Знакомство с методической литературой и опытом работы различных хоровых студий и детских хоровых коллективов.




1. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения

пению».

«Теория и практика вокальной работы в хоре».

 

2. Струве Г.П. «Дидактические основы обучения пению».

« Хоровое сольфеджио».

« Поёт детский хор» /репертуарный сборник/.

 

3. Буланов В. «Метод музыкального и вокального развития

учащихся в условиях интенсивной работы

детского хора».

 

4. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».

 

5. Романовский Н.В. « Хоровой словарь».

 

6. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей»

/ в общеобразовательной школе/.

 

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫФОНОПЕДИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫВ. В. ЕМЕЛЬЯНОВА

 

Фонопедическая система, автором которой является В. В. Емельянов, ведет отсчет с 1986 г. Пожалуй, ни одна из методик работы с голосом не вызывала столько спорных мнений. До сегодняшнего дня сохраняется определенная конфронтация ее восторженных почитателей и противников.

. Значение термина «фонопедия» В. В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося».

Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена В. В. Емельяновым в ряде работ, и в том числе, в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж». Здесь В. В. Емельянов сформулировал основные принципы фонопедического метода развития голоса:

1. Первый принцип «генетически исходного»:

Это механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека: голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК). Через них выражаются сильные эмоциональные состояния (радость-смех, боль-стон, гнев-крик, обида-плач, горе-рыдание и т. д.). В них каждый звук (кашель, чихание, выдувание, плачь, шип, рычание, гудение, крик, смех, вой, писк и т. п.) несет свою энергию и имеет физическую (телесную) природу.

2. Второй принцип:

направлен на формирование сложного певческого двигательного навыка. Навык складывается из элементарных двигательных операций, каждая из которых абсолютно доступна любому человеку. Если навыка от природы нет, т. е. нет певческого голоса, то певческий навык в может быть постепенно сформирован путем элементарных операций.

3. Третий принцип саморегуляции голосообразующей системы:

создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.

Основой физиологически правильного певческого дыхания, единого для всех певцов, является саморегуляция дыхательного аппарата в пении.

4. Четвёртый принцип элементарных операций:

формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших, далее неразделимых на сознательном уровне, операций.

5. Пятый принцип повторяемости:

многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.

6. Шестой принцип наблюдаемости:

визуальной и осязательной. Он актуален при артикуляционной гимнастике, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, контролируется с помощью зеркала.

7. Седмой принцип самоимитации:

повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений. Он способствует автоматизации усваиваемых певческих навыков.

8. Восьмой принцип эстетического негативизма:

пение нарочито некрасивым голосом.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:

  • Расширение диапазона
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
  • Усиление насыщенности звука
  • Полетность
  • Улучшение вибрато
  • Большая певучесть звука
  • Свобода
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом

Сам В. В. Емельянов признает свою систему подготовительной, вспомогательной и фонопедической по отношению к вокальной педагогике как целостному процессу воспитания певца-музыканта и адресована, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позволяют успешно обучаться традиционными методами. Ее преемственность с вокальной методикой и заключается в охарактеризованных принципах, которые оценены по всему миру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: