Фундаментальные структуры




Введение

 

апреля 1686 года Ньютон представил лондонскому Королевскому обществу свои «Математически начала натуральной философии», содержавшие основные законы движения, а также четкие определения фундаментальных понятий, которыми мы пользуемся и сегодня - таких, как масса, ускорение, инерция. Вероятно, наибольшее воздействие на умы оказала третья книга «Начал», озаглавленная «Система мира» и заключавшая в себе закон всемирного тяготения. Спустя три века после этой величайшей даты в истории человечества многое изменилось. С невероятной скоростью выросла наука, пронизавшая жизнь каждого из нас. Горизонты нашего познания расширились до фантастических пределов. В микромире физика изучает процессы, связанные с размерами порядка 10-15 сантиметра и промежутками времени порядка 10-22 секунды. С другой стороны, космология подводит нас к промежуткам времени порядка 1010 лет - к «возрасту Вселенной». Наука более чем когда либо переплелась с техникой. Радикально обещают изменить нашу жизнь биотехнологии, информатика и электроника.

Параллельно с этими количественными изменениями происходят глубокие качественные перемены, которые выходят за пределы науки и сказываются на самих представлениях о мироздании. Великие основатели науки подчеркивали всеобщность и вечность законов природы. Они пытались строить универсальные схемы, которые воплощали бы в себе идеал рациональности. Эта рациональность, можно сказать, своего рода механизация, постепенно отдалила человека от природы. И сегодня мы имеем парадокс. Современная наука только-только начинает подтверждать знания, которые веками использовали алхимики, шаманы, колдуны и предсказатели.

История поисков чего-то единого, что описывало бы все и везде, и в тоже время было изящно простым и понятным, как все гениальное, полна драматизма. Были моменты, когда эти замыслы, казалось, были близки к воплощению и уже было рукой подать до некоего фундаментального уровня, на котором можно вывести все свойства материи. Так было, когда Бор предложил свою знаменитую модель атома, сводившую материю к простым планетарным системам, образуемым элементарными частицами. Еще один раз дух у человечества захватило, когда у Эйнштейна появилась надежда слить все физические законы в единой теории поля. Этой проблеме великий ученый посвятил 20 лет своей жизни, но успеха, увы, не достиг.

Тем не менее добиться успехов удалось в объединении некоторых основных сил природы. Но фундаментальность продолжает от нас ускользать. Везде, куда ни глянь - от физики элементарных частиц и до астрономии - мы видим движение, разнообразие, нестабильность. Смысл и порядок организации материи понять очень сложно. Практически нереально охватить весь объем знаний, накопленный современной наукой, чтобы обобщить их. И среди умов современности можно нередко встретить пессимистические настроения. Французский химик и микробиолог, один из авторов гипотезы генетического переноса информации Ж. Моно, говорил: «Человек должен, наконец, окончательно пробудиться от своих тысячелетних грез и, пробудившись, осознать свое полное одиночество, свою глубокую изоляцию; понять, что он влачит цыганское существование на окраине чуждого ему мира. Мира глухого к его музыке и безразличного к его чаяниям не менее, чем к его страданиям или преступлениям». Но вместе с тем человек должен понять свою исключительность на планете Земля. Ведь именно ему дана способность активно познавать мир. Именно он может проникать вглубь материи и в далекий космос. Именно он наделен чувствами, которых нет у окружающей его живой природы и не дающих ему покоя, смирения с законами природы. «Все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства уступают самому ничтожному разуму, ибо разум сознает все это сам по себе, а они нет» - писал Паскаль. Эта мысль, мне кажется, должна стать девизом любого ученого, стремящегося познать мир, сделать его понятным и доступным для окружающих.

 


Фундаментальные структуры

 

То что мы видим, не состоит из вещей, которые нам кажутся.

Дж. К. Максвелл

 

Начать, пожалуй, следует с самого основного. Так сказать, фундаментального. На протяжении веков человек задумывался, из чего состоит мир, что является мельчайшим звеном, своеобразным кирпичиком, из которых построено все. Интересно, что человек не сразу пришел к своеобразной дискретности в отношении основы мироздания. Древние философы видели первопричину всего не в каких-то частицах, а в «стихиях»: земле, огне, воде, воздухе. Они считали, что из каких-либо комбинаций этих вещей состоит все. А мировой океан не назовешь мельчайшим кирпичиком. Позже Демокрит пришел к идее атомов - мельчайших частиц, не делимых ни при каких условиях. С признанием этой идеи в человеческом уме уже прочно закрепилось представление, что наш мир состоит из каких-то очень маленьких зернышек, которые, комбинируясь между собой, слагают все известные и неизвестные нам вещи.

Позже гипотеза Демокрита блестяще подтвердилась. Но ведь теперь для любого школьника не секрет, что сам атом состоит, по крайней мере, из трех видов более мелких частиц. Теперь уже они, в свою очередь, были названы элементарными. А с развитием технологии человеку предстало множество этих самых элементарных частиц. Причем их оказалось так много, что появился вопрос: а в самом деле они элементарные? Оказалось, что нет. Были обнаружены кварки. Из них, как считают физики, состоят элементарные частицы. А вместе с лептонами, мезонами и барионами перестали быть элементарными и другие элементарные понятия. Например, элементарный электрический заряд. Сравнительно долгое время считалось, что этот самый маленький из возможных зарядов равен заряду электрона, то есть примерно 1.6·10-19 Кл. А что же оказалось? Кварки-то несут на себе заряд или 1/3 или 2/3 от «элементарного».

Короче говоря, с развитием научной мысли, с новыми скачками технического прогресса человек стал способен заглядывать в микромир все глубже и глубже, подтверждая свои теоретические выводы о существовании мельчайших частиц, которые он считает элементарными. Но дальше эти частицы перестают быть для него мельчайшими. Человек продолжает двигаться «в глубины материи» обнаруживая все новые частицы, которые оказываются подобно матрешке вложены одни в другие.

Согласно логическим рассуждениям, после бесконечного числа делений какой-нибудь конечной величины мы должны получить нуль. Можно предположить, что основой всего в нашем мире и является такая «нулевая» субстанция, которую будем называть эфиром. Как и математический нуль, она не обладает никакими свойствами, она нерастяжима и существует везде.

Здесь можно вспомнить Парменида, который отрицал множественность и видел первооснову мира в неком Едином. Это единое и можно назвать эфиром. Зенон, отстаивая правоту такой теории, создал свои знаменитые апории, которые показывали невозможность движения, множественности. Это и «Дихотомия», и «Ахилл и черепаха» и другие. Основной принцип этих рассуждений основан на бесконечности деления, которое никогда не может кончиться, а поэтому тело никогда не начнет движение, стрела не долетит из одной точки в другую и так далее. Вообще, бесконечность - одно из самых загадочных понятий. Надо признать, что это чистый вымысел, в том смысле, что бесконечность человек сначала придумал, а потом стал ее объяснять. Интересно дать определение бесконечности. В брошюре А.Лотова «Введение в философию компьютерных существ», где изложены принципы «новой философии», как ее назвал автор, приводится такое определение бесконечности: «в бесконечном промежутке может уложиться любой конечный промежуток». С этим определением нельзя не согласиться. Но вернемся к предыдущим рассуждениям. Как сказано выше, Зенон строил свои апории на понятии бесконечности, бесконечности деления. Но резонно поставить вопрос - может ли деление осуществляться бесконечно. К примеру, возьмем одну часть и разделим ее на две. Получим две меньшие части. Разделим каждую из полученных частей еще пополам. Теперь у нас будет четыре части, каждая из которых вчетверо раз меньше исходной. Дальше у нас таких частей станет восемь, затем шестнадцать, тридцать две и так далее. Заметим, что каждый раз, складывая эти части, мы обязательно получим исходную. Очевидно, что количество частей постепенно увеличивается. В пределе мы получим бесконечность таких частей. Но каков будет их размер? Размер каждой части должен оказаться нулевым. Но если к нулю прибавить нуль, то, как говорится, ничего хорошего мы из этого не получим. У нас опять получится нуль. Сложим три нуля - такой же результат. Четыре, пять, шесть - то же самое. Нам не удастся получить исходный объект деления. Следовательно, бесконечного деления не может существовать. Бесконечного в том смысле, что в результате получается нуль. Процесс деления всегда конечен, а результатом его является конечная, хотя и очень маленькая величина. И из этих элементарно малых кирпичиков и должен составляться наш мир. Тогда тело, вопреки Зенону, начнет свое движение, и это движение будет происходить прерывисто. Положение движущегося тела в пространстве будет изменяться на конкретную величину, но очень маленькую. Назовем ее элементалом (именно такой красивый термин почему-то пришел мне в голову).

Подводя итог, можно сказать, что все в мире происходит дискретно, с шагом, равным размеру элементала. То есть не бывает плавности, если можно так сказать. Все состоит из элементалов. Каждый сразу спросит - а каков же размер этого элементала. Поразмышляем над этим. Элементал мы получили путем деления. Значит, определив количество актов деления, мы автоматически узнаем размер этого элементала. Как было сказано, деление не может осуществляться бесконечно. Но вопрос в том, где остановить деление. На него, наверное, не представляется возможным ответить. Ведь если прибегнуть, например, к привычной десятичной системе исчисления, то можно поступить следующим образом. А именно, записывать постепенно увеличивающееся число делений. Какое большое число мы бы ни написали, оно всегда будет конечно. А деление чего-то на конечное число всегда тоже даст конечный результат. Но где же тот предел, когда этот результат достигнет размеров элементала? Как ни парадоксально, но, следуя логике, мы никогда его не получим. Ведь можно бесконечно прибавлять единицы в разряде единиц нашего числа, отражающего число выполненных нами делений. Но всегда мы будем получать конечный результат. Не побоюсь на основании этого сделать такой вывод. Бесконечность недостижима, так как для того, чтобы ее достичь, требуется бесконечно большой промежуток времени. Аналогично, можно сказать, что в основе мира не может лежать какое-то Единое, как говорил Парменид. На образование вещей из этого Единого надо было бы затратить бесконечно большой отрезок времени. А поэтому мир бы никогда не образовался бы. То есть в основе всего лежит этот самый элементал. Получается, что его тоже нельзя достичь, но логика говорит, что он есть, иначе мира просто бы не было вокруг. Существовало бы одно однородное бесконечное и вечное Единое. Кроме него не было бы ничего.

Но в самом начале наших рассуждений было высказано предположение, что первоосновой мира является эфир. Он не обладает никакими свойствами, он нерастяжим и существует везде. В самом деле. Если предположить, что мир состоит из неких «шариков»-элементалов, находящихся в пустоте, то мы бы пришли к следующему. По логике вещей, мы находимся на так называемом первичном уровне материи, меньше которого нет ничего. То есть на этом уровне существуют только эти «шарики»-элементалы и еще что-то, в чем они находятся, которое мы назвали пустотой. Если предположить, что элементал и пустота противоположны по своей сути, то они должны обладать противоположными свойствами. В качестве примеров таких свойств мы возьмем размер. Как говорилось раньше, у элементала он безусловно есть, так как если бы его не было, то, выражаясь кратко, сумма нулей дала бы нам нуль. Но если пустота противоположна элементалу, у которого есть размер, то у нее не должно быть этого самого размера. А коль нет размера, то есть нет никакой протяженности, то и нет места, которое занимала бы эта пустота. Получается, что на самом деле пустоты нет. То есть нет той пустоты, которая была бы противоположна по свойствам элементалу. Отсюда напрашиваются два вывода. Или есть только элементалы, которые конечного размера и составляют все. Или между этими элементалами есть что-то, сходное по свойствам с ними. Представим себе узор, образованный из капель воды на какой-то поверхности. Капли разделены промежутками разной величины, и поэтому узор виден. Что будет, если убрать промежутки между каплями? Получится одна большая капля, лужица, а ни о каком узоре уже не может быть и речи. Так почему нельзя сказать, что если между элементалами ничего не будет, то они все образуют один общий, однородный, бесконечный и вечный элементал, который будет точь-в-точь как Единое у Парменида. Мира не будет. А раз так, то между элементалами есть промежутки, которые обладают одинаковой с ними природой, а конкретно у них есть размер, так как мы показали, что его не может не быть.

Вот тут и вспомним об эфире. Он и является первоосновой всего. Из его сгущений образуются элементалы и он же заполняет промежутки между ними. Можно сказать, что все состоит из сгущений эфира. Только он сгущается не плавно, а дискретно, порциями, равными по размеру элементалу. Все в мире дискретно и изменяется согласно «элементальным» приращениям. А плотность сгущения эфира определяет свойства тел.

Возникает вопрос - какова мера эфира, то есть конечен или бесконечен мир? Обратимся к данным физики, почерпнутым мной из журнала «Химия и жизнь» за 1983 год. Там сказано, что на сегодняшнем этапе развития технологии человечество продвинулось вглубь материи на уровень кварковых структур. Но... Отдельные элементарные частицы состоят из кварков, а другие нет. У кварков пока не обнаружено внутренней структуры. И самое интересное, что при делении элементарных частиц кварки не могут быть получены в свободном состоянии. Элементарные частицы содержат или два, или три кварка. При делении «трехкварковой» частицы по идее должен получится один изолированный кварк плюс два других оставшихся. Но этого не происходит. Около одного кварка тут же из вакуума(!) появляется другой, а около двух других - еще один. В вакууме ничего не может находиться, кроме нашего эфира. Уж не он ли, сгущаясь, образует кварки? Но тогда размер кварка - это размер элементала? Скажем, что кварки отличаются по свойствам. А могут ли по свойствам отличаться элементалы, одинаково образованные из эфира? Интуитивно мне кажется, что могут. Каким-то образом могут получаться противоположные по свойствам элементалы (+ и -), которые, аннигилируя, обратно возвращаются в эфир. Но свойства кварков не ограничиваются только их противоположностью. Есть еще синие, красные и зеленые кварки (так их называют), отличающиеся по какому-то другому признаку. Опять обратимся к элементалу. Как объяснить различность в свойствах вещей, если они состоят из однородных частиц, не отличающихся по свойствам. Это, наверное, нельзя объяснить только разницей в количестве частиц, составляющих каждое тело. А деление частиц на + и - дало бы тоже только такое противоположное деление в свойствах окружающих нас тел. То есть элементалы бывают разные, отличающиеся не только в одном, а в большем количестве свойств. Так обстоит дело и с кварками. Неужто ученые действительно дошли до предела, продвигаясь в глубь материи? Может и да, а может и нет. Но если да, то у мира есть одна граница. А если есть одна, то почему бы не быть другой. А если так, то мир конечен. А если мир конечен, то его можно познать. Вопрос только во времени. Но если другой границы мира нет, то он бесконечен. А было сказано, что бесконечности нельзя достичь. Но ее нельзя достичь, применяя конечную скорость. А если сама скорость бесконечна? Тогда получаем математическую неопределенность, приводящую к частному бесконечностей. Как видно, вопрос упирается как раз в термин БЕСКОНЕЧНОСТЬ. На данном этапе человеческого развития ее нельзя ощутить, ее можно только представить. По логике наших предыдущих рассуждений ее не может быть, с точки зрения человека, и все-таки ее не может не быть. Но это, как мне кажется, вопрос уже другого уровня знаний (об этом будет сказано дальше). На данном этапе можно сказать, что мир нам представляется бесконечно(опять!) сложным. Но если он конечен, то он прост, так как его можно познать, используя нашу, человеческую, конечную скорость познания. Если мир бесконечен, то его мы познать не можем (на данном этапе развития). Но в силу той же бесконечности может существовать разум с бесконечной(?) скоростью познания, который сможет познать мир.

Интуитивно мне представляется бесконечность мира, но надо помнить и об элементале, посредством которого из эфира образуется все вокруг.

 

Образование вещей

 

Коль скоро мы заговорили о бесконечности, познании, разуме, то перейдем к этому вопросу. То есть будем считать, что мы выяснили, как образуются вещи во Вселенной. Хотя эти выводы довольно спорны и я могу сам привести аргументы против них, но почему-то кажется, что они в основе своей правильные. Так вот. Выясним, какова природа вещей, то есть одинаковы они или нет. И если нет, то как их можно разделить.

Если тела образуются из элементалов, то они сходны. Будем называть все, что образуется из элементалов, то есть вообще все - материей. Тут я сразу хочу сказать об идеалистах и материалистах. Мне кажется, что деление всего на «сознание» и «материю» неправильно. То есть деление их как на противоположности. Это части одного целого - единой первоматерии, образованной в результате соединения элементалов. Они как две части единого целого. И возникли они в одночасье, то есть одновременно в результате какого-то события, давшего начало нашему миру. Астрономы говорят о Большом взрыве. Может это и есть то событие, в результате которого все и возникло. То есть ни что не первично и ни «материя», ни «сознание» не являются порождениями друг друга. Они едины и взаимосвязаны, составляют как бы две стороны одной медали. Пожалуй, это самое удачное сравнение. И эти «две стороны» нашего мира, как мне кажется, существуют следующим образом. «Материя», сгущаясь на «элементальные» приращения, образует частицы, атомы и т. д. Сюда входят и поля. Ведь поля - это волны. А даже школьнику известно про дуализм понятия волны и частицы. То есть волна проявляет свойства частицы и наоборот. Связь между длиной волны и массой частицы устанавливает предложенная де Бройлем формула l = h / mv. Просто наши органы чувств и созданные нами приборы, в одних случаях, воспринимают объект как частицу, в другом - как волну. А «сознание» существует в виде каких-то информационных полей. Это вид материи (без кавычек!), который несет в себе информацию. И «материя» и «сознание» взаимодействуют. Результатом их объединения и является жизнь в нашем ее понимании, то есть образуется живой организм.

В курсе биологии описываются клеточные процессы. При этом говорится, что, например, «рибосома движется по ДНК» или «Т-РНК приносит в рибосому нуклеатиды». И есть еще много примеров такого движения. Но что двигает молекулы? Мне кажется, именно душа, то есть часть «сознания» составляет двигатель и систему управления живого организма, заставляет функционировать различные системы правильно, обеспечивает движение веществ на клеточном уровне, участвует в процессе мышления. Она несет в себе информацию, которая, взаимодействуя с материей, приводит к жизни. Причем не всякий материальный носитель может соединиться с душой. Он должен иметь определенный уровень организации для этого, обладать какими-то определенными свойствами. Действительно, человек рано или поздно стареет и умирает, его материальная часть становится неспособна больше удерживать душу. Причиной этого может быть и химический состав, или что-то еще. Может своеобразная энергия души иссякает и становится не в силах больше правильно регулировать процессы (ведь именно к старости у человека начинает портиться здоровье). А это в свою очередь приводит к изменению материального носителя и он становится неспособным удерживать душу.

В «духовном мире» тоже должен существовать некий иерархический порядок. Ведь не все живые организмы одинаковы. Одни могут то, чего другие не могут и наоборот. Можно предположить, что существуют разные ступени развития души, как не странно это звучит. Причем «материя» тоже стоит на различных уровнях организации.

Но такое предположение ставит в свою очередь множество вопросов. Конечна ли эта иерархическая лестница. Если так, то существует что-то низшее и высшее (то есть Бог в нашем представлении). Логично предположить, что формы, стоящие на определенной ступени организации имеют знания о том, что стоит ниже их. Таким образом, если иерархическая лестница конечна, то должен существовать некий мировой разум, обладающий знаниями обо всем, что существует в мире.

Другой вопрос - возможен ли переход с одного уровня организации на другой и в чем он заключается. Можно привести пример - почти каждый скажет, что, например, собака не сможет стать человеком. Значит переход с одной ступени на другую невозможен. Но, с другой стороны, суть разума можно определить как способность к самопознанию. Человек стремится познать себя, значит он разумен. А познав себя, он станет обладать знаниями о той ступени, на которой он находится, то есть станет на ступень выше. Но, согласно вышеизложенному, он не должен обладать знаниями о той ступени, на которой он находится, так как это ставит его выше этой ступени. Таким образом, оказавшись на следующей ступени человек, снова старается познать себя, то есть он понимает, что то, что он познал на предыдущей ступени, составляет лишь часть от какого-то объема знаний. Но каков этот объем? На этот вопрос можно ответить, зная, конечна ли иерархическая лестница или нет. Если да, то процесс познания конечен, если нет - то процесс познания бесконечен. Тут мы заговорили о разуме и определили его как способность к самопознанию. Но есть и еще одно важное свойство - генерация новых идей. Как можно понять не все живые существа разумны. Но так как было сказано, что именно разум обеспечивает переход вверх по лестнице степеней организации, то можно сказать, что не все способны совершенствоваться. То есть с какой-то ступени можно подниматься. А стоящие на нижних ступенях этого сделать не смогут. Но есть и еще один вывод. Ведь было предположено, что для того, чтобы «сознание» соединилось с «материей» нужно, чтобы их уровни организации совпадали. Но ведь если в процессе познания «сознание» переходит на другой уровень организации, то сможет ли удерживать его «материя»-носитель? Если предположить, что носитель не меняется, то получается, что совершенствование невозможно. То есть можно в познании достигнуть определенной границы и все. Иначе говоря, познание конечно?.. Но предположим, что носитель меняется. Изменение, совершенствование души приводит к изменению материального носителя. Ведь мы сказали, что именно «сознание» двигает вещества на молекулярном уровне, сообщает организму информацию, согласно которой он развивается. Так если «сознание» меняется, то меняется и носитель, так как ему будет сообщаться уже новая информация. А так как выше было сказано, что «материя» и «сознание» равноправны, то и изменения носителя должны приводить к изменению души. Сказанное, кажется, подтверждается процессом эволюции. То есть сначала происходила эволюция «материи» под действием внешних факторов, приводящая к ее совершенствованию и к тому, что она стала способна удерживать все более и более совершенные виды «сознания». И вот эволюция дошла до переломного момента. «Схему лестницы» можно сравнить с рядом целых чисел … -3 -2 -1 0 1 2 3…. В нем тоже «проглядывается» перелом - это нуль. До него идут отрицательные числа, после - положительные. Так и в организации материи. Есть некий перелом, до которого стоят неразумные существа, а после - разумные. Возникает вопрос - а что же «в нуле». А там, наверное, находится особенный вид организации - переходный, у которого практически нет грани, разделяющей разум и неразум. Так вот. «До нуля» эволюция шла за счет изменения «материи» под действием факторов окружающей среды. А «после нуля» развитие организмов должно определяться еще и совершенствованием души. То есть получается, что процесс познания будет менять наш внешний облик. И действительно, есть прогнозы ученых, что человека постепенно ждет увеличение мозга, упразднение некоторых органов. Конечно сложно разграничить факторы, приводящие к изменениям. Будут действовать и антропогенные, созданные людьми. Но их можно отнести к косвенному воздействию «сознательных» факторов, так как только совершенствуя разум человек смог их создать. И можно исходя из симметрии, которая проглядывается во всем в мире сделать вывод, что постепенно дальнейшая эволюция будет происходить только под действием «сознательных» факторов. А действие «материальных», то есть со стороны окружающей среды прекратиться.

Теперь чуть подробнее о «сознании». Наверное, каждому приходилось ощущать на себе воздействие другого человека, которое, кажется, не вызвано никакими поступками. Например, когда находишься с близким человеком, которому можешь доверять как самому себе, на душе становится легко и спокойно. И наоборот, при одном виде какого-нибудь совершенно незнакомого человека сразу ощущается неприязнь к нему.

Наверное, все это можно объяснить существованием души - частицы «сознания». Это своеобразное информационное поле несет информацию обо всем человеке - об его мыслях, болезнях, возрасте, росте, поле, характере и о многом другом. Души людей обмениваются информацией без посредства известного нам «физического» общения. Наверное, информационные поля различных людей бывают «настроены в резонанс» друг другу. Благодаря этому и возникает взаимная привязанность и любовь с первого взгляда.

Но если все информационные поля взаимодействуют и являются частицами одного целого - «сознания», то, наверное, должна существовать не только культура поведения, но и своеобразная культура мысли. Ведь если человека «посетила» плохая мысль, то образованная ей негативная информация будет распространяться на информационные поля других людей, которые будут испытывать на себе негативное воздействие. И это воздействие будет тем сильней, чем сильнее была мысль, вызвавшее это воздействие.

Но если все информационные поля взаимодействуют, то можно говорить о существовании единого информационного поля, состоящего из всех информационных полей, существующих в природе и содержащего информация обо всех известных в Мире знаниях. Обладая доступом к этому единому информационному полю можно знать все, что способен понять человек на определенном уровне развития. Ведь вспомним схему лестницы. Находящимся на одной ее ступени недоступно знание о высших ступенях. То есть если в едином информационном поле и есть информация обо всем, то часть ее нам недоступна в силу той же «схемы лестницы». Мы просто не сможем ее понять…

В процессе предыдущих рассуждений мы все время «упирались» в термин БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Она, как мне кажется, и должна стать основным объектом изучения философии. «Философия материального и духовного» с ее основным вопросом «что первично - материя или сознание» заменяется «философией конечного и бесконечного». И ее основной вопрос - «существует ли бесконечность и что это такое, как ее можно достичь». Ведь если разрешить этот вопрос, то получаем сразу ответы на многие другие. В частности бесконечен ли наш мир в смысле бесконечности «схемы лестницы». А отсюда вытекает бесконечность или конечность процесса познания.

Раньше была высказана мысль о недостижимости бесконечности в силу конечных скоростей. Ведь сам Альберт Эйнштейн заявил, что максимальная скорость - это скорость электромагнитной волны и точка! Но теперь стоит взглянуть на этот вопрос с другой стороны. Тут можно сказать, что «на одной стороне медали», в «материальном» мире скорости действительно конечны. А в мире «сознания»? Можно привести такой пример. Очень интересны астрономические знания догонов - африканского племени, живущего в Мали. Они очень хорошо знают звездное небо, созвездия. Они знают, что близко к Земле находится только Солнце, а остальные звезды удалены на огромные расстояния. Догоны имеют представление и о спиральной структуре нашей галактики. Поразительны знания догонов о строении звездной системе Сириуса, точнее о том, что Сириус - двойная звезда. Это стало известно науке только в 1862 году. Сами догоны объясняют свои знания тем, что в состоянии медитации они путешествуют в космическом пространстве, за одну ночь, перемещаясь до Сириуса и обратно. Для этого необходима огромная скорость, превышающая скорость света. С такой скоростью и распространяется информация. Мир «сознания» - это мир бесконечных скоростей. И в этом аспекте представляется возможным достижение бесконечности. Ведь частное бесконечностей это может быть неопределенность только для нашей ступени развития. То есть мир действительно представляется возможным познать, пусть даже он бесконечен. Более того, познавая все новое и новое можно перейти к обобщениям, выводам определенных закономерностей. То есть итогом познания должен стать единый мировой закон, описывающий все…

Подытожим сказанное. Итак, все тела делятся на «две стороны одной медали» - «материю» и «сознание». Эти две категории - части одного целого, образуются из единой материи с помощью элементалов. Существует «схема лестницы», согласно которой все стоит на определенных ступенях развития. При взаимодействии «материи» и «сознания» образуется жизнь. Причем она может быть не только белковой. Например ведь может «провзаимодействовать» неорганика с какой-то «душой»? С такой позиции легко объясняются и полтергейсты, барабашки, домовые. Мир возник в одночасье, то есть мгновенно. И возникновение мира есть исключительный факт, событие. Мир возник мгновенно и бесконечно. То есть «схема лестницы» бесконечна. Я не могу привести рассуждений на эту тему, но мне кажется, что это так. В «материальном» мире бесконечность недостижима и непостижима. Но ее можно постичь и достичь в мире «сознания». Так как на нашем этапе частное бесконечностей есть неопределенность, то нельзя сказать, конечен процесс познания или нет. Тем не менее существует Бог - хранитель всей информации обо всем. Кстати, у понятия «бог» много смыслов, но о них стоит говорить более подробно. И на данном этапе мы обладаем лишь частичными знаниями. И не можем создать общую картину мира. То есть то, что я изложил выше - ни в коем случае не истина, ровно как и все другие гипотезы. Истина скрыта от нас. И мы не в силах познать, можно ли познать ее. Вот как!

 

Вселенная

 

Теперь, когда мы более или менее выяснили, как образуются тела, перейдем к их организации. То есть было предположено, что есть «две стороны одной медали» - «материя» и «сознание». Они существуют с момента начала мира в бесконечных проявлениях, иногда взаимодействуя между собой. До сих пор рассматривался как бы микроскопический, элементарный, абстрактный уровень. Теперь выясним, как же устроен собственно окружающий нас мир, то есть соизмеримый с нашими размерами или больше их.

Весь существующий мир мы привыкли называть словом Вселенная. В БЭС написано, что Вселенная бесконечна и материя тоже бесконечна в своих проявлениях. Это положение было высказано и мной выше. Но ведь уже говорилось, что бесконечность - это такая категория для человеческого разума, применение которой сразу усложняет задачу. Гораздо проще было бы, если бы мир был конечен. Сразу было бы ясно, что есть предел человеческим исканиям. Есть какая-то граница. А перед лицом бесконечности, как говорится, сразу опускаются руки. Ведь зачем познавать, если все равно это никогда не кончится?.. Хочется вспомнить и знаменитую фразу Эйнштейна: «Вселенная бесконечна, но измерима». Можно привести пример. Ведь между нулем и единицей на числовой оси находится бесконечное множество дробных чисел. Но эту бесконечность можно измерить. Ее длина равна единице. Но если вспомнить, что бесконечности мы достичь не можем, как говорилось выше, то число дробных чисел конечно. И они отстоят друг от друга на то самое «элементальное» приращение, которое бесконечно мало, но оно есть. Какое бы маленькое число мы не взяли, элементал всегда будет меньше… Но в такую модель как-то не укладываются наши представления о Вселенной. Мне кажется более или менее верным то, что человеческий разум как будто протестует против ее бесконечности, выдвигая следующие гипотезы.

Казалось бы тривиальный вопрос «почему ночью темно» вызвал в свое время большой переполох в научном мире. Швейцарский астроном Жанн Филипп Шезо рассуждал так. Ведь если число звезд бесконечно, то ночное небо должно казаться буквально усеяно сверкающими точками. Более того, логично предположить, что оно должно вообще излучать непрерывный свет. Но этого не происходит. Значит Вселенная конечна!? Но можно допустить, что межзвездные пылевые облака или тому подобные структуры загораживают бесчисленные звезды от нас. Однако через 80 лет знаменитый астроном Генрих Ольберс пришел к выводу, что межзвездная пыль в бесконечной Вселенной должна нагреться звездами и обрести собственное свечение. Этот вывод подтвердили и другие ученые. Но этого свечения-то нет! Следовательно, вслед за Шезо, решил Ольберс, Вселенная конечна. Убеждение Ольберса в ограниченности Мира подкреплялось так называемым гравитационным парадоксом. В 1895 году немецкий астроном Хуго Зелингер предположил, что если на каждую звезду действуют силы притяжения от бесконечного числа других звезд, то она под действием этих сил, направленных во все стороны, не должна бы иметь никакого определенного веса… Очевидно, что в такой Вселенной действовали законы, даже отдаленно не напоминающие известные нам. И теперь уже Зелингер заявил - Вселенная конечна. Да и есть сомнения на счет вечности ее существования. Ведь согласно второму закону термодинамики температура тел во Вселенной за бесконечно большое время должна выровняться, то есть должен наступить «тепловой» конец света. А его не наблюдается. Правда этот факт можно объяснить не конечностью существования Вселенной, а несколько иначе (об этом будет сказано ниже). Но, как видно, даже элементарные рассуждения ведут нас к модели конечной Вселенной.

Вот еще одно интересное положение. Всем известно еще со школьной скамьи, что галактики разбегаются от нас. Причем это не говорит о нашем исключительном положении в мироздании. В какую бы точку Вселенной мы бы не отправились, везде мы будем видеть, что от этой точки разбегаются галактики. То есть Вселенная расширяется, причем не от некоего центра, а по всем направлениям одинаково. Астрономия говорит, что скорость удаления галактики прямо пропорциональна расстоянию до нее. То есть изменяется по линейному закону. И на каком-то расстоянии скорость удаления достигнет световой. А согласно постулату теории относительности скорости, больше чем световая, нет в природе. Так что же получается. Ведь в следующий момент небесное тело уйдет за рубеж скорости света. Что же с ним будет? Ведь такого не может быть! Да и получается, что галактики все время ускоряются. Ведь они удаляются «от нас». А чем дальше, тем больше скорость. Можно привести следующий расчет. В какой-то точке скорость удаления можно рассчитать по закону V=kS, где k - «постоянная» Хаббла. (Слово взято в кавычки, так как никто не знает, действительно ли она постоянная - см. ниже), V - скорость, S - расстояние. В следующий момент времени, то есть через время dt будем иметь V+dV=k(S+dS). Откуда dV=kdS. Чтобы получить ускорение, продифференцируем обе части по времени и получим W=kV. Но V=kS => W=k2S. За правильность сделанных рассуждений я не ручаюсь, но получается, что галактики ускоряются, разбегаясь друг от друга. Причем ускорение тоже изменяется линейно в зависимост



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: