Психология беременности и материнства с позиции психоанализа




Развитие экзистенциального направления в философии способствовало росту интереса общества к психологии личности, и все больше стран выступает за гуманизацию беременности. Благодаря этому беременность перестали рассматривать как «болезнь». Это привело к тому, что психологические составляющие периода беременности стали предметом научного знания.

Известно, что перинатальная психология изначально появилась в рамках психоаналитических моделей Г.Х. Грабера – ученика З. Фрейда [5]. З. Фрейд изначально не признавал психологической специфики периода беременности и его важности в периодах онтогенеза развития личности [4]. А в начале XX века З. Фрейд согласился со своим учеником, что события перинатального онтогенеза откладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь человека [5].

Многие исследователи психоанализа рассматривают беременность как инстинктивное влечение. С точки зрения ортодоксального фрейдизма, желание женщины иметь ребёнка возникает как результат её зависти к мужчине. Образ будущего ребёнка эквивалентен пенису, поэтому женщина таким образом компенсирует свой недостатк.

С позиций микропсихоанализа С. Фанти также обращал внимание на инстинктивные влечения, отмечая, что противоположно направленные влечения к жизни и смерти находят своё отражение в представлениях женщины о будущем ребёнке. А само состояние во время беременности он буквально называет «войной» и пишет о том, что первая реакция матери по отношению к своему ребёнку – это попытка отторжения [3].

Представители неофрейдизма изучают социально–психологические и социокультурные феномены беременности и материнства. Так, например, К. Хорни говорит, что беременность и материнство являются способом реализации творческого начала женщины. А пренебрежительное отношение к беременности со стороны мужского психоанализа вызвано восхищением жизнетворными способностями женского пола и завистливой обиды мужчин на женщин.

Как отмечает Д. Пайнз, в первый триместр беременности для некоторых женщин плод является катексисом, имеющим определенную внешность, пол. Когда эти женщины узнают о своей беременности, они начинают фантазировать и мечтать о своём ребёнке, его образ возникает в их сновидениях и бессознательных фантазиях. Такие женщины предвкушают хорошее материнство, какое пережили со своей матерью. Для них потеря ребёнка (выкидыш) – болезненная утрата [1].

Для другой категории женщин плод составляет часть их тела, от которого можно избавиться так же легко, как от аппендикса. Их желание забеременеть не имеет своей конечной целью материнство. Беременность для них может быть бессознательным средством подтверждения своей женской сексуальной идентичности, физической зрелости. Плод в их фантазиях представлен не как ребёнок, а скорее как аспект плохого Собственного Я. При анализе психики таких женщин было выявлено, что их ранние детские отношения с собственной матерью были заполнены разочарованием, гневом и виной. Утрата плода для них скорее облегчение, чем потеря.

Во втором триместре, когда ребёнок начинает шевелиться, второму типу женщин приходится признать, что он является отдельным человеческим существом, со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. В этом триместре Д. Пайнз связывает появление тревоги (даже если беременность желанная во втором триместре случаи повышения тревоги часто встречаются) с пониманием неизбежного отделения объекта и страха кастрации [1].

Для современных психоаналитических моделей, изучающих беременность и материнство, можно выделить следующие общие черты.

1. Современные авторы–психоаналитики видят в беременности психофизический и психосоциальный феномен, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью психосексуального развития личности женщины и ребёнка.

2. Беременность рассматривается как кризисная точка на пути поиска женской идентичности, из которой невозможен возврат.

3. Беременность подразумевает конец существования женщины как отдельного независимого существа и начало бесповоротных отношений «мать–дитя». Это происходит независимо от того, рождается ребёнок или нет [1].

4. В качестве основного условия формирования отношений «мать– дитя» выступает формирование образа будущего ребёнка. И новые объектные отношения, которые начнут развиваться только после рождения, ребёнка во многом будут зависеть от переживаний матери во время беременности и представлений о своём будущем ребёнке. Также образ оказывает глубокое воздействие на первоначальную реакцию родившегося ребёнка [2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: