Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста




Профилактика поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Если раньше ими становились по преимуществу подростки, то в настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок».

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребе­нок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно всту­пает в общение с взрослыми, с увлечением играет самостоя­тельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложит­ся спать и т. д.

Поведение ребенка можно считать проблемным в том случае, если он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптималь­ному удовлетворению его собственных органических и психологи­ческих потребностей либо мешают нормальной жизни окружаю­щих детей и взрослых.

Профилактика включает в себя систему мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и развития нарушений в поведении, обучении, воспитании.

· Первичной профилактикой называют систему мер, которые направлены на недопущение возникновения и влияния на личность различных факторов риска (создание благоприятного климата в коллективе, знание и учет педагогами возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспе­чение достаточной, но не чрезмерной физической и психической ак­тивности, полноценное общение со взрослыми, правильная орга­низация коллективных игр, систематическое пребывание на све­жем воздухе, закаливающие процедуры, чередования активности и отдыха, смена различных видов деятельности и т.д.)

· Вторичной профилактикой называют совокупность мер, которые направлены на устранение уже имеющихся факторов риска, которые могут при определённых условиях к возникновению или ухудшению проблем.

· Третичной профилактикой называют комплекс мер, которые направлены на реабилитацию и предупреждение рецидивов.

 

Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей ребенка.

Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:

1.Развивать у ребенка терпимость и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.

2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами.

3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений.

 

Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения:

· гиперактивное поведение

· демонстративное поведение

· упрямство

· агрессивное поведение

· инфантильное поведение

· конформное поведение – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей.

· тревожное поведение.

Рассмотрим основные типы нарушений поведения более подробно.

Тревожный ребенок. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения и т.д.

Причины возникновения тревожности у детей.

Прежде всего, следует разобраться и попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: противоречивыми, неадекватными или негативными требованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: