Характеристика общеобразовательной школы: нормативно-правовая база, направления деятельности




 

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [Конституция РФ ст. 43].

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры [Большой советский энциклопедический словарь, 1989, с. 569]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду [Новый словарь русского языка, 2000, с. 312.].

Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты [Энциклопедический словарь, 2002, стр. - 120].

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования [Зайцева Л.А. Режим доступа: https://www.pravo.vuzlib.net].

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права.

Основные принципы образовательной политики в России, определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.

Основные цели и задачи образования согласно Национальной доктрине образования до 2025 г.

Система образования призвана обеспечить:

· историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

· воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

· разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

· формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

· систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

· непрерывность образования в течение всей жизни человека;

· многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

· преемственность уровней и ступеней образования;

· развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

· академическую мобильность обучающихся;

· развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

· подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

· экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Система российского образования представляет собой совокупность:

· образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

· реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Основные тезисы Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, касаемые образования.

«Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе», этой цели нельзя добиться без качественного образования, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, образованию отведена не последняя роль.

Первым направлением данной Концепции является - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. В сфере образования будут достигнуты следующие результаты: обеспечение возможности получения качественного образования…; переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В сфере образования планируется: формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики…; формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.

На первом этапе Концепции (2008-2012 годы) планируется: Завершение формирования инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования; Расходовать на образование 5,5 - 5,7 процентов валового внутреннего продукта (ВВП).

На втором этапе (2013-2020 годы): Распространение стандартов здорового образа жизни; Переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; Внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образовании, решение проблем их кадрового обеспечения; Расходовать на образование 6,5 - 7 процентов ВВП.

Развитие после 2020 года предполагает: Расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований; Ускорение развития человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран.

В главе III Концепции «Развитие человеческого потенциала» параграф

«Развитие образования» говориться, что «система образования, является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы; прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

К образовательным относятся учреждения: дошкольные, общеобразовательные; профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специального образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительного образования детей и др.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование.

Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Закон РФ «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории страны. В части компетенции субъектов Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные нормы, на основе которых субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области образования [Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Лазарева, 2002, с. 128].

Основное общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: с 1 по 4 класс - начальное образование, с 5 по 9 класс - основное, 10 и 11 классы - среднее (полное) общее образование.

Деятельность современных общеобразовательных учреждений регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, принятом постановлением Правительства России от 19 марта 2001 г., и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, положением об общеобразовательном учреждении.

К локальным нормативно-правовым актам регламентирующим деятельность среднего (полного) образовательного учреждения можно отнести: Правила внутреннего распорядка учреждения; Положение о Совете Учреждения; Положение о Педагогическом совете Учреждения; Положение об экстернате; Должностные инструкции работникам Учреждения; Положение о премировании; Единые педагогические требования к обучающимся; Положение о предоставлении платных, в том числе дополнительных, образовательных услуг; Правила приема в Учреждение; Положение о переводе обучающихся в следующий класс; Положение о попечительском совете Учреждения.

Сегодня доступ к качественным образовательным услугам средней ступени в России для разных слоев населения неодинаков. Это зависит и от достатка семьи, и от воспитания ребенка. Хотя пункт46 Постановления правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» гласит: «Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении».

Выход из создавшегося положения государство видит в изменении форм управления и контроля общеобразовательных учреждений. В Указе Президента России «О дополнительной поддержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации» поставлена задача повсеместного создания школьных попечительских советов как общественно-государственных органов, стимулирующих приток в школу дополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль над их целевым использованием [Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено Правительством России 10 декабря 1999 г.].

На сегодняшний день основные задачи развития системы общего образования, сформулированы в Национальной доктрине развития образования и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020, - обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество, «переход от массового образования,… к непрерывному индивидуализированному образованию для всех» [Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020].

Одна из важнейших задач основной школы - подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе, раскрытие личностных особенностей обучающегося и развитие его личностных характеристик. Сегодня нет знаменитых ЗУНов (знания - умения - навыки), которые должен приобрести в процессе образования человек. Сегодня основной упор идет на развитие личностных характеристик обучающегося, обучению проектной деятельности и на развитие физической культуры. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте [Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование, 2003, № 5, с. 180]. Поэтому сегодня между родителями и общеобразовательными учреждениями сегодня заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором отображены права и обязанности сторон.

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одними из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства и непрерывности индивидуального образовательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 развитие образования стоит на 4 месте в блоке III «Развитие человеческого потенциала» и предполагает:

· Положить основу развития системы образования «такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений».

· Повысить гибкость и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

· Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

· Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.

· Обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному

· финансированию.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Цель деятельности общеобразовательной школы: создание условий для получения качественного образования и воспитания личности, способной и готовой к самоопределению и диалогу в условиях современного общества.

Основные задачи общеобразовательной школы:

· активное участие в процессе восстановления интеллектуального потенциала и качественное обучение детей, имеющих различные способности;

· создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирование у нее потребности и способности к саморазвитию и самоопределению;

· создание условий для физического развития обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья;

· обеспечение высокого культурного уровня и широкого видения мира выпускниками Гимназии, глубокого понимания и личностного восприятия ими жизненно важных проблем, стоящих перед современным обществом;

· организация преподавания предметов, обеспечивающих базу для углубленного изучения отдельных предметов на повышенном образовательном уровне;

· создание условий для осознанного выбора и освоения профессии;

· организация дополнительной подготовки во внеурочной деятельности, создание условий для реализации творческих способностей для дальнейшего обучения в классах (группах), спрофилированных на вуз;

· реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

· развитие творческого потенциала у сотрудников;

· формирование у детей гражданских и нравственных качеств,
соответствующих общечеловеческим ценностям;

· создание равных условий для всех детей через организацию подготовки к поступлению в школу;

· разработка и (или) внедрение общеобразовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения;

· разработка и (или) внедрение программ дополнительного образования, обеспечивающих всестороннее развитие личности;

· разработка и (или) внедрение программ углубленного и (или) расширенного изучения предметов, обеспечивающих высокую эффективность обучения способных и одаренных детей;

· развитие и совершенствование системы медико-психолого-педагогического мониторинга.

Предметом деятельности общеобразовательной школы является:

· воспитание и обучение детей;

· реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительных образовательных программ (элективных курсов, спецкурсов, факультативов, программ дополнительного образования эстетического и физкультурно-оздоровительного направления);

· осуществление образования в форме экстерната, семейного образования на ступени основного общего и среднего (полного) образования;

· оказание дополнительных образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг (в том числе платных);

· организация работы по повышению квалификации работников школы;

· разработка учебных планов, программ, учебных пособий, научной, методической, справочной литературы, аудио- и видео продукции, компьютерных программ, баз данных, технических средств обучения;

· выбор системы оценок, формы и порядка промежуточной аттестации;

· проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций логопеда;

· организация семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад;

· организация концертов, выставок;

· реализация углубленных образовательных программ по изучению ряда предметов;

· оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;

· выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически не посещающих занятия без уважительной причины, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ;

· выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

· обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них обучающихся;

· обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребенка;

· выявление и развитие способностей детей, обеспечение непрерывности образования;

· консультирование родителей (законных представителей),
представителей общественности и иных заинтересованных лиц
по вопросам возрастной психологи и педагогики, в том числе и
на платной основе;

· разработка, апробация и внедрение прогрессивных образовательных и воспитательных программ и технологий.

Основные направления развития общеобразовательной школы:

· обновление содержательной и технологической сторон образовательного процесса и создание открытого информационно-образовательного пространства;

· внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся;

· развитие воспитательного потенциала гимназии по формированию социально компетентной личности;

· развитие системы дополнительного непрерывного общего художественного образования.

Условия реализации:

· формирование особой атмосферы гуманистического стиля обучения и взаимодействия;

· психологизация образования и воспитания,

· смещение акцентов в преподавании учебной информации на ее социальную значимость, ценность человека и общества, на единство становления и развития общества и научного знания;

· создание интегративно-деятельностной основы для гуманитаризации образовательного процесса.

В каждой конкретной общеобразовательной школе есть Устав, который регламентирует общие положения, цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ, основные характеристики образовательного процесса, права и обязанности участников образовательного процесса, порядок управления учреждением, структуру финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, реорганизацию и ликвидацию учреждения, порядок изменения устава, локальные правовые акты учреждения. Деятельность Учреждения так же регламентируется следующими локальными правовыми актами: договор о ведении бухгалтерского учёта; положение о платных дополнительных образовательных услугах; положение о школьной библиотеке; положение о приёме в 1 и 10 классы; правила поведения обучающихся; положение о поощрениях и взысканиях обучающихся; положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; положение о дополнительном образовании; положение об объединении дополнительного образования по изучению английского языка по программе «Школа завтрашнего дня»; положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому; положение о порядке организации профильной подготовки обучающихся; положение об элективных курсах предпрофильного обучения обучающихся 9 классов; положение об элективных курсах профильного обучения обучающихся 10-11 классов; инструкции по охране труда и технике безопасности для обучающихся; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; должностные инструкции; положение о доплатах за дополнительные виды работ педагогическим работникам; положение о стимулирующих надбавках; стандарты и инструкции по охране труда; положение о школьном методическом объединении учителей; положение о внутришкольном контроле; положение о Совете Учреждения; положение о Педагогическом Совете; положение о родительском комитете; положение о Попечительском Совете; положение о школьном ученическом самоуправлении.

Деятельность общеобразовательной школы регламентируется множеством различных законодательных и правовых актов от Всемирных деклараций, до локальных актов, которые участники образовательного процесса должны выполнять / соблюдать. Помимо этого существует множество образовательных программ, с которыми работает общеобразовательное учреждение и норм техники безопасности. При этом Андрей Фурсенко, министр образования и науки России в Екатеринбурге заявляет: «Также следует учесть, что внятная реальная образовательная политика в РФ отсутствует. Ни в каких документах не содержится всей полноты мер, которые считаются необходимыми. Документы являются или предельно общими, или предельно конкретными, разовыми» [Российское образование в 2030 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: