КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАРЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1986-1992 годы)





 

Кафедра педагогики и психологии начального обучения КГПИ была создана в 1986 году. До создания отдельной кафедры педагогики и психологии на педагогическом факультете была единая кафедра педагогики и методики начального образования. В разные годы (с 1962 по 1986) заведующими кафедрой были Г.С. Прозоров, И.Ф. Гончаров, Б.А. Тяхти, В.А. Георгиевский, А.Ф. Мухина.

 

В составе кафедры педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета было две секции: секция педагогики и психологии и секция музыкальных дисциплин. Учебный процесс по психолого-педагогическим дисциплинам обеспечивали талантливые педагоги - заслуженные учителя школы Карелии Л.И. Шитикова и В.А. Георгиевский, заслуженный работник народного образования РК И.С. Иванов, ассистент Т.Н. Соколова, кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Терентьева, кандидат медицинских наук, доцент И.Л. Гольдфельд, старшие преподаватели В.П. Керц, Т.М. Акинина, Н.И. Краснова; предметы музыкального цикла обеспечивали заслуженные работники культуры Карелии А.А. Лехмус и Л.С. Сажина, старшие преподаватели О.А. Захарова, А.С. Кирилкин, Г.Ф. Пуховицкая, Е.М. Плотникова и другие.

 

Позднее в состав кафедры была включена секция дошкольного воспитания, на базе которой в дальнейшем была создана кафедра и факультет педагогики и психологии дошкольного воспитания (1988 г.).

 

То есть 1986 год – год рождения дошкольного отделения на педагогическом факультете Карельского государственного педагогического института.

 

Впервые на специальность «Педагогика и психология дошкольная» дневного и заочного отделений поступило 110 студентов. Большой вклад в создание отделения и организацию первого приема абитуриентов внес кандидат педагогических наук, доцент В.А. Георгиевский. В дальнейшем бессменным деканом дошкольного факультета была доцент, отличник народного образования Л.П. Власова.

 

В период создания новой четырехлетней начальной школы в Карелии преподаватели кафедры разрабатывали программы и учебно-методические пособия, новые формы, методы и приемы обучения и воспитания детей, активно пропагандировали идеи педагогики сотрудничества, направленные на создание благоприятного психологического климата, доброжелательной обстановки в детском коллективе.

 

Следует отметить, что коллектив кафедры работал в тесном контакте с Карельским научно-методическим центром повышения квалификации педагогических кадров. Преподаватели кафедры проводили семинары для учителей начальных классов Карелии, обобщали передовой педагогический опыт учителей начальных классов, участвовали в организации и проведении республиканских научно-практических конференций, в редактировании докладов, сборников статей и методических материалов.

 

Материалы республиканской конференции «Первый опыт работы по новой программе четырехлетней начальной школы» были представлены в сборниках: «Малокомплектная школа и вопросы экологии в начальных классах» (составители Кондратьева И.А., Терентьева Н.П., Смирнова Л.Я.); «Начальная школа сегодня» (редакционная коллегия: Л.А. Исаева, А.Ф. Мухина, Н.П. Терентьева и др.); «Проблемы, поиски, находки. Творчество учителя начальных классов». Была опубликована книга для учителей начальной школы Л.И. Шитиковой «Край, в котором ты живешь». Одним из составителей методических материалов «Политинформация в школе», «Художественно-эстетическое воспитание» (из опыта работы учителей Карелии), «Комплекс искусств в учебно-воспитательном процессе» являлся кандидат педагогических наук, доцент И.С. Иванов. Разработке проблемы художественно-творческого развития младших школьников уделяла большое внимание старший преподаватель кафедры Т.М. Акинина. Психологические основы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста в подготовительных классах были раскрыты в методических рекомендациях И.Л. Гольдфельд. В рекомендациях «Компьютерная музыка» старшие преподаватели О.А. Захарова и А.С. Кирилкин рассмотрели возможности компьютерного обучении музыке студентов факультета.

Практической направленности обучения младших школьников, их положительному отношению к учению были посвящены методические рекомендации кандидата педагогических наук Л.А. Исаевой.

 

О.М. Звягиной и Н.П. Терентьевой разработана авторская программа «Уроки общения в начальных классах», которая была апробирована в 1-х и 2-х классах школы-гимназии № 30 города Петрозаводска.

 

В этих материалах, а также в сборниках тезисов «Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и вузе» отражены некоторые результаты исследования по данной проблеме в соответствии с планом-заказом Министерства народного образования СССР и РСФСР на 1986-1990 гг.

 

Большая работа проводилась кафедрой совместно с Карельским отделением Педагогического общества РСФСР. Опыт интернационального воспитания учащихся Карелии представлен в сборниках «У истоков дружбы народов» и «Актуальные вопросы патриотического воспитания школьников» (руководитель секции интернационального и патриотического воспитания Республиканского Педагогического общества России - Н.П. Терентъева).

 

Преподаватели кафедры принимали участие в общеинститутских, республиканских, общероссийских, всесоюзных и международных конференциях и совещаниях, включая IX Всесоюзные педагогические чтения (1991 г.), Всесоюзное координационное совещание преподавателей педагогических институтов-исполнителей плана-заказа Совета координации педагогических исследований АПН СССР по проблеме «Школьная реформа и перестройка высшего педагогического образования», Всероссийское координационное совещание «Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и вузе», международную конференцию «Проблемы педагогического образования». Кафедра была инициатором в установлении связей со специалистами факультета подготовки учителей из Финляндии (университеты Йоэнсуу, Ювяскюля) и США (университет Миннесота).

 

Большое внимание преподаватели кафедры уделяли развитию научно-исследовательской работе студентов. Широко использовались традиционные формы учебно-исследовательской работы: написание рефератов, докладов, выполнение заданий научно-исследовательского характера во время педагогической практики (Н.И. Краснова). Увеличилось число дипломных работ, количество печатных работ студентов, число участников межвузовских научных конференций, Всесоюзных студенческих семинаров. В семинаре «Теория и практика воспитания в духе ненасилия» в Москве участвовали студентки Л. Жаворонкова и Н. Титова. были разработаны интересные программы проведения факультетской и общеинститутской олимпиад по педагогике. Следует отметить успешное выступление студентов Т. Степановой и Г. Сальникова на Всероссийских олимпиадах по педагогике и психологии. Неоднократно творческие работы студентов были представлены на Всероссийские конкурсы и были удостоены Почетных грамот.

 

С целью совершенствования подготовки студентов разрабатывались и внедрялись спецкурсы и спецсеминары по актуальным проблемам начального образования. Например, «Психологическая диагностика младших школьников», «Проблемы общего развития младших школьников» — старший преподаватель В.П. Керц.; «Использование технологии НЛП в педагогике» и «Педагогическое общение» - кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Терентьева, «Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста» - кандидат медицинских наук, доцент И.Л. Гольдфельд, «Развитие художественно-творческих способностей младших школьников» - старший преподаватель Акинина Т.М., «Музыкальная культура Карелии» - О.А. Захарова, «Детская песня в художественном воспитании младших школьников» - А.С. Кирилкин.

На кафедре большое внимание уделялось различным формам повышения квалификации преподавателей. Окончили спецфакультет МГУ по специальности «практическая психология» Т.М. Акинина и Н.И. Краснова. В заочной аспирантуре ЛГПИ им. А.И. Герцена обучалась преподаватель Т.Н. Соколова. Окончили обучение в аспирантуре и успешно защитили кандидатские диссертации Л.А. Исаева (Корожнева) (1987) и О.М. Звягина (1990).

 

Большую практическую помощь в реализации научно-исследовательской работы студентов оказывала старший лаборант кафедры А.Т. Быкова, которая много лет руководила педагогической практикой студентов в школах, организовывала тематические выставки, создавала условия для самостоятельной работы студентов и методической работы преподавателей.

 

Кандидат педагогических наук, доцент,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Надежда Павловна Терентьева

 

 





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.