Как помочь тревожному ребенку?




Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время и включает следующие направления:

1. Повышение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу:

— большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого, его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения,

— обращаться к ребенку по имени,

— хвалить его даже за незначительные успехи,

— отмечать их (успехи) в присутствии других детей.

Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

— желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

— чтобы о достижениях каждого ребенка узнали окружающие, в группе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. («Копилка достижений», «Ромашка успеха»)

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.

— можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей, например, на стенде «Мы сегодня». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность.

Игры и упражнения для повышения самооценки ребёнка: «Я очень хороший», «Мышеловка», «Я-смелый», «Я – ловкий», «Комплименты», «Назови свои сильные стороны», «Я умею», «За что меня любит мама», «Похвалилки» и пр.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью:

—показать ребенку, что тревогу испытывают все люди, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

— следует настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»;

— необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;

— медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания;

— «мысленная тренировка» – научить ребенка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного действия, так и до деятельности;

— можно использовать и такой прием, как доведение до абсурда: ребенку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т. п.

— для тревожных людей невыносимо ожидание события, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по возможности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;

— преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упражнения, обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями – важный фактор и повышения их уверенности в себе и снятии тревожности;

— совместное прочтение сказок с устрашающими ситуациями с последующим их анализом;

— недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.

3. Снятие мышечного напряжения.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне. Тревожные дети напряжены и зажаты. Ребенку крайне трудно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

Специально-организованные игры и упражнения, основанные на контрасте напряжения и расслабления: «Сломанная кукла», «Огонь и лед», «Скульптура», «Штанга», «Гора с плеч», «Черепашки» и др.

Релаксационное состояние, достигаемое в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы, способствует снятию мышечного напряжения, приносит удовольствие ребенку. Можно использовать рассказ-медитацию, а также игры: «Волшебный сон», «На лесной полянке» и пр.

Используются игры на телесный контакт «Театр прикосновений», «Дотронься до…», «Ласковый мелок» и пр.

Также в работе с детьми используют игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он.

Агрессивный ребенок

Портрет агрессивного ребенка (нападает на детей и взрослых, обзывает и бьёт, отбирает и ломает игрушки, употребляет грубые выражения и пр.).

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье, демонстрация сцен насилия; и др.

Но, как правило, решающее значение в становлении агрессивного поведения в дошкольном возрасте играет семейная среда и воспитание.

Семейные факторы:

· Насилие

· Отгороженность, холодность, безразличие матери

· Свидетель насилия между родителями

· Нарушение границ

· Непоследовательность воспитания (поощрение агрессии, игнорирование)

У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство.

Что же делать? На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев «Мешочек криков», «Подушка для пинаний», «Листок гнева», «Рубка дров» и др. (представлены на слайде).

Эти игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева. Целесообразно проводить группо­вое обсуждение события, которое привело к обострению от­ношений.

Кроме того, целесообразно использовать игры для обучения детей самоконтролю: «Посчитал я до 10 и решил», «1,2,3 – говори», «Пожалуйста», «Делай наоборот», «Замри», «расставь посты!» и пр.

Так же для профилактической работы с агрессивными детьми необходимо включать игры и упражнения на развитие умения распознавать собственные эмоции и эмоции других детей: «Мой настроение», «Рассказ по фотографии», «Азбука эмоций».

Использовать игры и упражнения для развития конструктивных навыков общения: «Слепой и поводырь», «Как бы ты поступил, если…», «Клеевой ручеек», «Разговор через стекло», «Зеркало», «Подарок для всех» и пр.

Гиперактивное поведение

Портрет гиперактивного ребенка (находится в постоянном движении, импульсивный, испытывает трудности сосредоточения, снижено внимание, частая смена настроения, взгляд не фиксирует на чем то длительное время, постоянно перемещается).

Причины гиперактивности вы видите на слайде (наследственная предрасположенность, повреждения головного мозга, микроклимат в семье, условия воспитания).

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперак­тивных детей, необходимо учитывать особенно­сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время под­чиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утом­ляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких де­тей в коллективную работу нужно поэтапно. Начи­нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре­бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использо­вать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражне­ния и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия (представлены на слайде): «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение», «Разговор с руками», «Море волнуется», «Говори!», «Съедобное-несъедобное», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь».

Проведя работу по тренировке одной функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух, а потом и трех функций (представлены на слайде): «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гвалт», «1,2,3 – говори», «Колпак мой треугольный», «Расставь посты», «Светофор», «Передай мяч», «Час тишины и час можно», «Слушай мою команду!», «Слушай хлопки», «Броуновское движение», «Морские волны», «Молекулы» и пр.

Кроме того, при работе с гиперактивным ребенком необходимо использовать игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения: «Солдат и тряпичная кукла», «Шалтай-болтай», «Воздушный шарик» и пр.

Для закрепления умения общаться можно использовать разнообразные коммуникативные игры: «Ожившие игрушки», «Сороконожка», «Добрые ангелы», «Испорченный телефон» и пр.

Таким образом, для профилактики поведенческих нарушений у детей можно использовать все перечисленные игры и приемы. Также в работе с такими детьми полезно использовать средства арттерапии: рисование, лепка, кинезиологические упражнения, воду, песок и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: