Свободный выбор или необходимость?
Устойчивость феномена «женский бизнес» в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: это дело жизни или случайное, вынужденное занятие.
Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальных типа. Первый - это убежденные бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьёзные намерения.
Ко второму, и самому многочисленному типу, относится половина дам- предпринимателей «по случаю». Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации.
И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле — женщины, которые оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например:
“надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки”.
Социальные ожидания
На первый план выходят стремление к независимости и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности, попробовать себя в новом деле.
Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее: на него указывают около трети женщин. При этом одна половина этой трети называет обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию.
|
Престижные стимулы прихода в бизнес — элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера — влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Лишь каждая шестая пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. Возникает гипотеза, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Они рекрутируются, как видно, в совсем другие сферы деятельности: уличную торговлю, работу по найму и пр.
Заметим, что социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, оправдались у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля, не достигших своих целей.
3.3 Наедине с государством и
подчиненными...
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.
В государственных органах они далеко не всегда находят защиту и опору. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны поддержку, а не противодействие. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “ Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная”. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма, третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству.
Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами. Почти у половины женщин-менеджеров вообще нет проблем с конкурентами. Наоборот, есть желание наладить с ними партнерские отношения. “ Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте» или вот другое мнение ~ «узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают бизнес-леди. В то же время четвертая часть указывает на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.
|
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть не встречает трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных. «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов», «необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят», «нет коллектива, каждый сам по себе”.
3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом,
абсолютное число
Стимулы | Барьеры | Разность | |
Социально-психологические | +62 | ||
Статусные | +22 | ||
Обстановка в стране | -44 |
Приведенные в таблице данные можно проинтерпретировать следующим образом. Во-первых, социально-психологические достоинства бизнес-леди существенно перекрываютих недостатки в занятиях предпринимательством. Иными словами, в социально-психологическом плане женщины оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием - это присутствует в избытке. Достаточно в целом и «статусных» характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение страны. Здесь минусы перевешивают плюсы, являясь самым сильным тормозом в развитии предпринимательства.