результат участия остального мира на отечественном рынке благ представляет функция чистого экспорта товаров и услуг NE, которую можно представить в следующем виде: (3)

Итак, из проведенного анализа следует, что в кейнсианской концепции при фиксированном уровне цен объем и структура спроса на рынке благ представляется следующей функцией[16]: (4)

В неоклассической концепции структура спроса на рынке благ выражается формулой

(5)

Принципиальная особенность кейнсианской модели формирования совокупного спроса состоит в том, что в ней присутствует обратная связь: величина совокупного спроса существенно зависит от объема спроса домашних хозяйств, который определяется размером национального дохода, представляющего совокупный спрос. Эта особенность порождает так называемый мультипликативный эффект, который будет рассмотрен в 3.3. В специфике построения функций совокупного спроса на блага проявляется главное концептуальное различие двух школ по вопросу о роли спроса и предложения в формировании экономической конъюнктуры: кейнсианцы решающим фактором считают совокупный спрос, неоклассики - предложение.

 

 


Теория денег



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: