План работы
Введение
1. Зарождение деспотических традиций в период монгольского ига
2. Складывание традиций самодержавного правления при Иване III.
Трансформация титулатуры русского правителя
3. Укрепление традиций деспотического правления при Иване Грозном..10
3.1. Опричнина
3.2. Цел опричнины
3.3. Результаты опричнины
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Россия и Западная Европа развивались разными путями. Об особенностях политического развития России задумывались историки, писатели, философы, пытаясь найти ответ на вопрос «Что же помешало возникновению в России прочных демократических традиций?». Уже в XVI в иностранец Герерштейн писал о русских «Все они называют себя холопами, то есть рабами государя... Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе» 1. Откуда взялась эта рабская психология русского народа, что это: проявление особенностей национального характера, или черта присущая только отдельным
социальным категориям, а может быть особая система организации власти?
В данной работе автор ставит цель ответить на эти вопросы и выявить
истоки русского деспотизма.
Задачами автора являются:
1. Определить основные этапы в становлении деспотического режима в истории нашей страны;
2. Изучить события каждого периода и показать сущность происходивших изменений в отношениях государь - подданные;
3. Изучить политику опричнины Ивана Грозного, и показать каким образом окончательно были закреплены основы самодержавной государственно- политической системы России.
Данная тема актуальна и сегодня, поскольку о проявлении деспотических традиций политической власти в России говорят даже в начале XXI в., в условиях, когда идут реформы и создается гражданское общество и демократическое государство.
|
Зарождение деспотических традиций в период монгольского ига
Рабская психология в поведении русских отмечалась иностранцами еще
в ХVI в. Даже отношения феодалов с великим князем строились по принципу «государь- холоп}). Источники этих деспотических традиций власти уходят во времена монгольского ига. До завоевания, как известно, во многих русских землях существовали гpажданско-вечевые порядки.
Иго изменило прежде всего положение князей. Хотя древнерусские юридические нормы наследования княжеств никто не отменил, ордынские правители властно вторгались в существующие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262 года в золотоордынский Сарай, Чтобы получить там ханские разрешения на свои княжества.
Получение гpамоты на право княжения обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени - и ближайшему окружению. Русские князья в Орде нередко подвергались унижению. Вот как описано летописцем пребывание у Батыя в 1250 году князя Даниила Романовича: «Даниил Романович, который быть князем великим, обладавшим Русской землей, Киевом, и Владимиром, и Галичем, а с братом своим - и иными странами, ныне сидит на коленях и холопом называется. А татары дани требуют, а он ни не чает, и гpозы приходят».
Поездки в Орду русских князей, достаточно подробно освещены летописями. Князья «ходили в Орду» в течение двух столетий при воцарении нового хана или в случае смерти кого-нибудь из князей к хану шли наследники. По свидетельствам современников, положение русских князей по прибытии в Орду становилось унизительным и опасным. Условия жизни князей в непривычном кочевом быту были очень тяжелы. от русских князей требовалось исполнить языческие обряды, во время приема князья и послы стояли перед ханом на коленях. За первые сто лет ига в Орде умерли от перенесенных лишений шесть князей. Несколько князей были отпущены больными и умерли по дороге домой, в том числе Александр Невский. По крайне мере 10 князей были убиты по приказу самого хана. Автор статьи «Русские в Золотой Орде» М. Полубояринова считает, что «это была политика, направленная на уничтожение верхушки русских земель, чтобы сломить и обезглавить возможное сопротивление». Позднее, убийства русских князей в Орде так же диктовались политическими соображениями.
|
Так, в результате соперничества Москвы и Твери, в котором хан Узбек поддерживал более слабое Московское,княжество, погибли несколько
тверских князей. Чтобы ослабить Рязанское княжество, в Орде убили четырех рязанских князей. Вместе с князьями гибли и сопровождавшие их бояре, слуги. Порою, ханы годами держали при себе русских князей и их сыновей. эти факты свидетельствуют о том, что завоеватели диктовали свою волю русским князьям, находившимся в бесправном, унизительном положении.
Постепенно русские князья превращались в «служебников» монгольских ханов. «Создавалась генерация покорных князей, для которых закон- это воля хана... Становясь «служебниками» ханов русские князья впитывали дух империи: беспрекословную покорность и подданных и безграничную власть правителей». Те князья, которые подчинялись монголам, находили с ними общий язык и даже роднились.
|
Отказ выплачивать дань, принимать послов, выполнять распоряжения хана и другие проявления политической самостоятельности русских князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. В итоге было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве отношении подданства.
А.Л. Юрганов так же считает, что во многом на дальнейший политический путь развития России оказала влияние гибель господствующего класса (дружинников). В результате наступил социальный регресс. Итогом этого стало формирование системы вассалитета на тех принципах господства и подчинения, которые заложили монголы.} Иго склонило чашу весов к сторону княжеско - подданнических отношений,
города лишились старых вольностей и новых не приобрели. В дальнейшем это будет способствовать формированию деспотической системы управления
русским государством, в основе которой лежали отношения господства и подчинения.
В любом случае, мы не можем отрицать того факта, что русские, находясь
длительный период под властью монгольской империи, так или иначе, оказались под влиянием тех политических и правовых принципов, на которых была построена монгольская империя.
Монгольское правление косвенно способствовало так же росту великокняжеской власти через усиление власти каждого князя внутри своего княжения и экспансии самого сильного великого княжества за счет своих соседей. В результате первого процесса великий князь московский в конце концов превратился в абсолютного суверена (государя) своего княжения. Второй процесс вел к образованию единого национального государства и победе принципа единодержавия. Поскольку эти две тенденции слились, князь московский (позже царь) получил ту власть, которую принято называть абсолютной.
Монгольское государство было построено на принципе безусловного подчинения индивидуума коллективу сначала роду, а через него государству. Вот эта монгольская идея послужила тем базисом, на котором развилась сначала в Московском государстве, затем в петербургской монархии всеобщая служба населения государству, его закрепление на службе государству. Отношения по принципу «государь- холоп» возобладали и между аристократией и царем.
В период ига были осуществлены многочисленные заимствования из монгольского законодательства. Если по «Русской Правде» телесные наказания применяли только по отношению к рабам, то в монгольский период и после эта мера наказания вошла в право и стала применяться к податному населению. Смертная казнь применялась прежде только для изменников, то после монголов она стала применяться, за следующие категории преступлений: призыв к мятежу, кража церковного имущества, поджог, подбрасывание вещей в дом человека с целью впоследствии обвинить его в краже, закоренелый преступник, лихой человек,по подозрению в совершении преступления.
В монгольский период, вероятно под влиянием татар в уголовную процедуру вошли пытки. Судебник 1497г. приписывал пытать без снисхождения для получения информации о соучастниках и признания. Необходимо заметить, что пытки и смертная казнь широко применялись в то время и на Западе, так что говорить о прямом влиянии монголов на русское законодательство было бы неправильно.
Многие историки согласны с тем, что самодержавная, по сути деспотическая форма правления была заимствована русскими правителями у монголов и явилась следствием существования длительной зависимости, в результате которой сформировалась рабская психология у русских князей, которые привыкли беспрекословно подчиняться старшему. В период ига это былхан Золотой Орды, в период создания централизованного государства московский князь.
Монгольское иго принесло на Русь деспотическую вертикальную политическую модель власти, при которой имеет место уничижительное отношение к человеку как быдлу (в переводе с тюркского это слово означает «скот»). Первым русским деспотом можно считать Андрея Боголюбского, который не хотел сидеть в Суздале, где были вечевые традиции, а переехал во Владимир, где веча не было. Он выгнал бояр, остался с дворянами (слугами) и оставил потомкам систему деспотической власти.