Тема 29. ПОДХОДЫК ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Национальные интересы
Наиболее важной задачей правительства Великобритании в области безопасности является обеспечение независимости и территориальной целостности страны.
Национальные интересы Великобритании подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренний аспект национальных интересов определяют:
1. Фундаментальные интересы:
Ø физическая безопасность;
Ø независимость и территориальная целостность;
Ø экономическое благосостояние;
Ø сохранение чувства единства нации.
2. Интересы общественных групп и организаций.
3. Индивидуальные интересы.
В Великобритании экономические интересы превалируют над геополитическими. Английские интересы имеют глобальный размах. Их географическое распределение определяется с 1948 г. концепцией «трех кругов» («Three Overlapping Circles»), основные положения которой находят неизменное отражение в основных доктринальных документах страны.
1. Европейский круг
2. Атлантический круг (связи с США
3. Метрополия и заморские территории (Содружество
Миссия Великобритании традиционно определяется ее стремлением к закреплению текущего международного положения, т.е. к поддержанию «статус-кво» в «трех кругах», что предполагает:
1) сохранение ведущей политической и военной роли в поддержании международной стабильности и военной безопасности:
2) отстаивание либеральных принципов международной экономики в интересах сохранения постоянного доступа к мировым торговым и финансовым потокам, минеральным ресурсам;
3) соблюдение гибкого и оптимального баланса между односторонностью (самостоятельностью) и многосторонностью в реализации своих национальных интересов на международной арене.
Политика в области безопасности
Она охватывает весь спектр внешней политики и экономические интересы государства и планируется с учетом их обеспечения и, если потребуется, их защиты. Она направлена:
Ø на поддержание порядка внутри государства (поддержание правопорядка в метрополии и на заморских территориях);
Ø обеспечение национальных интересов;
Ø упреждение возникающих проблем (по своему характеру они могут быть политическими, экономическими, социальными, экологическими, военными).
Соответственно политика национальной безопасности подразделяется на:
Ø Low Policy (внутренняя и экономическая политика);
Ø High policy (внешняя и военная политика) — политика безопасности и миропорядка.
Проведение Low Policy предполагает:
в области внутренней п о литики:
Ø обеспечение территориальной целостности и безопасности. Значимыми в данном случае являются проблемы Северной Ирландии и деятельности Ирландской республиканской армии (ИРА), а также безопасность заморских территорий;
Ø жесткий миграционный контроль, особенно в метрополии;
Ø целостность Британского Содружества;
в области внешнеэкономической деятельности:
Ø активное участие в формировании международных экономических правил в интересах открытой, либеральной, но юридически оформленной международной экономический системы. Основные инструменты — Европейский Союз (ЕС) и ВТО;
Ø обеспечение необходимого внутреннего экономического регулирования, соответствующего международным интересам бизнеса. Международная роль Лондона как крупнейшего финансового и экономического центра;
Ø широкое участие в мировых торговых и инвестиционных потокax при сохранении экономической независимости, что предполагает «разумное» участие в ЕС.
Основное требование к внешней и оборонной политике — сохранить и упрочить выгодную ситуацию в области безопасности для британских интересов. Это предполагает поддержание международной стабильности, политической свободы и экономического развития во всех регионах, в том числе и через удержание лидирующей роли Великобритании в поддержании международной безопасности.
Проведение политики национальной безопасности предполагает:
Ø обеспечение национальных интересов, направленное на упреждение возможных проблем;
Ø защиту интересов страны, т.е. реализацию системы мер по снижению вероятности внешней агрессии и ущемления национальных интересов.
Основными методами обеспечения национальных интересов выступают:
1) поддержание системы гарантий безопасности;
2) управление кризисами — разрешение нестабильных ситуаций.
Защита национальных интересов планируется оборонной политикой страны и предусматривает угрозу силой и ее контролируемое применение в рамках следующих концепций:
1) сдерживания — убеждения потенциального противника отказаться от избранного им способа достижения цели, доказав, что цена реализации его намерений превысит возможные выгоды;
2) принуждения. По отношению к сдерживанию принуждение является более активней и конкретной фазой за счет прямой угрозы применения силы или ее непосредственного использования в ограниченном масштабе;
3) уничтожения — физического выведения из строя военных объектов противника.