B1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли свое воплощение в «Отцах и детях».
B2. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
ВЗ. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
А) Евгений Базаров | 1) теплота и забота |
Б) Аркадий Кирсанов | 2) сословное высокомерие |
В) Павел Кирсанов | 3) открытость и восторженность |
4) грубость и резкость в оценках |
B4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Евгений Базаров | 1) получает ранение на дуэли |
Б) Аркадий Кирсанов | 2) женится на сестре Одинцовой |
В) Павел Кирсанов | 3) умирает от тяжёлой болезни |
4) делает Фенечку законной женой |
B5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
B6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
B7. В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
|
С2. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
ТЕСТ 4
Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.
– Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.
Николай Петрович притаился.
– Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета.
Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.
"Отставной человек" постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.
– Третьего дня, я смотрю, он (1) читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.
– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.
– Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"[1] на первый случай.
– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – "Stoff und Kraft" написано популярным языком...
– Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.
|
– Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это все ему в голову синьор этот вбил, _______________ этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.
– Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.
– И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.
– Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.
– Это почему?
– А вот почему. Сегодня я сижу да читаю (2)... помнится, "Цыгане" мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и (3) унес.
– Вот эту.
И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.
– Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?
– Пробовал.
– Ну и что же?
– Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.
– Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.
– Я по-немецки понимаю.
Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…>
|
– Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.
– Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В1. К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?
В2. Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к одной семье. Укажите их фамилию.
В3. В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из
ключевых слов произведения. Запишите это слово.
В4. В приведенном фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение- фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились». Запишите его.
В5. Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?
В6. В приведенном отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – отцы. Как называется разговор двух действующих лиц между собой?
В7. Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в
приведенном отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже.
С1. Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича?
С2. В каких еще произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»?
Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близки друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведенном диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно он понимает, то такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убежден в
своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвется в бой (см. его последнюю реплику).
Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке.
ТЕСТ 5
Часть 1
На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось.
В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей
малейшее развлечение. Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза - они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его. Напротив: он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе - Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью. Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его
и глядела на него с недоумением. Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания. Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. "Чего же хочу я еще?" - спрашивал он себя, а сердце все ныло. Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом.
- Что это? - спросила она, - сфинкс?
- Да, - ответил он, - и этот сфинкс - вы.
- Я? - спросила она и медленно подняла на него свой загадочный взгляд. - Знаете ли, что это очень лестно? - прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно.
Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие... но ничто не помогало. Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему;
казалось, никогда еще она так страстно его не любила... но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна... Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека; он мог похвастаться двумя, тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для
него потребностию, - знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Однажды, за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь как вкопанный близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка.
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1. Назовите героя романа, который рассказал Базарову историю отношений Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.
В2. Назовите имя героини романа, в образе которой Павел Петрович Кирсанов найдёт черты княгини Р.
В3. Как называется в произведении искусства описание внешности героя?
В4. Какую деталь в портрете княгини Р. Выделяет И.С.Тургенев?
В5. Выпишите словосочетание или целое предложение, которое передаёт отношение княгини Р. К Павлу Петровичу.
В6. Каким словом-символом Павел Петрович определил личность княгини Р.?
В7. Перечитайте последний абзац истории Павла Петровича (первое и второе предложение) и выпишите слово или словосочетание, которое определяет отношение автора к своему герою и к истории его любви.
С1. Как отнёсся Базаров к истории любви Павла Петровича? Какими убеждениями Базарова было вызвано такое отношение?
С2. Как средства художественной выразительности помогают понять образ княгини Р.? Какие женские образы русской литературы и почему напоминают вам образ княгини Р.?
ТЕСТ 6
- Вот, - начал наконец Павел Петрович, - вот вам нынешняя молодежь! Вот
они - наши наследники!
- Наследники, - повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. - Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте
пилюлю.
- Ты уже чересчур благодушен и скромен, - возразил Павел Петрович, - я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков, хотя выражаемся, может быть, несколько устарелым языком, vieilh, и не имеем той дерзкой самонадеянности... И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? "Я имею привычку предпочитать красное!" - отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение...
- Вам больше чаю не угодно? - промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней раздавались голоса споривших.
- Нет, ты можешь велеть самовар принять, - отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему: bon soir*, и ушел к себе в кабинет.
______________
* добрый вечер (франц.).
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1. Приведённый разговор братьев Кирсановых является одним из немаловажных событий романа. Каким термином обозначают совокупность таких событий. Повороты и перипетии действия в произведении?
В2. Слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют о несовпадении его позиции с позицией «детей». Как называется противостояние героев, имеющих противоположные мнения?
В3. Тема «отцов и детей» относится к традиционным общечеловеческим темам в литературе. Как называются такие темы?
В4. В приведённом фрагменте герои обмениваются репликами, размышляя на определённую тему. Как принято называть речевое общение героев?
В5. В высказываниях Павла Петровича звучит насмешка над молодым поколением. Укажите эту форму иносказания.
В6. Как называется приём, к которому прибегает И.С.Тургенев, описывая психологическое состояние Николая Петровича («Он в течение всего спора сидел как на угольях…»)?
В7. Речь павла Петровича богата эмоциональными восклицаниями и вопросами, обращёнными к реальному и вымышленному собеседнику. Как называются такие фигуры речи?
С1. Раскройте сущность позиции братьев Кирсановых по отношению к «наследникам».
С2. В каких произведениях русской литературы 19 века ставилась проблема поколений и чем решение этой проблемы отличается от тургеневского?
ТЕСТ 7
Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся. Базаров вообще говорил мало в присутствии "старичков Кирсановых" (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой. Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец.
Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
- Позвольте вас спросить, - начал Павел Петрович, и губы его задрожали, - по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают?
- Я сказал: "аристократишко", - проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.
- Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, - повторил он с ожесточением, - английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.
- Слыхали мы эту песню много раз, - возразил Базаров, - но что вы хотите этим доказать?
- Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному... bien public {общественному благу (франц.). }, общественному зданию. Личность, милостивый государь, - вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.
- Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров, - вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
Павел Петрович побледнел.
- Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?
Николай Петрович кивнул головой.
- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
- Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте - логика истории требует...
- Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.
- Как так?
- Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!
Павел Петрович взмахнул руками.
- Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?
- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий.
- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. -- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.
- Все?
- Все.
В1. К какому роду литературы относится произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
В2. В основе сюжета «Отцов и детей» - идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.
В3. Назовите фамилию братьев Николая Петровича и Павла Петрович, являющихся в «Отцах и детях» выразителями взглядов либерального дворянства.
В4. В данном эпизоде происходит обмен репликами между персонажами, в процессе которого Базаров и Павел Петрович высказывают свою точку зрения. Как называется такая форма общения между персонажами в художественном произведении?
В5. Какое художественное средство использует автор, чтобы подчеркнуть взволнованное состояние Павла Петровича: «весь горел нетерпением»?
В6. Как называется система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей и представленная в «Отцах и детях» Базаровым»
В7. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого («человеческая личность должна быть крепка, как скала »).
С1. Кто из героев одерживает победу в данном поединке?
С2. В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
ТЕСТ 7
Однажды они как-то долго замешкались; Николай Петрович вышел к ним навстречу в сад и, поравнявшись с беседкой, вдруг услышал быстрые шаги и голоса обоих молодых людей. Они шли по ту сторону беседки и не могли его видеть.
– Ты отца недостаточно знаешь, – говорил Аркадий.
Николай Петрович притаился.
– Твой отец добрый малый, – промолвил Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета.
Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.
"Отставной человек" постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.
– Третьего дня, я смотрю, он (1) читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.
– Что бы ему дать? – спросил Аркадий.
– Да, я думаю, Бюхнерово "Stoff und Kraft"[1] на первый случай.
– Я сам так думаю, – заметил одобрительно Аркадий. – "Stoff und Kraft" написано популярным языком...
– Вот как мы с тобой, – говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, – в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.
– Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? – с нетерпением воскликнул Павел Петрович. – Это все ему в голову синьор этот вбил, _______________ этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.
– Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.
– И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович.
– Да, – заметил Николай Петрович, – он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, – а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.
– Это почему?
– А вот почему. Сегодня я сижу да читаю (2)... помнится, "Цыгане" мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и (3) унес.
– Вот как! Какую же он книгу тебе дал?
– Вот эту.
И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.
– Гм! – промычал он. – Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?
– Пробовал.
– Ну и что же?
– Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.
– Да ты по-немецки не забыл? – спросил Павел Петрович.
– Я по-немецки понимаю.
Павел Петрович опять повертел книгу в руках и исподлобья взглянул на брата. Оба помолчали. <…>
– Да, брат; видно, пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди, – заметил со вздохом Николай Петрович.
– Ну, я так скоро не сдамся, – пробормотал его брат. – У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
____________________
[1] "Материя и сила" (нем.)
B1 К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого приведен выше?
B2 Три персонажа из четырех, действующих в отрывке, принадлежат к одной семье. Укажите их фамилию.
B3 В тексте сделан пропуск на месте слова, которое образовано от латинского «ничто», «ничего» и обозначает человека, отрицающего существующий порядок, традиции, устои. Оно является одним из
ключевых слов произведения. Запишите это слово.
B4 В приведенном фрагменте четыре раза (один раз в речи Базарова и три – в речи Николая Петровича) встречается предложение- фразеологизм, значение которого в словаре истолковано так: «чья-нибудь жизнь, успехи, деятельность заканчиваются или закончились».
B5 Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?
B6 В приведенном отрывке мы слышим два разговора. Сначала об «отцах» разговаривают «дети», потом о «детях» – отцы. Как называется разговор двух действующих лиц между собой?
B7 Вставьте вместо пропусков, отмеченных цифрами, фамилию поэта, о котором герои «Отцов и детей» будут неоднократно говорить на протяжении всего романа (одно из его произведений названо в
приведенном отрывке). Фамилию запишите в именительном падеже.
C1 Можно ли на основании этого отрывка говорить о разнице характеров Николая Петровича и Павла Петровича?
C2 В каких еще произведениях русской литературы поднимается тема конфликта поколений и как эти произведения перекликаются с «Отцами и детьми»?
С1. Николай Петрович и Павел Петрович – братья, достаточно близки друг другу люди. Однако у них разные характеры – и в приведенном диалоге эта разница выявилась. Николай Петрович более мягок, он готов признать правоту другого, настроен на диалог (и со своим сыном, и с его другом Базаровым). Главная его забота – не потерять контакт с Аркадием (поэтому он так «приник ухом», ожидая реакции сына на слова Базарова об «отставном человеке» и «спетой песенке», поэтому так опечалился, когда никакой реакции не последовало) и молодым поколением вообще. Его охватывает грусть от мысли, что между поколениями отцов и детей возникает пропасть; одновременно он понимает, что такое положение вещей неизбежно. Павел Петрович, наоборот, убежден в своей правоте. Именно поэтому он «нетерпеливо восклицает» в ответ на элегические реплики брата, ругает Базарова («лекаришка», «ненавижу», «шарлатан», «самолюбие какое противное» -- таких слов у Николая Петровича не встретишь). Именно поэтому он не намерен смиряться и рвется в бой (см. его последнюю реплику).
С2. Тема конфликта поколений поднимается во многих программных произведениях: например, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль», повести А.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.Грибоедова «Горе от ума», драме А.Островского «Гроза», романе Л.Толстого «Война и мир» и др. Красивый ход – обратиться к пушкинским «Цыганам», упомянутым в отрывке.
ТЕСТ 8
ЧАСТЬ 1
Матвей Ильич все-таки был сановник, хоть и считался либералом.
- Я советую тебе, друг мой, съездить с визитом к губернатору, - сказал он Аркадию, - ты понимаешь, я тебе это советую не потому, чтоб я придерживался старинных понятий о необходимости ездить к властям на поклон, а просто потому, что губернатор порядочный человек; притом же ты, вероятно, желаешь познакомиться с здешним обществом... ведь ты не медведь, надеюсь? А он послезавтра дает большой бал.
- Вы будете на этом бале? - спросил Аркадий.
- Он для меня его дает, - проговорил Матвей Ильич почти с сожалением. - Ты танцуешь?
- Танцую, только плохо.
- Это напрасно. Здесь есть хорошенькие, да и молодому человеку стыдно не танцевать. Опять-таки я это говорю не в силу старинных понятий; я вовсе не полагаю, что ум должен находиться в ногах, но байронизм смешон, il a fait son temps*.
______________
* прошло его время (франц.).
- Да я, дядюшка, вовсе не из байронизма не...
- Я познакомлю тебя с здешними барынями, я беру тебя под свое крылышко, - перебил Матвей Ильич и самодовольно засмеялся. - Тебе тепло будет, а?
Слуга вошел и доложил о приезде председателя казенной палаты, сладкоглазого старика с сморщенными губами, который чрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам, "каждая пчелочка с каждого цветочка берет взяточку...". Аркадий удалился.
Он застал Базарова в трактире, где они остановились, и долго его уговаривал пойти к губернатору. "Нечего делать! - сказал наконец Базаров. - Взялся за гуж - не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков – давай их смотреть!" Губернатор принял молодых людей приветливо, но не посадил их и сам не сел. Он вечно суетился и спешил; с утра надевал тесный вицмундир и чрезвычайно тугой галстух, недоедал и недопивал, все распоряжался. Его в губернии прозвали Бурдалу, намекая тем не на известного французского проповедника, а на бурду. Он пригласил Кирсанова и Базарова к себе на бал и через две минуты пригласил их вторично, считая их уже братьями и называя Кайсаровыми.
Они шли к себе домой от губернатора, как вдруг из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке, и с криком: "Евгений Васильич!" - бросился к Базарову.
- А! это вы, герр Ситников, - проговорил Базаров, продолжая шагать по тротуару, - какими судьбами?
- Вообразите, совершенно случайно, - отвечал тот и, обернувшись к дрожкам, махнул раз пять рукой и закричал: - Ступай за нами, ступай! У моего отца здесь дело, - продолжал он, перепрыгивая через канавку, - ну, так он меня просил... Я сегодня узнал о вашем приезде и уже был у вас... (Действительно, приятели, возвратясь к себе в номер, нашли там карточку с загнутыми углами и с именем Ситникова, на одной стороне по-французски, на другой - славянской вязью.) Я надеюсь, вы не от губернатора?
- Не надейтесь, мы прямо от него.
- А! в таком случае и я к нему пойду... Евгений Васильич, познакомьте меня с вашим... с ними...
- Ситников, Кирсанов, - проворчал, не останавливаясь, Базаров.
- Мне очень лестно, - начал Ситников, выступая боком, ухмыляясь и поспешно стаскивая свои уже чересчур элегантные перчатки. - Я очень много слышал... Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать - его ученик. Я ему обязан моим перерождением...
Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
- Поверите ли, - продолжал он, - что когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг... словно прозрел! "Вот, - подумал я, - наконец нашел я человека!"
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1. Какому виду комического соответствуют карикатурные характеристики, подчёркивающие показную занятость и непоказную забывчивость губернатора и выражающие насмешку повествователя?
В2. С каким литературным направлением связано упоминание дядюшки о «байронизме»?
В3. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, строящийся на описании его внешности (например, облик Ситникова или председателя казённой палаты)?
В4. Напишите фамилию персонажа, в гости к которому Ситников повёл Базарова и Аркадия Кирсанова.
В5. Как называется краткое образное народное изречение, афористически обобщающее жизненный опыт (например, в реплике Базарова: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»)?
В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений (« сладкоглазный старик», «тревожное и тупое выражение»).
С1. Чему научился Ситников у своего учителя – Базарова?
С2. Назовите произведения русской классики, в которых используется приём пародийного двойничества персонажей, и объясните, в чём сходство с героями «Отцов и детей».