Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [Конституция РФ ст. 43].
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры [Большой советский энциклопедический словарь, 1989, с. 569]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду [Новый словарь русского языка, 2000, с. 312.].
Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты [Энциклопедический словарь, 2002, стр. - 120].
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования [Зайцева Л.А. Режим доступа: https://www.pravo.vuzlib.net].
Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права.
Основные принципы образовательной политики в России, определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.
Основные цели и задачи образования согласно Национальной доктрине образования до 2025 г.
Система образования призвана обеспечить:
· историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
· воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
· разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
· формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
· систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
· непрерывность образования в течение всей жизни человека;
· многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
· преемственность уровней и ступеней образования;
· развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
· академическую мобильность обучающихся;
· развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
· подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
· экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Система российского образования представляет собой совокупность:
· образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
· реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;
· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Основные тезисы Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, касаемые образования.
«Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе», этой цели нельзя добиться без качественного образования, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, образованию отведена не последняя роль.
Первым направлением данной Концепции является - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. В сфере образования будут достигнуты следующие результаты: обеспечение возможности получения качественного образования…; переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В сфере образования планируется: формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики…; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.
На первом этапе Концепции (2008-2012 годы) планируется: Завершение формирования инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования; Расходовать на образование 5,5 - 5,7 процентов валового внутреннего продукта (ВВП).
На втором этапе (2013-2020 годы): Распространение стандартов здорового образа жизни; Переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; Внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образовании, решение проблем их кадрового обеспечения; Расходовать на образование 6,5 - 7 процентов ВВП.
Развитие после 2020 года предполагает: Расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований; Ускорение развития человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран.
В главе III Концепции «Развитие человеческого потенциала» параграф
«Развитие образования» говориться, что «система образования, является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы; прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).
К образовательным относятся учреждения: дошкольные, общеобразовательные; профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специального образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительного образования детей и др.
Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование.
Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Закон РФ «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории страны. В части компетенции субъектов Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные нормы, на основе которых субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области образования [Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Лазарева, 2002, с. 128].
Основное общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: с 1 по 4 класс - начальное образование, с 5 по 9 класс - основное, 10 и 11 классы - среднее (полное) общее образование.
Деятельность современных общеобразовательных учреждений регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, принятом постановлением Правительства России от 19 марта 2001 г., и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, положением об общеобразовательном учреждении.
К локальным нормативно-правовым актам регламентирующим деятельность среднего (полного) образовательного учреждения можно отнести: Правила внутреннего распорядка учреждения; Положение о Совете Учреждения; Положение о Педагогическом совете Учреждения; Положение об экстернате; Должностные инструкции работникам Учреждения; Положение о премировании; Единые педагогические требования к обучающимся; Положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных, образовательных услуг; Правила приема в Учреждение; Положение о переводе обучающихся в следующий класс; Положение о попечительском совете Учреждения.
Сегодня доступ к качественным образовательным услугам средней ступени в России для разных слоев населения неодинаков. Это зависит и от достатка семьи, и от воспитания ребенка. Хотя пункт46 Постановления правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» гласит: «Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении».
Выход из создавшегося положения государство видит в изменении форм управления и контроля общеобразовательных учреждений. В Указе Президента России «О дополнительной поддержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации» поставлена задача повсеместного создания школьных попечительских советов как общественно-государственных органов, стимулирующих приток в школу дополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль над их целевым использованием [Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено Правительством России 10 декабря 1999 г.].
На сегодняшний день основные задачи развития системы общего образования, сформулированы в Национальной доктрине развития образования и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, - обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество, «переход от массового образования,… к непрерывному индивидуализированному образованию для всех» [Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020].
Одна из важнейших задач основной школы - подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе, раскрытие личностных особенностей обучающегося и развитие его личностных характеристик. Сегодня нет знаменитых ЗУНов (знания - умения - навыки), которые должен приобрести в процессе образования человек. Сегодня основной упор идет на развитие личностных характеристик обучающегося, обучению проектной деятельности и на развитие физической культуры. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте [Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование, 2003, № 5, с. 180]. Поэтому сегодня между родителями и общеобразовательными учреждениями сегодня заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором отображены права и обязанности сторон.
Россия провозглашает область образования приоритетной. Одними из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства и непрерывности индивидуального образовательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 развитие образования стоит на 4 месте в блоке III «Развитие человеческого потенциала» и предполагает:
· Положить основу развития системы образования «такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».
· Повысить гибкость и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
· Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
· Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.
· Обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному
· финансированию.
Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.
Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Цель деятельности общеобразовательной школы: создание условий для получения качественного образования и воспитания личности, способной и готовой к самоопределению и диалогу в условиях современного общества.
Основные задачи общеобразовательной школы:
· активное участие в процессе восстановления интеллектуального потенциала и качественное обучение детей, имеющих различные способности;
· создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирование у нее потребности и способности к саморазвитию и самоопределению;
· создание условий для физического развития обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья;
· обеспечение высокого культурного уровня и широкого видения мира выпускниками Гимназии, глубокого понимания и личностного восприятия ими жизненно важных проблем, стоящих перед современным обществом;
· организация преподавания предметов, обеспечивающих базу для углубленного изучения отдельных предметов на повышенном образовательном уровне;
· создание условий для осознанного выбора и освоения профессии;
· организация дополнительной подготовки во внеурочной деятельности, создание условий для реализации творческих способностей для дальнейшего обучения в классах (группах), спрофилированных на вуз;
· реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
· развитие творческого потенциала у сотрудников;
· формирование у детей гражданских и нравственных качеств,
соответствующих общечеловеческим ценностям;
· создание равных условий для всех детей через организацию подготовки к поступлению в школу;
· разработка и (или) внедрение общеобразовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения;
· разработка и (или) внедрение программ дополнительного образования, обеспечивающих всестороннее развитие личности;
· разработка и (или) внедрение программ углубленного и (или) расширенного изучения предметов, обеспечивающих высокую эффективность обучения способных и одаренных детей;
· развитие и совершенствование системы медико-психолого-педагогического мониторинга.
Предметом деятельности общеобразовательной школы является:
· воспитание и обучение детей;
· реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительных образовательных программ (элективных курсов, спецкурсов, факультативов, программ дополнительного образования эстетического и физкультурно-оздоровительного направления);
· осуществление образования в форме экстерната, семейного образования на ступени основного общего и среднего (полного) образования;
· оказание дополнительных образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг (в том числе платных);
· организация работы по повышению квалификации работников школы;
· разработка учебных планов, программ, учебных пособий, научной, методической, справочной литературы, аудио- и видео продукции, компьютерных программ, баз данных, технических средств обучения;
· выбор системы оценок, формы и порядка промежуточной аттестации;
· проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций логопеда;
· организация семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад;
· организация концертов, выставок;
· реализация углубленных образовательных программ по изучению ряда предметов;
· оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;
· выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически не посещающих занятия без уважительной причины, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ;
· выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
· обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них обучающихся;
· обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребенка;
· выявление и развитие способностей детей, обеспечение непрерывности образования;
· консультирование родителей (законных представителей),
представителей общественности и иных заинтересованных лиц
по вопросам возрастной психологи и педагогики, в том числе и
на платной основе;
· разработка, апробация и внедрение прогрессивных образовательных и воспитательных программ и технологий.
Основные направления развития общеобразовательной школы:
· обновление содержательной и технологической сторон образовательного процесса и создание открытого информационно-образовательного пространства;
· внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся;
· развитие воспитательного потенциала гимназии по формированию социально компетентной личности;
· развитие системы дополнительного непрерывного общего художественного образования.
Условия реализации:
· формирование особой атмосферы гуманистического стиля обучения и взаимодействия;
· психологизация образования и воспитания,
· смещение акцентов в преподавании учебной информации на ее социальную значимость, ценность человека и общества, на единство становления и развития общества и научного знания;
· создание интегративно-деятельностной основы для гуманитаризации образовательного процесса.
В каждой конкретной общеобразовательной школе есть Устав, который регламентирует общие положения, цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ, основные характеристики образовательного процесса, права и обязанности участников образовательного процесса, порядок управления учреждением, структуру финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, реорганизацию и ликвидацию учреждения, порядок изменения устава, локальные правовые акты учреждения. Деятельность Учреждения так же регламентируется следующими локальными правовыми актами: договор о ведении бухгалтерского учёта; положение о платных дополнительных образовательных услугах; положение о школьной библиотеке; положение о приёме в 1 и 10 классы; правила поведения обучающихся; положение о поощрениях и взысканиях обучающихся; положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; положение о дополнительном образовании; положение об объединении дополнительного образования по изучению английского языка по программе «Школа завтрашнего дня»; положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому; положение о порядке организации профильной подготовки обучающихся; положение об элективных курсах предпрофильного обучения обучающихся 9 классов; положение об элективных курсах профильного обучения обучающихся 10-11 классов; инструкции по охране труда и технике безопасности для обучающихся; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; должностные инструкции; положение о доплатах за дополнительные виды работ педагогическим работникам; положение о стимулирующих надбавках; стандарты и инструкции по охране труда; положение о школьном методическом объединении учителей; положение о внутришкольном контроле; положение о Совете Учреждения; положение о Педагогическом Совете; положение о родительском комитете; положение о Попечительском Совете; положение о школьном ученическом самоуправлении.
Деятельность общеобразовательной школы регламентируется множеством различных законодательных и правовых актов от Всемирных деклараций, до локальных актов, которые участники образовательного процесса должны выполнять / соблюдать. Помимо этого существует множество образовательных программ, с которыми работает общеобразовательное учреждение и норм техники безопасности. При этом Андрей Фурсенко, министр образования и науки России в Екатеринбурге заявляет: «Также следует учесть, что внятная реальная образовательная политика в РФ отсутствует. Ни в каких документах не содержится всей полноты мер, которые считаются необходимыми. Документы являются или предельно общими, или предельно конкретными, разовыми» [Российское образование в 2030 году.