МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ (КООРДИНАЦИИ)





Ловкость — это качество, характеризующееся хорошей ко-

ординацией и высокой точностью движений. Ловкий человек

довольно быстро овладевает новыми движениями и способен к

их быстрой перестройке. Зависит ловкость от деятельности ана-

лизаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичнос-

ти центральной нервной системы.

Для определения ловкости можно использовать, например,

метание мяча в корзину и многие другие упражнения. Чтобы

получить сравниваемые результаты, мяч бросайте в цель всегда с

одного и того же расстояния.

От развития ловкости зависит быстрота овладения новыми

двигательными навыками, необходимыми в труде и быту, а так-

же способность наилучшим образом в двигательном отношении

реагировать на неожиданно возникшую сложную, а порой и опас-

ную ситуацию.

Тесно связано с ловкостью чувство равновесия (начиная с

простейшего варианта — стояния на месте — и до такого, напри-

мер, как переход горной речки прыжками с камня на камень),

во многом зависит от точно скоординированной работы самых

разных мышц — ног, туловища, рук, шеи.

Ловкость имеет значение во всех видах спорта, но особую

важность приобретает в тех, которые отличаются сложной тех-15

никой и непрерывно изменяющимися условиями. Определение

ловкости как физического качества представляет для специалис-

тов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем

ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость. Основными

измерителями ловкости считаются координационная сложность

действия, точность выполнения и время выполнения.

Ловкие движения — это движения, очень тонкие по своей

пространственной координированности и, наряду с этим, точно

укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, вре-

менные рамки. При этом пространственная и временная точность

и сочетаемость движений проявляются не только в строго стан-

дартных, но и в переменчивых условиях.

Итак, ловкость определяется как способность овладевать

новыми движениями, с одной стороны, и как способность быс-

тро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с

условиями изменяющейся обстановки — с другой.

Различают три степени ловкости. Первая степень характе-

ризуется пространственной точностью и координированностью

движений. Вторая — пространственной точностью и координиро-

ванностью в сжатые сроки. И, наконец, третья, высшая степень

ловкости проявляется в точности и координированности движе-

ний, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

«Отсюда естественно предполагать, что измерителем этого выс-

шего проявления ловкости будет то наименьшее время, которое

необходимо для нахождения и точного исполнения нужного от-

ветного действия при внезапной смене условий деятельности».

Перефразируя сказанное выше, можно констатировать, что

первая степень ловкости — это точность, вторая — точность в

быстроте и третья — точность в быстроте при переменных усло-

виях. Таким образом, несомненна зависимость проявления ка-

честв быстроты и ловкости в специфических условиях баскетбо-

ла, а в связи с этим и необходимость параллельной работы над

развитием этих качеств.

Для успешной игровой деятельности баскетболистам необ-

ходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет

высшая степень. В противном случае, как бы виртуозно и точно

ни исполнялись приемы в стандартных, изменяющихся услови-

ях, они будут малоэффективны при внезапных непрерывных

изменениях игровых ситуаций.16

Главным направлением в развитии ловкости считается ов-

ладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом

очень важно повышение координационных трудностей, с кото-

рыми должны справляться занимающиеся, исходя из точности

движений, взаимной согласованности и внезапности изменений

игровой обстановки на площадке.

Для развития ловкости как умения овладевать новыми дви-

жениями применяются любые упражнения, включающие элемен-

ты новизны. А для развития ловкости как умения рационально

перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки

используются упражнения, требующие мгновенного реагирова-

ния на внезапно изменяющиеся ситуации. Также хорошо исполь-

зовать игровые упражнения, требующие таких различных движе-

ний, как повороты, наклоны, прыжки, быстрые вращения, бег с

внезапными остановками, бег боком, спиной вперед и другие.

Прекрасно тренируют ловкость спортивные и подвижные игры.

Главное для развития ловкости — разнообразие движений. В

индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается

благодаря периодической смене упражнений. Весьма эффектив-

ны упражнения с теннисным мячом: бросок одной рукой в сте-

ну и ловля отскочившего мяча другой рукой; бросок мяча из-за

спины и ловля его спереди (оба упражнения выполняются как

одной, так и другой рукой); броски мяча в цель.

Последнее упражнение можно использовать и как конт-

рольный тест. Для этого нужно приспособить цель — коробку

или висящий на двери картонный круг. От места метания цель

размещается на таком расстоянии, чтобы попасть в нее было

непросто, мяч бросают сначала движением руки снизу вверх (10,

а еще лучше 20 раз), затем то же повторяется другой рукой.

Количество попаданий суммируется и записывается для после-

дующего сравнения.

Еще одно упражнение и также контрольный тест на равно-

весие. Ноги одна перед другой, руки на поясе. Из этого положе-

ния выполняются наклоны из стороны в сторону (без задержки

в вертикальном положении) в среднем темпе со средней ампли-

тудой так, как бы вы выполняли их в положении ноги врозь.

Хорошим результатом здесь считается 8—10 наклонов без потери

равновесия, то есть не сходя с места. Добиться этого нужно хотя

бы в одной из 3—4 попыток.17

Упражнения по развитию ловкости лучше выполнять в на-

чале или середине занятия.

Характерной особенностью упражнений, совершенствую-

щих координационные способности, являются:

- точность движений, зависящая от согласованности мы-

шечных усилий с заданным направлением, амплитудой и скоро-

стью движений;

- согласованность движений, выполняемых различными ча-

стями тела, во времени, в пространстве и по силе.

Упражнения на координацию полезны лишь до наступле-

ния автоматизма. Поэтому необходимо их разнообразить и ус-

ложнять. При этом будет совершенствоваться суставно-мышеч-

ная чувствительность, способствующая формированию тонкой

двигательной дифференцировки.





Читайте также:
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.029 с.