Функции PR. На основе анализа определений PR, которые часто заключаются в перечислении функционала PR-деятельности можно выявить основные функции PR.




Многогранная деятельность в области паблик рилейшнз включает в себя комплекс функций, необходимых для достижения целей и решения задач.

· Аналитико-прогностическая функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики. Сюда включается изучение партнеров, анализ конкретных ситуаций, оценка общественного мнения, подготовка результатов анализа для принятия решений.

· Организационно-технологическая функция включает меры и действия по проведению и организации активных действий PR-кампаний, деловых встреч, конференций, презентаций с использованием СМИ.

· Информационно-коммуникативная функция предполагает подготовку и распространение информации при выполнении разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы.

· Консультативно-методическая функция предполагает консультации по организации и развитию отношений с общественностью, разработку форм сотрудничества, различных программ, кампаний паблик рилейшнз [А.В. Костицина, 2008. - с. 8].

М.А. Шишкина выделяет более подробную и полную сущностную структуру функций. Сущностная структура функций PR является ведущей, посредством которой производится членение и упорядочение функций паблик рилейшнз, для начала необходимо разделить функции на гносеологические и социологические. Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему, её ролями как социального института во взаимодействии с другими институтами и социальными действиями как духовно-практического образования. Гносеологические функции проистекают из возможностей PR отражать разного рода объекты, затрагивающие общественные, публичные интересы.

Гносеологические функции разделяются на функцию конструирования публичного дискурса и познавательную функцию.

Функция конструирования публичного дискурса - это ведущая гносеологическая функция PR. В ее компетенцию входит производство исходного или трансформация существующего представлений целевой общественности о некотором предмете. Посредством этой функции происходит выражение заинтересованно-ценностного отношения базисного субъекта PR к какой-либо проблеме социальной действительности, ее актуализация и формирование необходимого для базисного субъекта пространства дискурса. Смысл познавательной функции PR состоит в том, что он способен выступать в качестве источника, средства и способа социального познания.

Социологические функции можно разделить на три основные группы: первая - адаптирующая, вторая - функции культурной трансформации, третья - функции социорегуляции.

Адаптирующие функции:

· Воспитательная (корректирующая) функция. Реализуя её, PR участвует в процессе оперативной адаптации социализированного субъекта к изменяющимся условиям его существования, по средствам коррекции его интересов, ценностей, установок.

· Функция социализации. Её сущность заключается в приобретении индивидом социальных свойств и качеств, усвоения им социальных норм.

Функция культурной трансформации заключается в способности PR выступать в качестве одного из механизмов изменения социальных норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры.

Социорегулятивные функции:

· Информационная, заключается в том, что PR выступает в роли источника социальной информации.

· Целеполагающая - формирование содержательной стороны политики и управления.

· Управленческая, которая в свою очередь состоит из регулятивной (мягкое воздействие на характер отношений между социальными субъектами), консультативной (PR-коммуникации могут выступать ориентиром для субъектов управления различного уровня), директивной (PR в роли прямого субъекта властных отношений), контрольной (реализуется посредствам угрозы публичного разоблачения девиантных проявлений в социальной системе), защитной (имеет обратный вектор нежели контрольная функция) и номенклатурной (формирование политической и управленческой номенклатуры).

Исходя из сущностной структуры функций, можно выделить гносеологический и социальный подходы в деятельности PR. С первого взгляда может показаться, что гносеологический подход более характерен для сферы образования. Но это не так, PR-деятельность в сфере образования охватывает оба этих подхода и решает массу задач образовательных учреждений. О выделении специфических задач PR-деятельности в сфере образования пойдет речь в следующем параграфе.

Изучив и проанализировав определения PR и их классификации, автор пришел к выводу, что наиболее полно раскрывающим специфику PR-деятельности и подходящим к сфере образования является определение Мексиканской декларации паблик рилейшионз: «Практика PR - это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, консультирование руководства организаций и претворение на практике планируемых прогнозом действий, которые послужат как интересам компании, так и интересам общественности. Практика PR представляет собой намеренные, планируемые и поддерживаемые усилия по установлению и поддержанию взаимопонимания между организацией и ее общественностью», относящиеся к категории определений имеющих официальный институциональный статус, прагматичную направленность и рассматривающее PR в качестве специфической управленческой функции.

На основе анализа функций PR, автор выделил гносеологический и социальный подходы в деятельности PR, которые оба имеют место быть при реализации PR-деятельности в сфере образования.

А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова и М.А. Шишкина в своем учебнике «Основы теории связей с общественностью» выделяют следующие сферы деятельности PR:

. Сфера политики: Электоральная; Собственно политическая; Государственная: госпроектов и имиджмейкинг теории

. Сфера экономики;

. Социальная сфера;

. Сфера культуры.

К какой же сфере деятельности PR отнести сферу образования? Если взять за основу определение образования данное на Информационный портал об образовании в России: «Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности» [Информационный портал об образовании в России: [https://www.ruob.ru/ (20.12.2011)], то образование относится к социальной сфере деятельности PR. Но сегодня образование не является только некоммерческой деятельностью - платные услуги существуют на всех уровнях образования от дошкольного до послевузовского. Так же если рассматривать образовательную сферу в свете классификации сфер PR-деятельности приведенной в учебнике А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатова и М.А. Шишкина «Основы теории связей с общественностью», сферу образования нельзя отнести только к социальной сфере деятельности PR. На взгляд автора, деятельность PR в образовательной сфере включает в себя несколько сфер деятельности PR: сферу экономики (она коммерческая по А.Н. Чумикову), социальную сферу и сферу культуры (они же некоммерческие по А.Н. Чумикову).

Таким образом, рассмотрев задачи PR в данных сферах деятельности PR, автор сможет выявить основные задачи PR сфере образования.

Задачи социального PR заключаются в следующем:

· формирование имиджей некоммерческих структур, популяризация и продвижение их деятельности как социально значимой и общественно необходимой;

· преодоление стереотипов «второстепенности и остаточности» в отношении общественно значимых проектов и их инициаторов, привлечение внимания референтных групп к поддержке и финансированию такого рода проектов;

· изменение политики государства, других политических, гражданских, общественных институтов в сторону приоритетного внимания к некоммерческой сфере;

· инициирование, стимулирование и поддержка деловой, общественной, личной активности всех контрагентов рынка.

Основываясь на том, что теоретики и практики PR не выделили сферу образования в отдельную сферу деятельности PR, автор рассмотрел выделенные сферы деятельности PR разными авторами и сделал предположение, что PR-деятельность в образовательной сфере протекает на стыке экономической, социальной и культурной сфер деятельности PR. Основываясь на этом предположении, автор рассмотрел задачи PR-деятельности в данных сферах и выделил задачи PR-деятельности в образовательной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность PR в образовательной сфере функционирует на стыке нескольких сфер деятельности PR и решает многочисленные задачи, представленные в этих сферах деятельности PR. В следующем параграфе будут рассмотрены направления PR-деятельности, решающие перечисленные выше задачи деятельности PR в сфере образования.

Важнейшие направления PR-деятельности, используемые для решения задач PR в сфере образования - это работа формирование, поддержание и трансляции корпоративных имиджа и культуры, и работа со СМИ.

У всех направлений деятельности PR в образовательной сфере есть своя специфика, в том числе и социальном PR.

Можно выделить несколько направлений социального PR в общеобразовательной школе:

· PR, направленный на популяризацию образования в целом;

· PR, направленный на продвижение общеобразовательной школы, и привлечение спонсорских средств;

· пропаганда здорового образа жизни и морально-этических норм.

Следовательно, объектами социального PR общеобразовательной школы будут являться: общество в целом, родители, ученики, государство, коммерческие структуры, некоммерческие структуры, преподавательский состав и сотрудники образовательного учреждения.

Для каждого вышеперечисленного направления и инструмента социальной PR-деятельности общеобразовательной школы могут быть применимы различные методы, направления и инструменты развития PR. Конкретные методы и технологии социального PR будут рассмотрены во второй главе данной работе на конкретном примере МБОУ «СОШ № 55» Новоуральского городского округа Свердловской области.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: