Контроль освоения учебного материала.




Ответить на вопросы:

1.Какие периоды в развитии литературы 20 века нашли отражение в поэзии конца20 века-начала 21 века?

2.В чем особенности авторской песни?

3. Что объединяет поэтов «традиционной поэзии» и поэтов начала 21 века?

Домашнее задание. Дать идейно-художественный анализ одного из стихотворений указанных авторов (Б.Ахмадуллиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева) (по вашему выбору)

 

 

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении «По улице моей который год…» (1959) Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают её.

 


Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

Для Ахмадулиной дружба важнее, чем любовь. Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передает чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». В сборник «Друзей моих прекрасные черты» (1999) вошли поэтические портреты современников Ахмадулиной (Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой).

По улице моей который год

Звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

Той темноте за окнами угоден.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

Утешусь, прислонясь к твоей груди,

Умоюсь твоей стужей голубою.

Запущены моих друзей дела,

Нет в их домах ни музыки, ни пенья,

И лишь, как прежде, девочки Дега

Голубенькие оправляют перья.

Дай встать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву и поднести к лицу,

И ощутить сиротство как блаженство.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

Вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

Друзья мои, туманит ваши очи.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

Твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

Кто умерли или доселе живы.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

Как холодно ты замыкаешь круг,

Не внемля увереньям бесполезным.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

И вот тогда – из слез, из темноты,

Из бедного невежества былого

Друзей моих прекрасные черты

Появятся и растворятся снова.

– Как относится автор к тем, кто забыл о былой дружбе?

Лирическая героиня искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Но нет ни жалоб, ни осуждения. Героиня не виновата в том, что так происходит, она не противится уходу своих товарищей, пытается лишь понять его причины.

Сначала звучит восклицание: «О, одиночество, как твой характер крут!» Но мир одиночества приносит и духовные блага («тишь библиотек», «строгие мотивы» концертов). В затворничестве героиня постигает «тайный смысл» предметов, «детские секреты» природы… Познав «мудрость и печаль», лирическая героиня вновь – уже с более глубоким чувством – видит друзей своих «прекрасные черты»…

– Какие поэтические приемы использует автор для раскрытия внутреннего состояния героини?

Произведение написано в жанре романтической элегии, передающей его высокую, торжественно печальную тональность. Инверсия («запущены моих друзей дела»), славянизмы («очи», «не внемля»), восклицательное междометие «О» создают приподнятую интонацию.

Сложные метафоры (обращение к одиночеству «Умоюсь твоей стужей голубою»), образные ассоциативные сравнения (одиночества – с циркулем, замыкающим круг, а самой себя – с «баловнем», «обласканным» одиночеством), психологические и эмоционально-оценочные эпитеты («беззащитных», «бесполезным» и др.) позволяют ощутить атмосферу одиночества и одновременно душевную тревогу за судьбы друзей.

Учитель. Тема творчества – следующая, самая мучительная тема Ахмадулиной:

Всю ночь напролет для неведомой цели

Бессмысленно светится подвиг души…

Смотрю, как живет на бумаге строка

Сама по себе. И бездействие это

Сильнее поступка и слаще стиха.

«Луна в Тарусе», 1976

В «Осени» (1962) героиня ощущает себя частью природы:

Не действуя и не дыша

Все слаще обмирает улей.

Все глубже осень, и душа

Все опытнее и округлей.

Она вовлечена в отлив

Плода, из пустяка пустого

Отлитого. Как кропотлив

Труд осенью, как тяжко слово.

Тема природы стала важнейшей в сборнике «Сад», удостоенном Государственной премии в 1989 году. Если в поэзии Цветаевой сад – это покой, отдых от постоянных забот, то у Ахмадулиной это не только стремление к спокойной жизни, но также связь с темой творчества, глубокими раздумьями о судьбе. Поэтесса умеет разглядеть все многоцветье окружающего её мира, поэтому так много в лирике Ахмадулиной цветов: гордые розы, загадочные сирень и черемуха, колокольчики, робкие лютики и многие другие растения:

Фиалки, водосбор, люпин,

Качанье перьев, бархат мантий.

Но ирис боле всех любим:

Он – средоточье черных магий.

«Пора, прощай, моя скала…», 1985

А. Твардовский, П. Антокольский, С. Довлатов, Б. Окуджава, В. Высоцкий.

Один из «шестидесятников», близкий друг поэтессы, Л. Шилов, справедливо сказал о ней: «Белле Ахмадулиной как русскому поэту в высшей степени присуще ощущение чужой боли как своей, абсолютная нетерпимость к произволу и насилию, мгновенная, взрывчатая реакция на любое проявление пошлости и подлости, безоглядное восхищение высотой человеческого духа… её стихам присущи… необычайная пристальность взгляда, пристрастие к «высоким» словам и оборотам речи, любовь ко всему живому и умение радоваться каждому новому дню».

IV. Итог урока.

 

Фигура Татьяны Бек сыграла важную роль в современном литературном процессе. Её деятельность – это не только яркие и искренние стихотворения, но и литературоведческие и критические работы.

Татьяна Бек родилась в Москве в семье писателей Александра Бека и Наталии Лойко. Её первые публикации датируются 1965 годом и относятся к журналу "Юность". Это два стихотворения, начинающиеся строками "Утро вечера мудренее" и "Я из этого шумного дома".

 

Я раскрыта земле этой настежь: вместе с нею надеюсь и мру

По искренности и уровню откровения некоторые строки Бек сами собой напрашиваются на сравнение с поэтическим голосом Цветаевой.

Но вот уже и точка,

Чтоб не было вранья.

Ты маменькина дочка,

Поэзия моя.

...А где-то, где-то, где-то

Грохочут поезда,

И громом их нагрета

Огромная звезда!

Под этими же словами можно сказать и некоторой "скромности" поэзии Бек. Она не стремится объять необъятное, а из больших абстрактных категорий – всегда работа лишь в поэтическом дискурсе ("И я боюсь, и мне не верится,//Что больше слово не засветится").

 

И если Цветаева стала программным и грандиозным поэтом русской литературы, то у творчества Бек такая перепрочтения ещё имеется в будущем. В то же время, крайне ценно в современной поэзии видеть нечто, что можно прочитать через культуры серебряного века.

Фото: https://sukharev.lib.ru/Photo/Bek300902/Bek-TA-01-34.jpg.htm

Серебряный век был одной из сфер интереса Татьяны Бек, ей принадлежит сборник "Акмэ. Антология акмеизма" и антология "Серебряный век". Глубокие знания этого культурного периода повлияли, пожалуй, не только на её поэзию, но и на творчество многих её семинаристов. В интернете уже сейчас имеются интересные воспоминания и размышления её учеников, например, мемуары Евгения Степанова "Бек с препятствиями, или Записки соседа" или эссе "Литература других регионов" Анастасии Строкиной.

 

Как наставник и как поэт, в поэзии больше всего Татьяна Бек ценила искренность повествования, наитие.

 

Ох ты, время лиходеево!

Выморочная сторонка!

(...Ни посаженного дерева,

Ни родного ребятенка...)

Льется песня помертвелая, -

А когда-то вся звенела:

- Как же ты, такая смелая,

Оказалась не у дела?

Он страшнее воя зверьева -

Этот плач из одиночки!

...Ни посаженного дерева,

Ни голубоглазой дочки...

 

Её первый сборник "Скворешники", выпущенный в 1974 году наиболее хорошо исполняет функцию картотеки, документа времени, исполненного не только пейзажных зарисовок, но и наблюдений характеров, настроений. И вместе с тем, уже первый сборник отвечает на вопрос "для чего?" написаны стихотворения – это запечатления уникальных опытов, часто озарений.

 

Он спросит, почему я так сутулюсь,

А я неслышно улыбнусь взамен,

И мы поедем вдоль продрогших улиц

Полозьями - по осени - к зиме...

И на ветру захлопают афиши.

Внизу замрут московские дома.

А я - на санках. Я лечу все выше.

Туда, где снег, сугробы и зима. (Заморозки)

 

Второй сборник "Сегирь", датированный 1980 годом представляет несколько другой взгляд, в котором меньше топографии, больше природы и внимания к чувствам, а значит, больше лиризма.

 

Вдохновение - это не навык.

Это - школьник, который влюблен.

Не умею писать без помарок!

Я горю. Я страшна, как огарок:

Я, гуляя, спугнула ворон (Вдохновение - это не навык.)

 

"Замысел" (1987) – третий сборник стихов вместил в себя ещё более яркие стихотворения, ещё более пёстрый и более народный синтаксис и, пожалуй, наметил поэтический курс Бек в сторону поэзии озарений.

 

Здравствуй, калина-малина! Привет,

Сказочный пень прошлогодней порубки...

Осень сошла по ступеням на нет

И объявляет об этом поступке. (Здравствуй, калина-малина! Привет…)

Татьяна Бек скончалась 7 февраля 2005 года в Москве.

Теги:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: