И.С.Тургенев, «Отцы и дети».




 

B1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли свое воплощение в «Отцах и детях».

B2. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

ВЗ. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) Евгений Базаров 1) теплота и забота
Б) Аркадий Кирсанов 2) сословное высокомерие
В) Павел Кирсанов 3) открытость и восторженность
  4) грубость и резкость в оценках

B4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли
Б) Аркадий Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой
В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни
  4) делает Фенечку законной женой

B5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

B6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

B7. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

С2. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

ТЕСТ 4

Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.

– Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.

Николай Петрович притаился.

– Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета.

Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.

"Отставной человек" постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.

– Третьего дня, я смотрю, он (1) читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.

– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.

– Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"[1] на первый случай.

– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – "Stoff und Kraft" написано популярным языком...

– Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.

– Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это все ему в голову синьор этот вбил, _______________ этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.

– Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.

– И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.

– Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.

– Это почему?

– А вот почему. Сегодня я сижу да читаю (2)... помнится, "Цыгане" мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и (3) унес.

– Вот эту.

И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.

– Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?

– Пробовал.

– Ну и что же?

– Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.

– Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.

– Я по-немецки понимаю.

Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…>

– Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.

– Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?

В2. Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к одной семье. Укажите их фамилию.

В3. В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из

ключевых слов произведения. Запишите это слово.

В4. В приведенном фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение- фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились». Запишите его.

В5. Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

В6. В приведенном отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – отцы. Как называется разговор двух действующих лиц между собой?

В7. Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в

приведенном отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже.

С1. Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича?

С2. В каких еще произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»?

Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близки друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведенном диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно он понимает, то такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убежден в

своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвется в бой (см. его последнюю реплику).

Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке.

ТЕСТ 5

Часть 1

На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось.

В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей

малейшее развлечение. Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза - они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его. Напротив: он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе - Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его

и глядела на него с недоумением. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания. Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. "Чего же хочу я еще?" - спрашивал он себя, а сердце все ныло. Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом.

- Что это? - спросила она, - сфинкс?

- Да, - ответил он, - и этот сфинкс - вы.

- Я? - спросила она и медленно подняла на него свой загадочный взгляд. - Знаете ли, что это очень лестно? - прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно.

Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие... но ничто не помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему;

казалось, никогда еще она так страстно его не любила... но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна... Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для

него потребностию, - знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь как вкопанный близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В1. Назовите героя романа, который рассказал Базарову историю отношений Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.

В2. Назовите имя героини романа, в образе которой Павел Петрович Кирсанов найдёт черты княгини Р.

В3. Как называется в произведении искусства описание внешности героя?

В4. Какую деталь в портрете княгини Р. Выделяет И.С.Тургенев?

В5. Выпишите словосочетание или целое предложение, которое передаёт отношение княгини Р. К Павлу Петровичу.

В6. Каким словом-символом Павел Петрович определил личность княгини Р.?

В7. Перечитайте последний абзац истории Павла Петровича (первое и второе предложение) и выпишите слово или словосочетание, которое определяет отношение автора к своему герою и к истории его любви.

С1. Как отнёсся Базаров к истории любви Павла Петровича? Какими убеждениями Базарова было вызвано такое отношение?

 

С2. Как средства художественной выразительности помогают понять образ княгини Р.? Какие женские образы русской литературы и почему напоминают вам образ княгини Р.?

 

ТЕСТ 6

- Вот, - начал наконец Павел Петрович, - вот вам нынешняя молодежь! Вот

они - наши наследники!

- Наследники, - повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. - Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте

пилюлю.

- Ты уже чересчур благодушен и скромен, - возразил Павел Петрович, - я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков, хотя выражаемся, может быть, несколько устарелым языком, vieilh, и не имеем той дерзкой самонадеянности... И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? "Я имею привычку предпочитать красное!" - отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение...

- Вам больше чаю не угодно? - промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней раздавались голоса споривших.

- Нет, ты можешь велеть самовар принять, - отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему: bon soir*, и ушел к себе в кабинет.

______________

* добрый вечер (франц.).

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В1. Приведённый разговор братьев Кирсановых является одним из немаловажных событий романа. Каким термином обозначают совокупность таких событий. Повороты и перипетии действия в произведении?

В2. Слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют о несовпадении его позиции с позицией «детей». Как называется противостояние героев, имеющих противоположные мнения?

В3. Тема «отцов и детей» относится к традиционным общечеловеческим темам в литературе. Как называются такие темы?

В4. В приведённом фрагменте герои обмениваются репликами, размышляя на определённую тему. Как принято называть речевое общение героев?

В5. В высказываниях Павла Петровича звучит насмешка над молодым поколением. Укажите эту форму иносказания.

В6. Как называется приём, к которому прибегает И.С.Тургенев, описывая психологическое состояние Николая Петровича («Он в течение всего спора сидел как на угольях…»)?

В7. Речь павла Петровича богата эмоциональными восклицаниями и вопросами, обращёнными к реальному и вымышленному собеседнику. Как называются такие фигуры речи?

С1. Раскройте сущность позиции братьев Кирсановых по отношению к «наследникам».

С2. В каких произведениях русской литературы 19 века ставилась проблема поколений и чем решение этой проблемы отличается от тургеневского?

ТЕСТ 7

Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся. Базаров вообще говорил мало в присутствии "старичков Кирсановых" (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой. Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец.

Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

- Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали, - по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают?

- Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

- Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, - повторил он с ожесточением, - английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

- Слыхали мы эту песню много раз, - возразил Базаров, - но что вы хотите этим доказать?

- Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному... bien public {общественному благу (франц.). }, общественному зданию. Личность, милостивый государь, - вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

- Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

- Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

- Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте - логика истории требует...

- Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

- Как так?

- Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

- Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий.

- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. -- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.

- Все?

- Все.

В1. К какому роду литературы относится произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

В2. В основе сюжета «Отцов и детей» - идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.

В3. Назовите фамилию братьев Николая Петровича и Павла Петрович, являющихся в «Отцах и детях» выразителями взглядов либерального дворянства.

В4. В данном эпизоде происходит обмен репликами между персонажами, в процессе которого Базаров и Павел Петрович высказывают свою точку зрения. Как называется такая форма общения между персонажами в художественном произведении?

В5. Какое художественное средство использует автор, чтобы подчеркнуть взволнованное состояние Павла Петровича: «весь горел нетерпением»?

В6. Как называется система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей и представленная в «Отцах и детях» Базаровым»

В7. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого («человеческая личность должна быть крепка, как скала »).

С1. Кто из героев одерживает победу в данном поединке?

С2. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

 

ТЕСТ 7

Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.

– Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.

Николай Петрович притаился.

– Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета.

Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.

"Отставной человек" постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.

– Третьего дня, я смотрю, он (1) читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.

– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.

– Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"[1] на первый случай.

– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – "Stoff und Kraft" написано популярным языком...

– Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.

– Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это все ему в голову синьор этот вбил, _______________ этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.

– Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.

– И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.

– Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.

– Это почему?

– А вот почему. Сегодня я сижу да читаю (2)... помнится, "Цыгане" мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и (3) унес.

– Вот как! Какую же он книгу тебе дал?

– Вот эту.

И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.

– Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?

– Пробовал.

– Ну и что же?

– Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.

– Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.

– Я по-немецки понимаю.

Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…>

– Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.

– Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

____________________

[1] "Материя и сила" (нем.)

B1 К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?

B2 Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к одной семье. Укажите их фамилию.

B3 В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из

ключевых слов произведения. Запишите это слово.

B4 В приведенном фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение- фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились».

B5 Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

B6 В приведенном отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – отцы. Как называется разговор двух действующих лиц между собой?

B7 Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в

приведенном отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже.

C1 Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича?

C2 В каких еще произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»?

 

С1. Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близки друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведенном диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно он понимает, что такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убежден в своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвется в бой (см. его последнюю реплику).

 

С2. Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке.

ТЕСТ 8

ЧАСТЬ 1

Матвей Ильич все-таки был сановник, хоть и считался либералом.

- Я советую тебе, друг мой, съездить с визитом к губернатору, - сказал он Аркадию, - ты понимаешь, я тебе это советую не потому, чтоб я придерживался старинных понятий о необходимости ездить к властям на поклон, а просто потому, что губернатор порядочный человек; притом же ты, вероятно, желаешь познакомиться с здешним обществом... ведь ты не медведь, надеюсь? А он послезавтра дает большой бал.

- Вы будете на этом бале? - спросил Аркадий.

- Он для меня его дает, - проговорил Матвей Ильич почти с сожалением. - Ты танцуешь?

- Танцую, только плохо.

- Это напрасно. Здесь есть хорошенькие, да и молодому человеку стыдно не танцевать. Опять-таки я это говорю не в силу старинных понятий; я вовсе не полагаю, что ум должен находиться в ногах, но байронизм смешон, il a fait son temps*.

______________

* прошло его время (франц.).

 

- Да я, дядюшка, вовсе не из байронизма не...

- Я познакомлю тебя с здешними барынями, я беру тебя под свое крылышко, - перебил Матвей Ильич и самодовольно засмеялся. - Тебе тепло будет, а?

Слуга вошел и доложил о приезде председателя казенной палаты, сладкоглазого старика с сморщенными губами, который чрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам, "каждая пчелочка с каждого цветочка берет взяточку...". Аркадий удалился.

Он застал Базарова в трактире, где они остановились, и долго его уговаривал пойти к губернатору. "Нечего делать! - сказал наконец Базаров. - Взялся за гуж - не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков – давай их смотреть!" Губернатор принял молодых людей приветливо, но не посадил их и сам не сел. Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстух, недоедал и недопивал, все распоряжался. Его в губернии прозвали Бурдалу, намекая тем не на известного французского проповедника, а на бурду. Он пригласил Кирсанова и Базарова к себе на бал и через две минуты пригласил их вторично, считая их уже братьями и называя Кайсаровыми.

Они шли к себе домой от губернатора, как вдруг из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке, и с криком: "Евгений Васильич!" - бросился к Базарову.

- А! это вы, герр Ситников, - проговорил Базаров, продолжая шагать по тротуару, - какими судьбами?

- Вообразите, совершенно случайно, - отвечал тот и, обернувшись к дрожкам, махнул раз пять рукой и закричал: - Ступай за нами, ступай! У моего отца здесь дело, - продолжал он, перепрыгивая через канавку, - ну, так он меня просил... Я сегодня узнал о вашем приезде и уже был у вас... (Действительно, приятели, возвратясь к себе в номер, нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой - славянской вязью.) Я надеюсь, вы не от губернатора?

- Не надейтесь, мы прямо от него.

- А! в таком случае и я к нему пойду... Евгений Васильич, познакомьте меня с вашим... с ними...

- Ситников, Кирсанов, - проворчал, не останавливаясь, Базаров.

- Мне очень лестно, - начал Ситников, выступая боком, ухмыляясь и поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. - Я очень много слышал... Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать - его ученик. Я ему обязан моим перерождением...

Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.

- Поверите ли, - продолжал он, - что когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг... словно прозрел! "Вот, - подумал я, - наконец нашел я человека!"

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В1. Какому виду комического соответствуют карикатурные характеристики, подчёркивающие показную занятость и непоказную забывчивость губернатора и выражающие насмешку повествователя?

В2. С каким литературным направлением связано упоминание дядюшки о «байронизме»?

В3. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, строящийся на описании его внешности (например, облик Ситникова или председателя казённой палаты)?

В4. Напишите фамилию персонажа, в гости к которому Ситников повёл Базарова и Аркадия Кирсанова.

В5. Как называется краткое образное народное изречение, афористически обобщающее жизненный опыт (например, в реплике Базарова: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»)?

В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений (« сладкоглазный старик», «тревожное и тупое выражение»).

С1. Чему научился Ситников у своего учителя – Базарова?

С2. Назовите произведения русской классики, в которых используется приём пародийного двойничества персонажей, и объясните, в чём сходство с героями «Отцов и детей».

 

С1. Ситников – фигура в романе сугубо пародийная. «Научившись» у Базарова не признавать авторитетов, он тут же впадает в зависимость от авторитета Базарова. Чужой взгляд на вещи Ситников готов принять за свой собственный – именно поэтому он с пафосом повторяет готовые формулы «учителя». Если нигилист должен всё отриц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: