Тема: звук В. Привитие навыков чёткого произношения звука в словах и во фразовой речи. Зима (продолжение).
Цель: научить детей узнавать звук В на слух и произносить его в словах.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, фигурки-символы: колокольчики — символ звонкости (по числу детей); сюжетная картинка о зиме, рисунки волка и совы.
Ход занятия
Оргмомент.
2.Игра «Покажи верхний заборчик» — «Прикрой его». Уточнение артикуляции звука В.
Поднять верхнюю губу, показав верхние зубы, удержать в этой позиции на счет «раз-два-три», опустить губу, опять поднять и т. д. Такие движения повторить три-четыре раза.
3. Вспомним игру «Ёжик»: поднять нижнюю губу к верхним зубам и сдунуть с руки ватку или бумажку, при этом верхняя губа поднята — ффф.
4. Игры «Волк воет» и «Вьюга»: к звуку Ф добавляется голос. При необходимости можно приложить руку к гортани, чтобы почувствовать, что в горле что-то дрожит, — получится ввв.
5. Игры «Не пропусти вьюгу», «Волки воют» — узнавание звука В на слух при изолированном его произношении и в слогах: В, У, В, М, Б, В, Ф...; ВА, ФУ, ВО, МЫ, БЕ, ВЫ, УУ, ВУ... Услышав «вьюгу» или «вой волка», дети хлопают в ладоши или отмечают это другим способом: а) показывают рукой на большое изображение волка или зимы, метели, расположенное перед ними; б) поднимают фишку — колокольчик (символ звонкости звука В).
6. Игра «Запомни и назови».
Детям показывают четыре-пять предметных рисунков с названиями, начинающимися со звука В, правильно их называют, затем закрывают экраном. Дети должны запомнить их и назвать в том же порядке. За правильный ответ ребёнок получает фишку или на время берёт картинку себе.
Примерные слова (картинки): волк, сова, воробей, дерево, валенки, варежки, корова и др.
|
Назови по порядку».
Дети называют по порядку имена детей, взявших картинки. Отвечают те из них, которые не участвовали в игре. Для большей наглядности дети с картинками выходят вперёд и становятся в порядке расположения рисунков.
А что у него (у неё)?».
Дети вспоминают названия картинок у каждого ребёнка, в результате все запоминают их по порядку.
9. Беседа по сюжетной картинке о зиме.
Какое время года изображено на картинке?
(Зима.)
Что дети лепят из снега?
(Снеговика.)
Что надето на руки?
(Варежки.)
Во что дети обуты?
(Валенки.)
Какая птичка прыгает по снегу?
(Воробей.)
Какая птица сидит на дереве и каркает?
(Ворона.)
Где растёт много деревьев?
(В лесу.)
Кто воет в лесу?
(Волки.)
Какая птица ночью не спит?
(Сова.)
(Работа по картинке «Сова»: ребята вспоминают всё, что знают о сове.)
Разучивание стихотворения «Сова».
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит,
Во все стороны глядит.
Потешка.
Ва-ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Во-во-во-во, мы любуемся совой.
Вы-вы-вы-вы, не видно ушек у совы.
Ву-ву-ву-ву, мы увидели сову.
Загадки.
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк.)
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)
Подведение итогов занятия.
— Вы все хорошо поработали, правильно произносите звук В, ваши губки работают, ротик открывается, голос звонкий. Молодцы!
Этот материал можно разделить на несколько занятий или добавить к нему что-то новое. С учётом индивидуального подхода к детям следует дозировать слуховые и артикуляционные упражнения, а также практический материал, заучивание стихотворений; учитывается и состояние произношения звуков у каждого ребёнка.
|
Конспект занятия с детьми четырёх с половиной пяти лет
Тема: звук Ш, правильное его произношение в словах и фразовой речи. Одежда.
Цель: воспитание фонематического восприятия звука Ш на слух и в произношении.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, фигурки-символы: шарик — символ глухости звука Ш (для каждого ребёнка) и зеркала.
Ход занятия
Оргмомент.
Что повторяется?»
Произносятся три слова со звуком Ш в разных позициях: кошка, душ, шапка.
—Какой звук будем сегодня узнавать и хорошо произносить?
— Звук Ш.
Уточнение артикуляции звука Ш (работа перед зеркалом).
Упражнения «Чашечка», «Обнять языком верхнюю губу», «Погладим чашечкой языка нёбо».
На что похоже?»
Шшш — лес шумит, гусь шипит, шар лопнул, паровоз едет, тишина и др.
5. «Изобразите!»
«Лес шумит!» — дети поднимают руки вверх и, покачиваясь из стороны в сторону, произносят шшш. «Паровоз едет!» — руками, согнутыми в локтевых суставах, изображают движение поезда, одновременно в том же темпе произносят звук шшш-шшш-шшги. «Тишина» — дети подносят пальчик к губам и произносят шшш (тише).
Кто запомнит?»
Предлагаются слоговые ряды: ША-ШО-ШИ-ШУ, ШО-ШО-ШИ-ШУ, ШУ-ША-ШИ-ШИ.
Нужно повторить их в том же порядке.
Что лишнее?»
СА-СА-СА-ША-СА..., ШО-ШО-ШО-ША ШО..., ШУ-ЖУ-ШУ-ШУ... Назвать «лишний» слог.
Когда шипит?»
Узнавание звука Ш в словах на слух: Маша, косы, душ, жук, санки, кошка, шапка, заяц, чайник, Миша, машина, сумка, шуба, каша... (Дети отмечают звук заранее обусловленным жестом, словом, показывают фигурку шара или хлопают в ладоши.)
Положи правильно».
Предметные рисунки лежат на столе. Каждый ребёнок берёт картинку, правильно её называет и кладёт в одну из двух стопок: со звуком UJ или без него.