МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ




Среди совокупности физических проявлений человека в раз-

личной трудовой и спортивной деятельности особое место отво-

дится выносливости, т. е. способности в течение длительного вре-

мени представить внешнее сопротивление посредством мышеч-

ных наращений.

Любую сферу деятельности, связанную с проявлением вы-

носливости, можно подразделить на три периода:

1) период врабатывания;

2) период оптимальной работоспособности;

3) период снижения работоспособности.

Выносливость человека характеризуется способностью про-

тивостоять конкретному виду утомления, возникающему при кон-

кретной длительной работе. Выносливость всегда специфична.

Чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень,

тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза

некомпенсированного утомления, успешнее будет происходить

борьба организма с утомлением, продолжительнее может быть

сама работа.

В зависимости от характера трудовой и спортивной деятель-

ности, степени вовлечения других физических качеств в общий

двигательный процесс, выносливость может быть представлена в

весьма разнообразном освещении, качественно охарактеризована

с различных позиций, а именно биологических, энергетичес-

ких, биомеханических, нейродинамических и т. д. Различают сле-

дующие виды выносливости: скоростная, статическая, разносто-

ронняя, стайерская.

Общая выносливость характеризуется способностью дли-

тельно выполнять различные движения умеренной, невысокой

длительности, включающие в работу значительные группы мы-

шечной системы человека.

Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как

прочный фундамент, база, на большом фоне которой можно

переходить к любому другому виду деятельности, более узко-

направленной.

Физическая деятельность человека подчиняется определен-

ным законам, сущность которых отражает функциональные за-

висимости сила-время, скорость-время и др. Характер этих зави-21

симостей таков, что между предельной продолжительностью ра-

боты, временем поддержания усилий, средней скоростью пере-

движения и величиной этих параметров существуют обратные

отношения — при меньшей скорости, меньших затрачиваемых

усилиях спортсмен может преодолевать большую дистанцию.

Выносливость можно рассматривать и как своеобразный за-

пас силы и скорости, свидетельствующий о том, что все эти

качества взаимосвязаны между собой, причем в строго опреде-

ленных соотношениях.

В спортивной тренировке необходимых ответных реакций,

их характера, величины и направленности при развитии вынос-

ливости достигают определенным сочетанием компонентов на-

грузки:

- длины дистанций (или времени работы);

- скорости преодоления дистанции;

- количества преодолеваемых отрезков дистанции (или по-

вторений);

- продолжительности интервалов отдыха между отрезками

(или отдельными повторениями);

- характера отдыха (активный, пассивный).

Все виды специальной выносливости базируются на хоро-

шо развитой общей выносливости. Существует большое число

разнообразных средств и методов тренировки выносливости. Их

можно распределить на три принципиально отличные группы

методов: метод непрерывного тренировочного воздействия; ме-

тод интервальной работы; метод соревновательный.

Метод непрерывного воздействия (дистанционный метод)

можно подразделить на три модификации:

1. Вариант с равномерным распределением нагрузки. Несмотря

на равномерную скорость передвижения, внутренняя реакция

организма будет изменяться в сторону увеличения напряжения,

т. е. в ходе выполнения упражнения будет прогрессивно разви-

ваться утомление. Максимально возможные показатели потреб-

ления кислорода человек достигает при ЧСС (частота сердечных

сокращений) 180—192 уд/мин, поэтому при развитии аэробных

возможностей организма, лежащих в основе выносливости, не-

обходимо ориентироваться на эти показатели пульса.

2. Вариант с планомерным изменением скорости (или интен-

сивности). Он используется, когда необходимо развить и аэроб-22

ные, и анаэробные варианты. В этом случае на заранее заплани-

рованных участках тренировочной дистанции скорость, или ин-

тенсивность, выполнения упражнения увеличивается настолько,

что образуется кислородный дом, который ликвидируется при

последующем снижении скорости.

3. Фартлек. Этот метод представляет собой «игру» скоростей.

Смена скорости строится не по плану, а по самочувствию и

готовности спортсмена.

Метод интервальной работы подразумевает выполнение ра-

боты c определенными интервалами отдыха, т.е. интервальная

работа включает чередование фаз работы и отдыха. Сложность —

в подборе интенсивности работы и в продолжительности паузы

отдыха. Обычно используют два критерия.

Во-первых, ориентируются на длину соревновательной ди-

станции и подбирают отрезки меньше этой дистанции или чуть

больше.

Во-вторых, интервал отдыха между отрезками должен быть

такой продолжительности, чтобы ЧСС к началу следующего за23

соревнования, многократно выполнять быстрые движения, не

снижая их эффективность.

Основные методические рекомендации по развитию скоро-

стной выносливости должны быть направлены прежде всего на

обеспечение той скорости передвижения или любого другого дви-

жения, которая в наибольшей мере соответствует основному дви-

жению по его характеру, форме, усилиям, ритме и т. д.

Необходимо соблюдать три весьма важных условия:

1. В одной тренировке не применяется большое количество

повторений тренировочного упражнения.

2. В тренировке необходимо, чтобы утомление возникало, т. е.

интервалы отдыха между отдельными повторениями тренировоч-

ных упражнений должны быть такими, чтобы организм успевал

отдохнуть к следующему повторению работы, и в то же время так

коротки, чтобы во время этого отдыха накапливалось необходимое

утомление, а организм не успевал бы полностью восстановиться.

3. В недельном цикле таких тренировок с целью развития

скоростной выносливости в зоне работы максимальной и отчас-

ти большой мощности не должно быть более 2—3, остальные

тренировочные занятия должны быть направлены или на разви-

тие других физических качеств, или на совершенствование тех-

нических навыков и умений, или на тренировки восстанови-

тельного характера.

Силовая выносливость. Этот вид выносливости характеризу-

ется способностью длительное время выполнять работу, связан-

ную с большими физическими напряжениями, при проявлении

больших усилий.

Поскольку силовая выносливость проявляется в мышечной

деятельности длительного характера с определенными условия-

ми, то и развивать ее надо именно в подобных, специфических

условиях:

1. Усилие должно соответствовать основному двигательному

действию.

2. Количество повторений тренировочных упражнений при

развитии силовой выносливости, как правило, довольно боль-

шое — упражнения выполняются «до утомления».

3. Продолжительность интервалов отдыха между сериями

упражнений такова, чтобы силовые возможности успели восста-

новиться почти до исходного уровня.24

4. В недельном цикле тренировки этой направленности не

рекомендуется проводить чаще 3—4 раз.

Статическая выносливость — это выносливость к статичес-

ким усилиям. Она характеризуется способностью в течение дли-

тельного времени поддерживать определенные мышечные напря-

жения без выполнения «внешних» двигательных действий или

при неподвижном усилии, при отсутствии движения. Максималь-

ные мышечные усилия не могут быть длительными, они всегда

кратковременны. При меньших отягощениях увеличивается дли-

тельность мышечных напряжений.

Характерные особенности методики развития статической

выносливости заключаются в том, что практически все упраж-

нения совершаются при неизменной длине мышц, т. е. мышцы

напрягаются, совершается своеобразная работа мышц, а так на-

зываемого внешнего движения не происходит.

Упражнения, развивающие статическую выносливость, мож-

но применять ежедневно. Изометрические упражнения можно вы-

полнять с отягощениями и без отягощения, но необходимо строго

соблюдать те позы, которые являются формирующими в общей

структуре двигательных действий.

Разносторонняя выносливость представляет собой способность

длительное время совершать физическую работу переменной ин-

тенсивности, работу, для выполнения которой необходимо пе-

реключаться с одного вида и характера двигательной деятельно-

сти на другой.

Совершенствовать все виды выносливости можно исполь-

зуя разностороннюю тренировку, где должное место уделяется

развитию и скоростной, и силовой, и статической, и любой

другой выносливости.

Для успешного развития разносторонней выносливости сле-

дует соблюдать несколько правил:

- все виды выносливости эффективно развиваются на «проч-

ном фундаменте» общей физической подготовленности и отлич-

но развитых функциональных возможностях человека, на базе

общей выносливости;

- развитие скоростной выносливости предшествует разви-

тию силовой, выносливость к статическим напряжениям хорошо

сочетается с развитием скоростной и силовой выносливости;- для эффективного воспитания разносторонней выносли-

вости скоростного и силового характера целесообразно их «раз-

вести» по разным тренировочным занятиям;

- после напряженной тренировочной работы, направленной

на развитие скоростной или силовой выносливости, целесооб-

разно выполнить ненапряженную мышечную работу восстанови-

тельного характера.

Стайерская выносливость необходима прежде всего для дос-

тижения высоких скоростных результатов в спортивных дисцип-

линах на длинные (стайерские) дистанции. Эта выносливость по-

зволяет в течение длительного времени бороться с развивающим-

ся утомлением и продолжать работу в заданном темпе. Уровень

стайерской выносливости во многом определяется работоспособ-

ностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приводится

несколько рекомендаций для развития стайерской выносливости

и обеспечения высокой работоспособности (на примере бега):

1. С невысокой (доступной) скоростью пробежать 3—5 мин,

не учитывая расстояние, почувствовав усталость, перейти на ходьбу.

Затем снова бег. И так продолжать в зависимости от самочувствия.

2. Самый трудный момент — это бег в первые 3—5 мин,

когда организм проходит стадию «врабатывания». Эта трудность

отмечается в течение первых 10 занятий.

3. Не спешите увеличивать скорость бега. Нагрузку лучше

увеличивать за счет увеличения длины дистанции или времени

бега.

4. В недельном цикле тренировки при 4—5 занятиях нагруз-

ку можно распределить следующим образом: 2 занятия с повы-

шенным объемом бега; 2 занятия разгрузочных, одно из них —

общефизическая подготовка.

Следуя этим рекомендациям, осваивайте бег в течение

30 минут.

По мере роста тренированности, при повышении уровня

развития выносливости необходимо постепенно увеличивать как

длительность нагрузки, так и скорость передвижения. Если не

стоит цель достижения высоких спортивных результатов, а ра-

бота на выносливость проводится в оздоровительных и общеук-

репляющих целях, увеличение скорости нецелесообразно, для

увеличения нагрузки необходимо увеличивать время работы и

длину дистанции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: