Профилактика поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Если раньше ими становились по преимуществу подростки, то в настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок».
Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение с взрослыми, с увлечением играет самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложится спать и т. д.
Поведение ребенка можно считать проблемным в том случае, если он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
Профилактика включает в себя систему мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и развития нарушений в поведении, обучении, воспитании.
· Первичной профилактикой называют систему мер, которые направлены на недопущение возникновения и влияния на личность различных факторов риска (создание благоприятного климата в коллективе, знание и учет педагогами возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспечение достаточной, но не чрезмерной физической и психической активности, полноценное общение со взрослыми, правильная организация коллективных игр, систематическое пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, чередования активности и отдыха, смена различных видов деятельности и т.д.)
· Вторичной профилактикой называют совокупность мер, которые направлены на устранение уже имеющихся факторов риска, которые могут при определённых условиях к возникновению или ухудшению проблем.
· Третичной профилактикой называют комплекс мер, которые направлены на реабилитацию и предупреждение рецидивов.
Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей ребенка.
Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:
1.Развивать у ребенка терпимость и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.
2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами.
3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений.
Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста
Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения:
· гиперактивное поведение
· демонстративное поведение
· упрямство
· агрессивное поведение
· инфантильное поведение
· конформное поведение – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей.
· тревожное поведение.
Рассмотрим основные типы нарушений поведения более подробно.
Тревожный ребенок. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения и т.д.
Причины возникновения тревожности у детей.
Прежде всего, следует разобраться и попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: противоречивыми, неадекватными или негативными требованиями.