Сущность туристского продукта




 

Алтайский край - перекресток культур и цивилизаций. Одним из преимуществ экономико-географического положения края является туристско-рекреационная привлекательность: это природно-климатические факторы (уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая обстановка) в сочетании с хорошо сохранившимся историко-культурным наследием. Уникальность природного комплекса признана и на международном уровне - Золотые горы Алтая находятся в числе десяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации.

Несмотря на седьмое место в рейтинге экологически чистых регионов страны, уровень туристского потенциала среди регионов Российской Федерации недостаточен, поэтому одним из приоритетных направлений Стратегии развития Алтайского края на среднесрочную перспективу (далее Стратегия) является формирование организационной и экономической среды для развития в крае современного всесезонного туристско-рекреационного комплекса [2, с. 175].

Туризм в крае активно развивается на территории 29 муниципальных районов и 6 городских округов. В региональной экономике туристская отрасль заняла достойное место: поток туристов в 2013 г. достиг 1,6 млн чел., общая численность занятых в сфере туризма - 16,2 тыс. чел., а доля туристских услуг в ВРП в 2012 г. с учетом сопутствующих отраслей (питание, транспорт, связь) составила 6,3%.

При этом наиболее развитыми видами туризма являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, активный, сельский, событийный.

В настоящий момент в крае функционируют 900 туристских предприятий, из которых около 562 единицы - коллективные средства размещения и «зеленые» дома. Путевки в Алтайском крае реализуют около 250 туристских фирм, 45 из них имеют статус туроператоров. Количество мест размещения выросло до 47,4 тыс., в т. ч. круглогодичных - 16,6 тыс. Отдых туристов обеспечивают 182 гостиницы, 44 санаторно-курортных учреждения, в том числе 8 детских санаторно-курортных организаций, 150 турбаз и баз отдыха. В 2013 г. инвестиции в основной капитал средств размещения края составили 2,6 млрд руб., в т. ч. из внебюджетных источников - 2 млрд руб.

Тем не менее туристско-рекреационная инфраструктура еще не на всей территории края соответствует современным международным стандартам туруслуг. Так, существуют факторы, сдерживающие стратегическое развитие туристской сферы, а именно:

удаленность туристских объектов от аэропорта и дороговизна авиационного сообщения из западной и восточной части страны (способы решения: включение в существующие планы развития малой авиации региона возможности внедрения бюджетных авиалиний (на примере стран ЕС) для организованных туристов. Это не только усилит репутацию территории, но и перенаправит вектор туристских потоков в регион (в настоящий момент базовый целевой туристcкий рынок Алтайского края - регионы Сибири: Новосибирская, Кемеровская, Томская, Омская области и Красноярский край);

низкая деловая активность в участии ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае». Так, при 46% доли сельского населения края (около 440 тыс. сельских усадеб, ведущих личное подсобное хозяйство) число объектов сельского туризма («зеленых» домов) в 2013 г. достигло 186 единиц, что составило 0,04% ЛПХ (способы решения: пролонгация сроков реализации программы, повышение квалификации, должной заинтересованности руководителей на местах и экономической образованности населения). Расширение сферы занятости сельских жителей повысит их благосостояние при относительно небольших финансовых затратах, увеличит доходную базу местных бюджетов, обеспечит развитие смежных секторов экономической деятельности на селе, рассредоточит потоки отдыхающих и снизит экологическую нагрузку на традиционные зоны отдыха;

недостаточный уровень природоохранных затрат. Так, согласно оценке экологического состояния природных объектов, в худшем из оцененных объектов - природный парк Ая, озеро Яровое и Малиновое озеро (способы решения - закрепить законодательно на региональном уровне целевое использование платежей за загрязнение окружающей среды на природоохранные цели). В последней версии Федерального закона «Об охране окружающей среды» положение о запрете использования платежей за загрязнение на цели не природоохранного назначения исчезло. Учет платежей и контроль за полнотой и своевременностью их поступления полностью перешли к налоговым органам (в федеральный бюджет - 20%, в бюджеты субъектов РФ - 80%). В связи с чем целевой характер расходования платежей за загрязнение окружающей среды на природоохранные цели был утрачен.

Конный спортивный туризм - путешествие при прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствия (перевалы, леса, реки). Интерес к конным турам обусловлен прежде всего тем, что в них успешно решается проблема снижения физических нагрузок, езда верхом на лошади на лоне природы значительно более полно, чем пеший поход с рюкзаком за плечами, отвечает требованиям активного отдыха. Большинство спортивных маршрутов рассчитаны на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Для опытных туристов-конников разрабатываются более сложные туры.

Алтайский регион - один из наиболее интересных в туристическом плане уголков России. Своеобразный климат высокогорья, оздоравливающее влияние хвойной тайги, прекрасные пейзажи привлекают туристов. Уникальное сочетание ландшафтов способствует развитию конного туризма. Но количество лошадей на Алтае за столетие снизилось с 1 млн 300 тыс. до 150 тыс. На конных маршрутах используется около 25 тыс. лошадей. Основные районы распространения и использования лошадей в туризме - это Онгудайский, Усть-Канский, Чемальский, Кош-Агачский районы [16, с. 229].

Обычно лошадь можно взять напрокат на турбазе, в лесхозе (договорившись в районной администрации) или непосредственно в одной из деревень (алтайцы держат много лошадей). В стоимость проката входит оплата лошади, проводника и времени на обратный путь. Цена зависит от сложности и продолжительности маршрута (на 2014 г. от 1600 до 3000 руб.). Большое значение имеет также то, какие лошади участвуют в конном туре - темпераментные и довольно опасные для новичков, породистые красавцы из клубов или деревенские, беспородные или местных пород (породы башкирская, алтайская) - терпеливые, послушные и выносливые.

Существуют конные туры, где передвижение на лошадях осуществляется не в виде радиальных прогулок, а в качестве основной программы. Обычно такие маршруты проходят по малозаселенным территориям и позволяют увидеть всю восхитительную красоту гор и тайги Алтая. Количество туристов, посещающих конные туры, с каждым годом растет.

Таким образом, конный туризм является одним из наиболее популярных видов туризма. Если в 70-е г. прошлого столетия существовало два маршрута, сейчас практически каждая турфирма России, работающая по внутреннему туризму, предлагает не менее пяти конных или конно-водных маршрутов по Алтаю. Конные маршруты в регионе разные по продолжительности и по сложности. Самым популярным на сегодняшний день является конно-водный вид туризма. Эти маршруты более длительны, проходят по наиболее интересным местам края, туристы могут осмотреть пещеры, водопады, сплавиться по рекам.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: