IV. Подготовка к написанию сочинения. Работа с черновиком.




Ход урока

I. Организационный момент. Формулировка темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята.

Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут слова французского писателя и философа Мише́ля де Монте́нь.

Любой человек может сказать нечто, соответствующее истине, но выразить

это красиво, разумно, немногословно могут не столь уж многие. (М. Монтень)

Как вы их понимаете?

Чем по вашему мнению сегодня мы будем занимать?

Правильно, на сегодняшнем уроке мы будем готовиться к сочинению, которое вы будете писать дома.

Давайте подумаем как будет звучать цель нашего занятия.

На прошлых уроках мы познакомились с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»

Кто может назвать основную мысль (идею) произведения?

Можно ли связать основную мысль произведения и нашего с вами сочинения?

II. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы.

На первом этапе подготовки к написанию сочинения нам требуется определиться с темой.

На доске предложено 15 тем. Предлагаю вам проголосовать и определиться с пятёркой лучших, по ним мы и будем писать сочинение.

1. События на палестинке

2. Человек и природа в сказке-были

3. Кладовые нашей души

4. Тайна Блудова болота

5. Одиннадцатилетний герой в оценке автора

6. Происшествие в Слепой елани

7. Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки

8. Сказка природы

9. Великая сила дружбы и любви

10. История Травки и Антипыча

11. Смысл заглавия “Кладовая солнца”

12. “Прекраснейший Вы художник!” (М.Горький)

13. “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин)

14. Дружба Насти и Митраши

15. Собака – друг человека

Каждый по очереди подходит к доске и оставляет свой голос рядом с понравившейся темой.

5 тем остаются, остальные стираются.

Немало важное значение в работе имеет эпиграф. На доске представлен список возможных эпиграфов к вашему сочинению.

  • Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
  • Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
  • Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
  • Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться…
    (Н.Рыленков)
  • В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  • Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
  • Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

Прежде чем работать самостоятельно, я предлагаю вам составить план одной из тем вместе со мной.

Кладовые нашей души.

Прежде чем приступить к созданию плана сочинения, нам нужно разобраться с толкованием некоторых выражений.

Подумайте, чем отличаются понятия «кладовые природы» и «кладовые души»

«Кладовые природы» запасы торфа (других полезных ископаемых)
«Кладовые души» нравственные богатства человека

 

Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…)

Как вы думаете какие пункты будет содержать наш план? (обсуждение)

План.

  1. Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
  2. Кладовые души – истинное богатство человека.
    • Природные запасы – кладовая солнца.
    • Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.

  1. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

Создается 5 групп в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

IV. Подготовка к написанию сочинения. Работа с черновиком.

После того как все справились с планом, мы попробуем написать вступление по выбранной вами теме.

1. Индивидуальная работа: написание краткого вступления.

2. Чтение написанного и коллективное редактирование.

Текст до редакции Текст после редакции
М.М.Пришвин – прекрасный мастер пейзажа. Он писал о природе и о людях. В сказке-были “Кладовая солнца” главная тема – дружба детей Насти и Митраши. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. Брат и сестра остались без родителей в трудные годы после войны. Ребятишки переняли многое у своих родителей: трудолюбие, доброту, честность – и справились с бедой. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
Сказку-быль “Кладовая солнца” написал прекрасный природовед М.М.Пришвин. В ней писатель показывает богатство и красоту природы на примере Блудова болота, у которого есть тайна. Он также рассказывает о Насте и Митраше, которые постигают эту тайну. М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать буховно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

 

Молодцы, вы справились со вступление. А для того, чтобы подвести итог сочинения и написать заключение, нам требуется ответить на вопрос: «Чему научил меня автор своим произведением?»

Варианты ответов:

  • Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
  • Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе
  • Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
  • Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
  • М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать

Ваш ответ будет служить опорой для написания заключительной части.

V. Домашнее задание

Написание сочинения по выбранной вами теме. Объём 1,5-2 тетрадные страницы.

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Сейчас я предлагаю вам заполнить небольшую анкету. По желанию, вы можете аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно / пассивно  
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен  
3. Урок для меня показался коротким / длинным  
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был   понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
7. Домашнее задание мне кажется интересным / неинтересным
 

Спасибо за урок!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: