Причины и особенности реформ.




Начало царствования Петра.

Двоецарствие. Царевна Софья.

Решительные преобразования в жизни страны связаны с именем Петра, которого современники и потомки назвали Великим. Отметим, что 6 лет после смерти Алексея Михайловича с 1676 по 1682 год страной правил старший брат Петра Алексеевича по отцу Федор Алексеевич. При нем произошло важное событие, касающееся прохождения службы и расстановки кадров в государстве – было отменено местничество. Книги, в которых были записаны родословные бояр и дворян и их заслуги перед государством были сожжены. Теперь при назначении на важные государственные должности учитывалось не знатность и происхождение, а заслуги и способности. Эта была прогрессивная мера, открывавшая возможности продвижения по службе свободных людей незнатных фамилий.

После смерти в 1682г. бездетного царя Федора Алексеевича началась борьба за престол между двумя боярскими группировками – Милославскими и Нарышкиными. Возможных претендентов на престол было двое: пятнадцатилетний Иван, сын от первого брака царя Алексея Михайловича с Марией Милославской и десятилетний Петр, сын царя от второго брака с Натальей Нарышкиной. Первоначально царем в нарушении традиции провозгласили Петра. Но Милославские, возглавляемые царевной Софьей, организовали стрелецкий бунт, в результате которого Иван Алексеевич был провозглашен «первым царем», а младший брат Петр – «вторым царем». В России наступил период своеобразного «двоецарствия», а реальная власть оказалась у энергичной и властолюбивой 26 –летней царевны Софьи. Софья правила (1682-1689), опираясь на своего фаворита князя В.В Голицына. Оба они были хорошо образованными людьми. Пьесы Софьи впоследствии высоко ценил историк и писатель Карамзин

Мужание Петра и установление единоличной власти.

Юный Петр вместе с матерью уехал в подмосковное село Преображенское. Прекратилось дворцовое образование Петра, зато появилось другое учение. Петр часто бывал в соседней Немецкой слободе, где немцы помогали ему сооружать потешную крепость, голландец Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации, другой голландец Брандт учил юного царя плаванию под парусами, швейцарец Лефорт и шотландец Гордон – военному делу. Имея тягу к военному делу, Петр создал из крестьян сел Преображенское и Семеновское два «потешных» полка, которые стали в будущем основой русской гвардии и одновременно важным средством борьбы за власть.

В августе 1689 году царевна Софья попыталась, используя верных ей стрельцов, силой решить затянувшееся соперничество с Петром. В январе 1689 года он женился на Евдокии Лопухиной, а в мае ему исполнилось 17 лет, и он имел все права на власть. Но стрельцы перешли на сторону Петра, у которого была мощная сила – 2 царских полка. Софья была отстранена от власти и силой заточена в Новодевичий монастырь. Иван Алексеевич умер в 1696 году. Петр становится единовластным правителем.

Причины и особенности реформ.

Историки выделяют несколько важных событий, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94гг., определившая его отношение к флоту и к роли морей для России. Вторым важным событием стали Азовские походы (1695- 1696), в которых Петр получил первый военный опыт и убеждение в необходимости строительства флота. Третьим событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе «Великого посольства» (1697-1698), где Петр вел переговоры о войне с Турцией с правителями Голландии, Англии, Австрии, Пруссии, упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада. Сам Петр работал плотником на верфях Голландии, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали. В поездке Петр окончательно убедился в необходимости реформ. Приехав в Вену, царь узнал о новом заговоре стрельцов и срочно вернулся на родину. Следствие выяснило, что стрельцы в сговоре с Софьей хотели свергнуть Петра с престола. Почти все участвующие в бунте стрельцы были казнены. Он видел, что Россия нуждается в огромных преобразованиях. Причины реформ: 1) социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы; 2) ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

Особенностями петровских преобразований были:

- слепое использование европейского опыта (Швеция);

- охват всех сфер деятельности и жизни общества;

- жесткий, насильственный курс и быстрый темп реформ;

- зависимость внутренней политики от внешней;

- отсутствие системы в проведении реформ.

На первом этапе реформ (до 1715 года) они носили в основном хаотичный, насильственный, поспешный, далеко не всегда продуманный характер и вызваны были в первую очередь военными нуждами, связанными с ведением Северной войны.

На втором этапе, когда военные действия были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже обслуживали не только военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода.

Целью реформ стало обретение Россией положения одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. А главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие по отношению ко всем сословиям российского общества начала 18 века.

По точному определению В.О.Ключевского, война, длившаяся почти все царствование Петра 1, «была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом». Северная война (1700-1721) России против Швеции, начавшаяся с серьезного поражения русской армии под Нарвой, стала мощным стимулом реформ. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота. Петр упразднил войска старого типа, уничтожив стрелецкие полки (после стрелецкого восстания 1698г.), постепенно ликвидировал дворянские конные ополчения. Была введена воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (от 20 дворов по одному рекруту). Казачьи войска стали постоянной составной частью армии. К концу правления Петра Россия располагала армией в 200 тысяч человек. Флот насчитывал 48 линейных кораблей и около 800 галер. Армия и флот содержались за счет государства.

Для обучения командиров были созданы математическая, навигационная (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. Для подготовки офицеров также служили Преображенский и Семеновский гвардейские полки. Многие молодые дворяне отправлялись учиться военному искусству за границу.

Для управления войсками взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейство. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720).

Вопросы для повторения и осмысления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: