Теория. Лекарственные средства первой помощи. Лекарственные средства для приема внутрь. Лекарственные средства для наружного применения. Перевязочный материал, средства остановки кровотечения.
Практические работы: 1.Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот.
Образ жизни и вредные привычки (5часов).
Практика. Подготовка презентаций по здоровому образу жизни. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни. Занятия физической культурой. Рациональное питание. Личная гигиена. Закаливание. Отказ от вредных привычек.
Состав табачного дыма. Механизм действия никотина на организм человека. Влияние веществ табачного дыма на жизненно важные системы органов человека. Заболевания, вызываемые курением. Пассивное курение. Методы избавления от табачной зависимости.
Действие алкоголя на организм. Пагубное влияние алкоголя на системы органов человека. Алкоголизм и проблемы, которые он вызывает. Деградация личности. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Группы наркотических веществ. Наркомания. Физическая зависимость от наркотиков. Губительное влияние наркотических веществ на организм человека.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Вид работы | ||
практ. раб. | теория | ||||
1. | Введение | ||||
2. | Вода и её роль в биологических системах | ||||
3. | Биогенные элементы и их соединения | ||||
4. | Бионеорганическая химия и медицина | ||||
5. | Решение задач по общей химии с медико-биологической направленностью | ||||
6. | Химия в домашней аптечке | ||||
7. | Образ жизни и вредные привычки | ||||
Итого | |||||
Тематическое планирование
|
№ п\п | Наименование раздела и тем | Коли-чество часов | |||
Введение (2ч) | |||||
.Биохимия как наука. История развития биохимии. | |||||
Значение биохимии. Методы биохимических исследований и их характеристика. | |||||
Вода и её роль в биологических системах (3ч) | |||||
Вода в биосфере. Вода в жизни живых организмов | |||||
Физико-химические свойства воды | |||||
Вода в клетке и организме | |||||
Биогенные элементы и их соединения (8ч) | |||||
Классификация и распространенность химических элементов в организме человека. | |||||
Водород и его соединения. | |||||
Практическая работа №1. Простейшие способы очистки воды из природных источников. | |||||
Углерод и его соединения. | |||||
Кислород, сера и их соединения. | |||||
Азот, фосфор и их соединения. | |||||
Атомы галогенов и их соединения. | |||||
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Биогенные элементы и их соединения». | |||||
Бионеорганическая химия и медицина (10ч) | |||||
Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме. | |||||
Натрий и калий. | |||||
Магний и кальций. | |||||
Повторный инструктаж по технике безопасности. Химия ионов d-металлов в организме. | |||||
Практическая работа №2. Получение комплексных соединений. | |||||
Марганец и молибден. | |||||
Железо и кобальт. | |||||
Практическая работа №3. Изучение состава препарата «Ферроплекс. | |||||
Медь и цинк. | |||||
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Бионеорганическая химия и медицина». | |||||
Решение задач по общей химии с медико-биологической направленностью (4 ч) | |||||
Решение задач по теме «Количество вещества» и «Строение атома». | |||||
Решение задач на вывод формул и расчеты по формулам. | |||||
Решение задач по теме «Электролиз». | |||||
Решение задач по теме «Растворы». Расчеты по уравнению реакции. | |||||
Химия в домашней аптечке (2 ч) | |||||
Лекарственные средства первой помощи. | |||||
Практическая работа №4. Изучение свойств салициловой и ацетилсалициловой кислот». | |||||
Образ жизни и вредные привычки (5 ч) | |||||
Здоровый образ жизни. | |||||
Табакокурение и никотиномания. Алкоголь и алкоголизм. | |||||
Наркотики и наркомания. | |||||
Семинар на тему «Образ жизни и вредные привычки» | |||||
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Биохимия и медицина» | |||||
Содержание курса
|
Класс
Взаимосвязь и регуляция обмена веществ (1 час).
Общие представления о взаимосвязи обмена веществ в клетке. Понятие о ключевых метаболитах. Взаимосвязь белкового и нуклеинового обмена, значение регуляторных белков. Взаимосвязь углеводного и белкового обмена. Взаимосвязь обмена углеводов и липидов.
|
Уровни регуляции обмена веществ: клеточный, организменный. Основные механизмы регуляции обмена веществ в клетке. Организменный уровень регуляции. Гормональная регуляция обмена веществ.
Белки (4 часа).
Роль белков в построении и функционировании живых систем. Аминокислотный состав белков. Понятие о протеиногенных аминокислотах. Способ связи аминокислот в белковой молекуле. Пептиды. Природные пептиды (глутатион, вазопрессин, энкефалины, эндорфины и др.), их физиологическое значение и использование в качестве медицинских препаратов. Химический синтез пептидов заданного строения и возможности их применения. Структура белковых молекул.
Первичная структура белков. Принципы и методы определения первичной структуры белка. Автоматические и молекулярно-генетические методы определения первичной структуры. Компьютерные банки данных о первичной структуре белков. Эволюция первичной структуры белков.
Вторичная структуры белков. Связь первичной и вторичной структур белковой молекулы. Классификация белков по элементам вторичной структуры. Доменный принцип структурной организации белков. Понятие о структурных и функциональных доменах (на примере иммуноглобулинов и каталитически активных белков).
Третичная структура белков. Типы связей, обеспечивающих поддержание третичной структуры. Динамичность третичной структуры белков. Предсказание пространственного строения белков исходя из их первичной структуры.
Четвертичная структура белков. Конкретные примеры четвертичной структуры белков (гемоглобин, лактатдегидрогеназа, каталаза и др.).
Номенклатура и классификация белков. Функциональная классификация белков и характеристика отдельных групп: структурных, сократительных, защитных, токсических, рецепторных и регуляторных. Белки (металлотионеины, гемоглобин и др.) как детоксикантыксенобиотиков в организме.
Практические работы:
1. Разделение аминокислот методом распределительной хроматографии на бумаге.
2. Приготовление раствора белка (яичного альбумина). Разделение белков куриного яйца по их растворимости. Денатурация белков.
Ферменты (4 часа).
Разнообразие каталитически активных молекул. Каталитически активные белки (энзимы), каталитически активные РНК (рибозимы), каталитически активные антитела (абзимы). Каталитическая функция белков. Различия в свойствах ферментов и катализаторов иной природы. Специфичность действия ферментов. Роль отечественных ученых (И. П. Павлов, А. Е. Браунштейн, П. А. Энгельгардт и др.) в развитии энзимологии. Ферменты мономеры (трипсин, лизоцим) и мультимеры (глутатион-редуктаза). Понятие о коферментах. Коферменты — переносчики водорода и электронов (НАД, НАДФ, ФАД), и атомных групп (АТФ, кофермент-А, НДФ-сахара).
Множественные формы ферментов и их функциональное значение. Значение исследования множественных форм ферментов для медицины. Механизм действия ферментов. Фермент-субстратные комплексы. Активаторы и ингибиторы ферментов. Влияние ксенобиотиков на активность ферментов.
Номенклатура и классификация ферментов. Принципы классификации ферментов.
Промышленное получение и практическое использование ферментов. Иммобилизованные ферменты. Перспективы практического использования рибозимов и абзимов для борьбы с заболеваниями человека.
Практические работы:
1. Сравнительный анализ продуктов кислотного и ферментативного гидролиза ди- и полисахаридов (на примере сахарозы и крахмала).
2. Влияние на активность ферментов температуры, рН, активаторов и ингибиторов.