· Войдите в состояние осознанности (Упражнение 1).
· Подумайте о саморазрушающем поведении, которое вас беспокоит, а затем подумайте о своих травматических переживаниях.
· Как травма повлияла на ваши эмоции? Обычные реакции на травму: ужас, беспомощность, гнев, вина, сожаление, самообвинение, стыд. Эти чувства на-
столько сильны, что заставляют вас терять контроль над собой?
· Каким образом травма повлияла на вас? Каким человеком вы были до и каким стали после? Спокойным/тревожным, довольным/несчастным, удачливым/неудачником, здоровым/нездоровым, оптимистом/пессимистом, дружелюбным/холодным? Что изменилось в вашем допустимом мире в результате травмы?
· Способны ли вы найти связь между своим самодеструктивным поведением и травмой? Она может быть очевидной или неявной. Если неочевидна, обратите на нее пристальное внимание: вероятно, связь все-таки есть. Вы можете слишком сдерживать себя, опасаться близости и риска, избегать вещей, напоминающих травматические события, бояться потерять
контроль. Принося себе вред, вы испытываете временное облегчение? Отвлекаетесь ли вы, провоцируя кого-то другого?
· Вы до сих пор переживаете сильные чувства или эпизоды, когда что-то оживляет воспоминания о травматических событиях? Если да, попробуйте определить, что именно срабатывает пусковым механизмом, чтобы не получать таких сюрпризов. Запишите это, чтобы перехитрить соб-
ственную избирательную память.
· Ожившие чувства — это лишь эмоции, которые не должны выводить вас из себя. Тренируйте самоконтроль; делайте глубокий вдох; считайте до де-
сяти, а затем изучите ситуацию и свои чувства сознательно и объективно. Постарайтесь отстраниться от эмоций и посмотреть на себя с сопереживанием и любопытством: «Интересно, что меня заставило почувствовать это?» Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет в дальнейшем. Вы можете постепенно приучать себя к «опасным» ситуациям; контроль над чув-
|
ствами поможет прервать их влияние на вас.
· Попробуйте использовать метод редактирования истории, и неважно, как давно происходили травматические события. В течение четырех ве-
черов записывайте ваши глубинные мысли и чувства об этих событиях. По мере ведения записей обращайте внимание на новые, возродившиеся воспоминания, которые изменяют ваши представления о происшедшем; на вещи, о которых вы никогда не думали. Вполне вероятно, что вы вытеснили массу информации, и ее возвращение в «сознательное Я» поможет с ней справиться. Записывая переживания, подумайте о том, как случившееся повлияло на вашу жизнь. Поработайте над радикальным принятием этого: что бы ни произошло с вами в то время и в том месте, вы уже не можете изменить этого, но можете жить, и жить прекрасно, несмотря ни на что.
· Убедитесь, что с вашей психикой все в порядке. Если вспышки воспоминаний или самодеструктивное поведение оказываются без контроля или если вы «теряете время» и не можете ничего вспомнить, обратитесь к психиатру или неврологу, специализирующемуся на работе с травмой. Задайте специалисту все волнующие вас вопросы. Приведите кого-нибудь из близких, кто может рассказать об изменениях в вашем поведении.
· Убедитесь также, что все в порядке с вашим телом. Проходите регулярные проверки. Травма и стрессы разрушают тело: будьте особенно внимательны к любому аутоиммунному заболеванию, поскольку они часто возникают в результате стресса.
|
Глава 9
Карнавал проходит мимо
Есть такой тип людей, которые стоят на тротуаре, смотрят, как мимо них проходит карнавал, и никогда не задумываются, что могли бы стать его частью. В отличие от большинства, которых мы рассматривали в других сценариях, у них нет конфликта между «сознательным» и «непроизвольным Я». «Сознательное Я» усваивает такую парадигму: жизнь недостойна того, чтобы испытывать судьбу; личность сама по себе немногого стоит; счастье — или даже просто хорошее самочувствие — не заслуживает усилий. Такое отношение бывает не вполне сознательным, но наш разум даже не пытается проверить его на прочность. Люди в такой ситуации могут искренне довольствоваться своими маленькими запросами, работать на малоквалифицированных должностях, идти после такой работы домой, чтобы просто сидеть и смотреть телевизор, никогда не путешествовать далеко от дома, а большая семья часто связывает их по рукам и ногам. Мой маленький городок в штате Коннектикут находится в двух часах езды на машине или поезде от Нью-Йорка, и тут живет поразительное количество взрослых людей, которые никогда не были в Нью-Йорке и не видят никаких оснований туда ехать.
Других людей в подобных обстоятельствах совсем не устраивает такая жизнь. Они пребывают в тихом отчаянии, перегруженные заботами, грустью и чувством утраты возможностей. Им не нравится такое положение вещей, но они не знают, с чего начать,
|
чтобы все изменить. Оба типа обычно склонны к пьянству или наркомании как способу примириться с такой жизнью. А молодые часто попадают в неприятности из-за наркотиков и мелких правонарушений, пока не угомонятся и не смирятся с нормами, продиктованными допустимым миром своей семьи. Многие из таких людей выходят из обделенных слоев населения, где поколениями жили в культуре бедности (и дискриминации). Их саморазрушение — это отсутствие амбиций, инертность.
Кто-то приходит к такому состоянию не из-за бедности или дискриминации, а из-за того, что жизнь представляется им серией испытаний, которые «просто слишком трудны». В жизни главное — удача. Если ваша мать или отец умирают молодыми, если ваша школа — хуже некуда, если у вас хроническое заболевание,
если вы сломали колено в первый день футбольных тренировок, если вы родили в подростковом возрасте, если никогда не слышали правильных слов поддержки в нужное время — вы тоже будете смотреть, как жизнь проходит мимо.
Я вовсе не хочу сказать, что все должны быть недовольны своим положением. Знаю людей, вполне удовлетворенных тем, что имеют, — это простые радости, близость с семьей, со своим сообществом. Но сейчас я говорю не о них. Я говорю о тех, кто чувствует, что потерпел поражение, еще до того, как вступил в битву. Многие в такой позиции обычно имеют отличный повод так думать. Они могли вырасти в атмосфере заниженных ожиданий. Может быть, в школе им было трудно учиться, потому что никто не выявил их необучаемости, они не получали должного внимания и окончили школу только благодаря социальной поддержке, в итоге оставшись без реального образования. Возможно, им вовремя не объяснили, что если они будут тяжело работать, то смогут вырваться вперед. А может, они — просто жертвы тотального невезения, неудачного периода в жизни или последствий синдрома хронической травмы.
Личности, у которых были все шансы, тоже могут провести жизнь впустую, и многие из них поступают так — по примеру родителей. Благосостояние открывает многие двери, но слишком уж много людей наполняют свою жизнь гольфом в загородном клубе и мартини по вечерам. Богатые могут чувствовать себя невероятно комфортно в собственном маленьком мирке и никогда не попытаются сделать что-то осмысленное. Они могут наслаждаться жизнью не больше, чем работник магазина, который убивает свободное время пивом и телевидением. Богатство само по себе не приносит счастья, а праздность ведет к проблемам.
Парадигма | Основные суждения | В центре внимания | За пределами внимания | Эмоциональный стиль |
Смотреть, как карнавал проходит мимо | Эта жизнь мне не по силам, я лучше постою в сторонке и не буду испы- тывать судьбу, попробую жить тем, что имею | Есть два типа людей: успешные и тяжело работающие и я. Желать большего — опасно | Необходимость проявить инициа- тиву, чтобы построить лучшую жизнь для себя и своих детей | Внешне может быть добродушным или, наоборот, застенчивым и ушедшим в себя. Склонен к приему алкоголя и других веществ, вызывающих привыкание, а также к таким утешительным призам, как азартные игры |
Другие примеры людей, позволяющих карнавалу пройти мимо и бессознательно поддающихся паттернам саморазрушающего поведения:
· люди с мягкой депрессией, с заниженными ожиданиями, которые живут без какой-либо страсти в жизни;
· люди, не виноватые в своем падении, выбитые из колеи экономикой, которые долго сидят без работы и начинают терять надежду на лучшую жизнь;
· люди, участвующие в политическом или религиозном движении, где их заставляют действовать против собственных интересов;
· люди с приобретенной беспомощностью, сделавшие вывод, что никогда не смогут контролировать собственную жизнь;
· другие люди, которых пугает сама идея ответственности за себя.
Кажется, будто те, о которых я говорю, не понимают, что должны принять меры, чтобы почувствовать себя лучше. Правда в том, что такие чувства, как счастье, удовлетворение или полнота жизни, не есть обычное дело для ума в состоянии покоя (а вот слабая тревога — обычное дело), и мы должны сделать волевое усилие, чтобы достичь этого состояния1. Но некоторым становится некомфортно, когда их самочувствие внезапно улучшается, как, например, солдатам-краткосрочникам на вьетнамской войне, и они активно или пассивно сопротивляются ситуации, чтобы вернуться в комфортную зону инертности и заниженных ожиданий.
Если мы попадаем в эту категорию людей, необходимо научиться постепенно поднимать планку своих ожиданий и больше наслаждаться жизнью. Как мы уже говорили, счастье не должно быть нашим обычным состоянием. Мы унаследовали гены самых выносливых из людей, переживших каменный век, тех, кто лучше всех видел опасность, кто был самым бдительным, предприимчивым и активным в передаче своей наследственности. Комфорт и удовлетворенность своим положением — не наш удел. Довольные жизнью пещерные мужчины и женщины не выжили и не передали нам свои гены. А это значит, что те, кто следует этому
сценарию, подавляют свои естественные стремления и честолюбивые помыслы.
Реклама и политика всегда могли манипулировать более слабыми, заставляя их довольствоваться малым с помощью умелого использования символических действий: мы покупаем новые товары; мы не любим тех, кто не похож на нас; мы довольны своим непритязательным положением. В связи с нынешней плачевной ситуацией в экономике, растущим социальным неравенством, пропастью между богатыми и бедными все больше и больше малоимущих просто сдаются. Ожирение распространяется со скоростью чумы. Социальные связи умирают. Восемь из десяти наиболее популярных медикаментов в США напрямую связаны со стрессом. Статистика алкоголизма и наркомании бьет исторические рекорды. Все это — свидетельство того, что самодеструктивные паттерны поведения распространяются, как эпидемия. Это наблюдается у людей без сильной эмоциональной мотивации, как в других наших сценариях, однако и они попадают в саморазрушающую категорию.
Главные симптомы поведения такого рода — постепенное сползание в пассивность и зависимость, что выражается в смирении с плохой работой, неудачным браком, скверным образованием и мрачным будущим для детей и/или медленной потере надежды и иллюзорном представлении о том, что жизнь может быть лучше. Люди часто пытаются компенсировать эту потерю надежды, успокаивая себя утешительными призами: простыми, но разрушительными привычками, вроде слишком продолжительного просмотра телевизора, слишком большого количества вредной еды, чрезмерных покупок, отсутствия физи-
ческих нагрузок, бесконечных видеоигр. А иногда они отвлекают себя опасным поведением: алкоголем и наркотиками, страстью к долгам, изменами, домашним насилием или азартными играми.
Здесь парадигма состоит в том, что психологи называют внешним локусом контроля*. Люди, считающие, что ими управляют высшие силы, не способны изменить свою судьбу. Большинству в такой ситуации не нравится, куда идет их жизнь, но обычно никто из них не видит альтернативы. Некоторые винят
себя в недостатке силы воли, чтобы начать искать работу или бросить пить, или винят других в притеснениях, но большинство принимает это как неизбежную данность. Осознанное исследование этой парадигмы вполне достижимо, но нужно совершить некоторую последовательность действий: в первую очередь, осознать чувства — потому что они, как правило, подавлены; понять, как принимаются решения — потому что те приходят к ним часто неосознанно. За-
тем необходимо сложить два и два и начать принимать решения на основании собственных желаний и приоритетов.
Я посмеивался над родовым общим врожденным оптимизмом, нашей верой в то, что мы лучше остальных и что все сложится в нашу пользу. Но люди, которые просто смотрят, как жизнь проходит мимо, могли бы быть немного оптимистичнее, потому что от этого их жизнь действительно может стать лучше. Прежде всего люди, события и возможности подстраиваются под наши ожидания. А оптимизм или пессимизм часто оказываются самосбывающимися пророчествами. Мы обращаем внимание на то, что ожидаем увидеть, и если ждем
* Локус контроля — психологический термин, введенный социальным психологом Джулианом Роттером (1954). Он определяет свойство личности приписывать свои достижения или неудачи внутренним (интернальность) либо внешним (экстернальность) факторам.
успеха и признания, скорее всего, будем более успешными и более радующимися жизни. Оптимисты также лучше справляются с превратностями судьбы, они с большей вероятностью станут бороться дальше, а потому умеют добиваться желаемых результатов. Они склонны решать проблемы, а не избегать их. Оптимисты лучше планируют будущее (позитивные ожидания способствуют размышлениям о грядущем). Они фокусируются на том, что в состоянии контролировать, и не тратят свою психическую энергию на беспокойство о том, чем не в силах управлять. В своей работе с депрессивными, пассивными или истощенными пациентами я провел много часов, пытаясь стимулировать оптимизм и бросая вызов пессимистическим настроениям.