Домашняя самостоятельная работа




по дисциплине «Современный русский язык. Морфология»

 

Задание 1. Перепишите словосочетания, установите начальную форму имени. Определите лексико-грамматический разряд имени и укажите, по каким признакам он может быть определен.

Образец выполнения

Словосочетание, н.ф. имени, название разряда Семантический показатель разряда Грамматический показатель разряда
попал в мышеловку (н.ф. мышеловка) 1) нариц. сущ.   2) неодуш. сущ.   3) конкретное сущ.     1) обозначает предмет из ряда однородных; 2) обозначает неживой предмет;   3) обозначает конкретный предмет;     1) имеет форму обоих чисел (мышеловкамышеловки); 2) форма им.п. мн.ч. совпадает с формой вин. п. мн.ч.; 3) поддается счету: имеет формы обоих чисел, сочетается с количественными числительными (две / три / сорок мышеловок)
проявите терпение (н.ф. терпение) 1) нариц. сущ.     2) неодуш. сущ.   3) абстрактное сущ.     1) обозначает понятие из ряда однородных;   2) обозначает неживое понятие;   3) обозначает абстрактное понятие;     1) не имеет грам. показателя, так как не изменяется по числам;   2) форма им.п. ед.ч. совпадает с формой вин. п. ед.ч.; 3) не поддается счету: имеет форму только ед. числа, не сочетается с количественными числительными, имеет суффикс -ени[j]-
золотое кольцо (н.ф. золотой) относительное прил. обозначает признак через отношение к материалу (кольцо из золота) не имеет краткой формы, форм сравнения и субъективной оценки, не образует наречие на -о и абстрактных сущ.. производное (золотØой ← золото)
золотое сердце (н.ф. золотой) качественное прил. обозначает непосредственный признак – характер человека, так как так говорят о милосердном человеке, который совершает добрые поступки грамматических показателей не имеет, так как по форме является относительным
две дамы (н.ф. две) 1) простое числ.; 2) количественное числ.;   1) в основе один корень; 2) обозначает определенное количество лиц   1) нет показателей; 2) можно заменить цифрой
моя работа (н.ф. мой) 1) притяжательное мест.;   2) мест.-прил.   1) указывает на принадлежность признака лицу, отвечает на вопрос чья? 2) указывает на признак, отвечает на вопрос чья?     1) нет показателей;     2) может изменяться по падежам, числам и родам, в предложении является согласованным определением, может быть заменено именем прилагательным

Задание 2. В предложениях подчеркнутые глаголы охарактеризуйте по плану: (1) частное значение (действие, мышление и др.); (2) спрягаемая/ неспрягаемая форма, основа, от которой образована форма и формальное средство образования; (3) вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, лицо, число, падеж (если данные категории присущи глаголу); (4) синтаксическая функция.

Образец выполнения

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки.

Побежали – глагол движения, перемещения в пространстве,эта спрягаемая глагольная форма образуется от основы инфинитива побежа- при помощи суффикса - л -. Данный глагол совершенного вида (отвечает на вопрос что сделали? и в значении есть указание на внутренний предел движения); непереходный (не управляет формой В.п. без предлога); невозвратный (нет постфикса - ся -); разноспрягаемый; употреблен в форме изъявительного наклонения (нет частиц бы, пусть, называет факт, осуществляемый в реальности), прошедшего времени (суффикс - л -, называет факт, осуществляемый до момента речи), мн. ч. (флексия - и). В предложении является простым глагольным сказуемым.

Сверкающие – глагол цветового обозначения (или зрительного восприятия), эта неспрягаемая глагольная форма (причастие) образуется от основы настоящего времени сверкаj - при помощи суффикса - ущ -. Данный причастие несовершенного вида (отвечает на вопрос что делающие? и не содержит указания на достижение внутреннего предела); непереходный (не может управлять формой В.п. без предлога); невозвратный (нет постфикса - ся -); I спряжения (показать – инфинитив на - ать); употреблен в форме настоящего времени и действительного залога (суффикс - ущ -,), в форме И.п., мн. ч. (флексия - ие). В предложении выполняет функцию согласованного определения.

 

Задание 3. В предложениях разграничьте краткие формы прилагательных, наречия и слова категории состояния. Приведите доказательства.

Образец выполнения

В передней было темно. Темно – часть составного именного сказуемого в односоставном безличном предложении, обозначает состояние окружающей среды, отвечает на вопрос каково?, поэтому это категория состояния.

На песке тяжело дышала щука. Тяжело – обстоятельство в двусоставном предложении, зависит от глагола, называет процессуальный признак, отвечает на вопрос как?, поэтому это наречие.

Ночь стала еще темнее. Темнее – часть составного именного сказуемого в двусоставном предложении, обозначает непроцессульный признак имени существительного, отвечает на вопрос какова?, можно заменить полным прилагательным (ночь стала темной), поэтому это имя прилагательное в форме сравнительной степени.

Задание 4. Найдите все наречия речи и охарактеризуйте их (1) по значению и (2) с точки зрения образования – производное или непроизводное.

Задание 5. Определите часть речи отмеченных единиц, у каждой грамматической единицы опишите ВСЕ морфологические признаки (см. примеры морфологического анализа).

 


 

Вариант № 1

Задание 1. Вымысел, губернатор, святки, духи, картинная (галерея), золотая (осень), девичьи (косынки), мраморный (столик), пастушья (жалейка), небесная (лазурь), трем (мушкетерам), двадцать третье (февраля), семеро (козлят), сколько (девчат), их (смысл), поцеловала его, некого винить, кто-то позвонил, всякий (вопрос), нет тебя.

Примечание. Разбираются имена, которые не заключены в скобки.

Задание 2. Будучи еще студентом, я часто ездил на каникулы к крестной матери своей – княгине Прасковье Сергеевне Соловецкой, имение которой находилось недалеко от нашего. Княгиня представлялась мне чопорной, подтянутой старушкой, она овдовела и имела замашки барыни былых времен, но с состоянием, уже приходящим в упадок. Зимою она находилась в провинциальном городе, в собственном доме, а на лето переезжала к себе.

Задание 3. Все это чрезвычайноинтересно. Все оказалось гораздо сложнее. Дымком пахнет сильнее, чем днем. Было еще свежо после ночи. Небо было неподвижно.

Задание 4. Моя мать вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и всегда сверху покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным. Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!

Задание 5. Когда³ он вернулся к Маше, чтобы³ сказать, что все в порядке, она подняла голову и³ посмотрела на него, как³ на³ чужого.

 

 

Вариант № 2

Задание 1. Галчонок, мысль, наваждение, газ, сладкий (аромат), осенние (пейзажи), туманное (изложение), черная (вода), старухина (голова), детское (доказательство), двенадцатью (месяцами), троим (студентам), двадцать пятое (марта), несколько (книг), самый (свежий), её (глаза), увидел их, узнай меня, тот (дом), который.

Примечание. Разбираются имена, которые не заключены в скобки.

Задание 2. Окончив гимназию, попал я на лето в имение к моему дядюшке. На моей вихрастой голове уже была надета студенческая фуражка, и чувствовал я себя так, как будто бы весь мир только того и ждал, чтобы приветствовать меня, мою свободу и благословить меня на какую-то новую жизнь.

Мне шел тогда восемнадцатый год, и сердце мое было отравлено той нежной и пугливой мечтою, которая исчезает вместе с юностью. Впрочем, не все теряют вместе с весенними днями душевную чистоту и нежность. И дядюшка мой, Степан Егорович, когда-то, в молодости, влюбился он в одну московскую барышню, генеральскую дочку, и сделал ей предложение.

Задание 3. В сенях было сыро. Чем весеннее день, тем тяжелее на душе у Родьки. Это всем должно быть понятно. За окнами весело перекликались женщины. Мне надобно идти.

Задание 4. Если бывало часа три свободного времени, они уезжали гулять в Спасское-Лыково: троллейбусом до конечной остановки, там немного пройти и затем полчаса речным трамвайчиком. Село стояло на высоких холмах, поросших сосновым бором. Москва давно уж подступила со всех сторон к этому древнему полудеревенскому-полудачному уголку, обтекла его, устремилась дальше на запад, но почему-то не поглотила его совсем: сосны бора стояли, заливной луг зеленел, и высоко на холме над рекою поверх сосен плыла стоймя колокольня старой спасско-лыковской церкви, видная издалека отовсюду. Спустившись с дощатого причала на тропу, которая вилась вдоль берега, они шли и шли, разговаривая, дыша речным воздухом, обходя рыболовов и с неприязнью поглядывая на маленькие автомобильчики, неведомо как прорвавшиеся сюда, хотя проезжей дороги к берегу не было, и стоявшие, загораживая тропу, у самой воды. Тут находилось их убежище.

Задание 5. (1) Он никогда не³ заглядывал в³ дневник, чтобы проверить, правду ли³ говорит сын. (2) Глаза у капитана маленькие, неопределенного, будто³ вылинявшего, цвета. (3) В Италии Ушаков был и прославился не только военной доблестью, но и³ мудрой политикой.

 

Вариант № 3

Задание 1. Комизм, инспектор, нежность, минералка, муравьиная (работа), лимонный (лист осины), пушистый (хвост), жизненная (необходимость), (у парня) волчьи (глаза), дубовые (кустарники), несколько (дам), одна четвертая (зуба), пятеро (буйволят), пятьсот (книг), всю (природу), каждое (утро), некоторые (вопросы), эта (грёза), его узнала, его (фотография).

Примечание. Разбираются имена, которые не заключены в скобки.

Задание 2. Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресло и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, придумывая: нельзя ли отделить от не еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще остается много чистого пробела.

Задание 3. Звук становился громче. Плохо так поступать. Так поступать плохо. Работать хорошо. Хорошо работать с Вами. В лазере все благополучно.

Задание 4. Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они отогрелись, и от них тянуло запахом спирта.

Лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что кроны сосен закутывались подчас туманом.

Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки. Там в зарослях от терпкого запаха ивовых листьев как будто сводило кожу на лице.

Задание 5. Обыкновенно против идиотов принимаются известные меры, чтобы³ они не все опрокидывали, что встречается им на³ пути. Но³ меры эти почти всегда касаются только³ простых идиотов. В³ 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – «замолаживает».

 

Вариант № 4

Задание 1. Дискант, супружество, ребёнок, ткань, китайские (глазки (о человеке)), золотая (пшеница), (с кольчуги) медной, багровую (шишку (в значении «нос»)), собачий (лай), лебединая (шейка), семьсот (рублей), четверо (саней), столько (идей), девятнадцать (дней), иное (дело), мне пела, самый (младший), я к Вам, кое-что знаю, негде послушать.

Примечание. Разбираются имена, которые не заключены в скобки.

Задание 2. В творчестве он бежал от истертых, заношенных слов, отыскивая в живой, родниковой речи слова, досель никем не тронутые и полнозвучные. Человек величайше совестливый и от природы застенчивый, он был непримирим в сочинительстве: «К принятым литературным формам – как пишут стихи и драмы – не лежала душа. Мне хотелось выразить свое по-своему». Его отличала высокая требовательность к себе: «Чувствую понижение словесного уровня. Стихия языка рассеивается. Чтение Даля вовсе не для того, чтобы пустить в оборот слова, но без них можно задохнуться. Чтение русского – воздух».

Задание 3. Воспитание характера идет трудно. Слушать Вас всегда приятно. Приятно иметь дело с хорошим человеком. В лазере все благополучно. Воспитание характера идет трудно. Трудно свой хлеб добывал человек.

Задание 4. Среди этой обширной и пустынной страны, где, казалось, так недавно человек начал подчинять природу своей воле, где так редко встречались небольшие села и деревни и большие огороженные села, города, западный путешественник с нетерпением ждал, когда же покажется тот знаменитый город, который давал имя целой стране, в котором пребывал неограниченный владыка ее. И вот перед ним развертывалась Москва и вдали производила сильное и выгодное впечатление: на неизмеримом пространстве черная громада домов, но над этою черною громадою поднималось бесчисленное множество церковных глав и колоколен, и выше всех поднимался Кремль, жилище великого государя, с белою каменною стеною, наполненный белыми каменными церквами с позолоченными главами, и посредине высокий белый столп с золотою головою, Иван Великий.

Задание 5. Нельзя сказать, чтобы³ не³ было минут, в³ которые как будто³ пробуждался он ото³ сна.

 

Вариант 5

Задание 1. Люди, Адам, пшеница, зверьё, зерновой (хлеб), токсичные (вещества), антипригарное (покрытие), чистый (носик), на гагачьем (пуху), Дашина вера, семестровый (отчет), трое (жеребят), от пяти игрушек, восьмой элемент, столько (всего), некий (способ решения), другое (решение), узнал его, некого позвать, их (щечки), который (час)?

Задание 2. Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки, шарфы и шарфики. Проходившие очки удивленно и близоруко косились на Пелагеин передник. Вертлявые береты больше поглядывали на Дуняшку. Она даже слышала, как один берет сказал другому: «Гляди, какая вишенка» Блеск! Натуральный напиток!». И она деревенела от робости и смущения. Проходили всякие шляпы – угрюмо надвинутые и лихо заломленные. Дуняшка дивилась цветочным горшочкам и горшочкам для гречневой каши, мелким тарелочкам и эмалированным мисочкам и просто ни на что не похожим. Шныряли авоськи с картошкой и хлебом, плавно покачивались сетки с мандаринами.

Задание 3. Что же так больно и так трудно? Но собрать собак после охоты трудно. Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь, легко обо мне подумай, легко обо мне забудь. Как в сумерки легко дышать на берегу! Легко двигалась в танце девушка, уверенно выполняя сложные па.

Задание 4. На улице еще было светло, и силуэт Марьи Львовны плотно, но не слишком черно темнел мохнатыми контурами. Слатины жили в далеких ротах Измайловского полка, так что едва ли что интересное на безлюдной улице могло привлечь внимание Марьи Львовны. Но незаметно было, чтобы она и поджидала кого-нибудь, она, по-видимому, случайно стояла, машинально направя свой взор на городской пейзаж. Какие-то неровно топочущие шаги заставили ее обернуться. На пороге стоял Ландышев … Лицо у Салатиной было незначительно и замечательно добродушно. Кроме того, она любила говорить и совсем не умела выдерживать пауз. Поэтому она быстро воскликнула:

Входите, входите, я слышала, кто-то идет, но не думала, что это вы.

Задание 5. «Люди решительно ни во³ что не ценят чужого времени, хотя³ оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при³ всем желании». Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от³ Р.Х. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже³: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах.

Вариант 6

Задание 1. Нравственность, фонема, содружество, икринка, подружкина (тайна), соловьиные (песни), соловьиные (голоса Вити и Егора), мужественный (поступок), огромный (вес), питерский завод, мукомольная (фаза), три (товарища), семнадцатый (год), три пятых от сделанного, столько (забот), какой-нибудь (персонаж), весь (дом), знает её, её (поступок), каждый (аргумент), нет ни у кого.

Задание 2. Два человека не виделись двадцать лет. Они расстались юношами, а встретились поседевшими, помятыми жизнью мужчинами. Война, потеря близких, годы труда, надежд, устройство дома, маленькие удачи, которые когда-то радовали, а сейчас забылись, – все это они пережили порознь. Они стали совсем разными людьми. И жили за тысячи километров друг от друга. И ничто их не связывало, кроме давнишних воспоминаний.

Задание 3. Близко уже полдень; небо знойно; Кругом все пусто, все спокойно. – Что вы мне вкручиваете, это же наш кок Анисья, – спокойно сказал кочегар. Море спокойно.

Задание 4. Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах. (…) Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой.

Задание 5. В³ 31 год Фарадей записал в своей настольной книжке: «Превратить магнетизм в электричество». Так записывают себе задания в календаре. Среди³ историй великих открытий открытие Фарадея антилегендарно. Не падало яблоко, не³ прыгала крышка чайника. Случай не приходил на³ помощь. Десять лет он отбирал вариант за³ вариантом.

 

 

Вариант 7

 

Задание 1 .Беспредельность, Вера, лохмотья, мука, солодовый (батон), семейная (среда), теплые (цвета), женственные (образы), лисичкин (хлеб), мятная (начинка), жемчужный (цвет кожи), 200 (грамм), в 2018 (году), четверо (друзей), несколько (акцентов), все (оттенки), свой (человек), мои (слова), нет его, с кем-то ушла, любой (вопрос).

Задание 2. Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки, шарфы и шарфики. Проходившие очки удивленно и близоруко косились на Пелагеин передник. Вертлявые береты больше поглядывали на Дуняшку. Она даже слышала, как один берет сказал другому: «Гляди, какая вишенка» Блеск! Натуральный напиток!». И она деревенела от робости и смущения. Проходили всякие шляпы – угрюмо надвинутые и лихо заломленные. Дуняшка дивилась цветочным горшочкам и горшочкам для гречневой каши, мелким тарелочкам и эмалированным мисочкам и просто ни на что не похожим. Шныряли авоськи с картошкой и хлебом, плавно покачивались сетки с мандаринами.

Задание 3. Что же так больно и так трудно? Но собрать собак после охоты трудно. Но только не стой угрюмо, главу опустив на грудь, легко обо мне подумай, легко обо мне забудь. Как в сумерки легко дышать на берегу! Легко двигалась в танце девушка, уверенно выполняя сложные па.

Задание 4. На улице еще было светло, и силуэт Марьи Львовны плотно, но не слишком черно темнел мохнатыми контурами. Слатины жили в далеких ротах Измайловского полка, так что едва ли что интересное на безлюдной улице могло привлечь внимание Марьи Львовны. Но незаметно было, чтобы она и поджидала кого-нибудь, она, по-видимому, случайно стояла, машинально направя свой взор на городской пейзаж. Какие-то неровно топочущие шаги заставили ее обернуться. На пороге стоял Ландышев … Лицо у Салатиной было незначительно и замечательно добродушно. Кроме того, она любила говорить и совсем не умела выдерживать пауз. Поэтому она быстро воскликнула:

– Входите, входите, я слышала, кто-то идет, но не думала, что это в

Задание 5. Здоровый, свежий, как³ девка, детина, третий от³ руля, запевал звонко один, вырабатывая чистым голосом; пятеро подхватывало, шестеро выносило – и разливалась беспредельная, как Русь, песня; и³, заслонивши ухо рукой, как бы³ терялись сами певцы в её беспредельности. Становилось как-то вольготно, и думал Чичиков: «Эх³, право, заведу себе когда-нибудь деревеньку!»…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: