Лабораторный практикум. Не предусмотрен




1. Информационные технологии - обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки, объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

2. Проблемное обучение - стимулирование аспирантов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

3. Контекстное обучение - мотивация аспирантов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

4. Индивидуальное обучение - выстраивание аспирантом собственной образовательной траектории с учетом интересов аспиранта.

5. Междисциплинарное обучение - использование знанийиз разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Виды и содержание учебных занятий

1. Установочная лекция - передача учебной информации от преподавателя аспирантам, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний.

2. Самостоятельная работа - изучение аспирантом теоретического материала, написание сообщений-докладов, работа в электронной образовательной среде для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.

3. Консультация - индивидуальное общение преподавателя с аспирантом, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных на установочной лекции, в результате самостоятельной работы, в процессе написания сообщения-доклада и др.

4. Контроль самостоятельной работы – экзамен

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен

Практические занятия

Не предусмотрены

Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

СР направлена на закрепление и углубление освоения учебного материала, развитие практических умений. Традиционная СР включает такие виды самостоятельной работы студентов, как:

– работа с рекомендованной литературой;

– самостоятельное изучение разделов дисциплины,

– подготовка к экзамену.

Подготовка к экзамену

Цели – знание базовых понятий дисциплины «Социальная философия», расширение социально-философского, междисциплинарного, мировоззренческого, методологического кругозора, знакомство с текстами первоисточников, умение ориентироваться в базовых концепциях социальной философии науки, в философских аспектах конкретной области диссертационного исследования.

 

Формы отчетности

- устный ответ на экзамене

Литература по философии науки: первоисточники

 

Блур, Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур // Логос. – 2002. – № 5/6. –С. 162—185.

Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 233 с.

Декарт, Р. Сочинения / Р. Декарт; пер. с лат. и фр. – СПб.: Наука, 2006. – 648 с.

Карнап, Р. Научное миропонимание – Венский кружок / Р. Карнап, Г. Ганн, О. Нейрат // Логос. – 2005. – № 2. – С. 13—27.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. – М.: АСТ, 2009. – 317 с.

Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос; пер. с англ. – М.: Академический проект Трикста, 2008. – 475 с.

Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос; пер. с англ. – М.: Медиум, 1995. – 236 с.

Локк, Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. / Дж. Локк. – М.: Соцэкгиз, 1960. – Т. 1: Опыт о человеческом разуме. – 734 с.

Лоренц, К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии / К. Лоренц // Человек. – 1997. - № 5. – С. 23—25.

Мах, Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. – М.: Бином, 2003. – 455 с.

Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х. Патнэм; пер. с англ. – М.: Праксис, 2002. – 294 с.

Поппер, К. Логика и рост научного знания: Избр. работы / К. Поппер; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел; пер. с англ. – М.: Терра, 2000. – 463 с.

Тулмин, С. Человеческое понимание / С. Тулмин; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984. – 327с.

Фейерабенд, П. Против методологического принуждения / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – С.125—467.

 

Литература по философии техники: первоисточники

 

Бердяев, Н.А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 147—162.

Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. – М., 2000. – Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/

Кестлер, А. Дух в машине / А. Кестлер // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 93—122.

Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000. – Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – URL: https://philosophy.mitht.ru/ortegaigasset.htm

Перспективы информатизации общества: Реферат. сб.: Ч. 1 / под ред. А. И. Ракитова. – М.: [Б. и.], 1990. – 248 с.

Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

Розин, В. М. Философия техники и опыт культурно-исторической реконструкции техники / В. М. Розин // Вопросы философии. – 1993. – № 5. – С. 19—27.

Философия техники в ФРГ / сост. Ц. К. Арзаканян, В. Г. Горохов. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.

Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. Избр. статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. – М.: Высшая школа, 1991. – 190 с.

Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством / П. Яних // Вопросы философии. – 1992. – № 3. С. 93—122.

Научная литература для изучения по истории науки (технические науки):

 

Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). – М.: Просвещение, 1984 – 287 с.

Гузевич, Д. Ю. Научно-техническое знание и зарождение профессиональной деятельности по его производству во второй четверти XVI – первой половине XVIII века / Д. Ю. Гузевич. – СПб.: СПбФ ИИЕТ, 1996. – 80 с.

Гузевич, Д. Ю. Становление системы научно-технического знания и профессиональной деятельности во второй половине XVIII – начале XIХ века / Д. Ю. Гузевич. – СПб.: СПбФ ИИЕТ, 1998. – 112 с.

Добиаш-Рождественская, О. Я. Культура западноевропейского Средневековья. Научное наследие / отв. ред. В. И. Рутенбург. – М.: Наука, 1987. – 350 с.

Жмудь, Л. Я. Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении / Л. Я. Жмудь. – СПб.: [Б. и.], 1995. – 72 с.

Иванов, Б. И. Становление и развитие технических наук / Б. И. Иванов, В. В. Чешев. – 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2010. – 261 с.

История механики с конца XVIII века до середины XX века / под ред. А. Т. Григорьяна, И. Б. Погребысского. – М.: Наука, 1972. – 414 с.

Козлов, Б. И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования / Б. И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 247 с.

Лилли, С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в связи с общественным прогрессом / С. Лилли. – М.: Прогресс, 1970. – 431 с.

Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века / В. К. Кузаков, Н. Н. Стоскова, А. А. Дорогов. – М.: Наука, 1978. – 375 с.

Очерки истории техники в России. 1861—1917 / под ред. Б. А. Розентретера. – М.: Наука, 1973. – 404 с.

Симоненко, О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники / О. Д. Симоненко. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 111 с.

Техника в ее историческом развитии. 70-е годы XIX – начало ХХ в. / Отв. ред. С. В. Шухардин. – М.: Наука, 1982. – 510 с.

Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства / Отв. ред. С. В. Шухардин. – М.: Наука, 1979. – 412 с.

Фигуровская, В. М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования / В. М. Фигуровская. – Новосибирск: Наука, 1982. – 192 с.

 

Оценочные средства: перечень контрольных вопросов

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»

 

I. Общие проблемы философии науки

 

1. Предмет философии науки.

2. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

3. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования фундаментальных понятий и принципов науки (Р. Авенариус, Э. Мах).

4. Неопозитивистская концепция науки.

5. Критический рационализм К. Поппера.

6. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Т. Кун об исторической динамике науки.

8 Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

9. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

10. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

11. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.

12. Специфика научного познания.

13. Генезис научного знания: преднаука и развитая наука; классическая и постнеклассическая наука.

14 Становление первых форм теоретической мысли в Античности.

15. Наука как социальный институт: этапы развития.

16. Отношение философии, науки и культуры. Философия как рефлексия над основаниями культуры.

17. Сциентизм и антисциентизм

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.

19. Модели научного объяснения. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.

20. Исторические типы научной рациональности.

21. Структура научного знания. Основания науки.

22. Научная картина мира и философские предпосылки перестройки оснований науки.

23. Структура эмпирического и теоретического исследования.

24 Прогностическая роль философского знания. Взаимодействие научной картины мира и опыта.

25. Феномен научных революций. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

26. Междисциплинарные взаимодействия и междисциплинарные стратегии современной науки.

27. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

28. Экофилософия и глобальные кризисы

29. Проблема ценности научно-технического прогресса.

30. Новые ориентиры цивилизационного развития.

 

II. Современные философские проблемы техники и технических наук

 

31. Философские интерпретации техники в истории и современности.

32. Модели соотношения науки и техники – проблема философии науки и техники

33. Мировоззренческие основания и общая характеристика инженерной деятельности (в истории и современности)

34. Особенности проектной культуры и социотехнического проектирования.

35. Интеграция науки и техники в культуре техногенной цивилизации

36. Особенности культуры техногенной цивилизации.

37. Ступени рационального обобщения в технике (частная и общая технология, технические науки, системотехника)

38. Научный метод в технике. Влияние техники на естествознание

39. Междисциплинарные стратегии современной науки (функциональный и системный подход, информационная и синергетическая парадигмы)

40. Проблема критериев научно-технического прогресса

41. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

42. Техника и человек: проблема риска и безопасности современной технологии.

43. Критерии НТП в концепции устойчивого развития. Человекоразмерные системы.

44. Технический оптимизм и технический пессимизм

45.Социальная оценка техники. Этика техники (инженерная этика) и социогуманитарная экспертиза инновационных проектов.

46. Проблемы управления научно-техническим прогрессом в инновационном обществе

47. Тенденции развития современного общества. От информационной экономики - к инновационной экономике.

48. Условия и критерии инновационного развития. Наукоемкая технология, виды инноваций, инновационная деятельность, инновационный цикл.

49. Инновационная политика. Показатели научной и инновационной деятельности.

50. Проблема социальной оценки инновационной деятельности.

51 Эволюция представлений о технике в истории культуры.

52 Проблемы науки и техники в трудах ученых и философов Нового времени.

53 Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность в культуре XXв.

 

Ш. Философские проблемы информатики

54. Информатика в системе современной науки, ее предмет и этапы становления.

55. Понятие информации в контексте теории информации, кибернетики, теории систем и синергетики.

56. Понятия киберпространства и виртуальной реальности.

57. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики.

58. Основные концепции и характеристики информационного общества.

59. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика.

60. Социальная информатика – особенности и задачи; проблема личности в информационном обществе.

61. Распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной и частной жизни.

62. Понятие и особенности компьютерной революции.

63. Интернет как метафора глобального мозга.

64. Философские проблемы искусственного интеллекта.

 

Примечание: по данному разделу формулируются вопросы, связанные с темой диссертации.

Дополнительный вопрос - по пяти первоисточникам по специальности по выбору аспиранта из рекомендуемой литературы в программе, базовом учебнике, из списка первоисточников.

 

 

9. Рекомендуемая литература

 

Основная литература

Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания Год изд. К-во экз.[2] Место хранения
1. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / В.П. Горюнов, В.А. Гура, А.А. Краузе, В.И. Ксенофонтов, О.Р. Пазухина, О.Д. Шипунова. / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 – 666с.     ФБ
  Горюнов В.П. История и философия науки. Философия техники и технических наук: учеб. пособие. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 240 с. [Электронный ресурс]: — Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ (чтение).— Adobe Acrobat Reader 6.0.— <URL:https://dl.unilib.neva.ru/dl/local/2141.pdf>.       ИБК СПбПУ
  История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с. Электронный учебник       ИБК СПбПУ

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Канке, Виктор Андреевич. История, философия и методология техники и информатики: учебное пособие для вузов по направлению «Информатика и вычислительная техника» / В.А. Канке.— Москва: Юрайт, 2013. — М.: Проспект, 2014. — 448с. 407 с. (ФБ – 2 экз.)

2. Алексеев П.В. Власть. Философия. Наука. — М.: Проспект, 2014. — 448с.

3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени и кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. — 384 с.

4. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.

5. Современные философские проблемы естествознания, технических и социально - гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – Гардарики, 2006. — 639с.

6. Котенко, Виталий Павлович. История и философия технической реальности: учебное пособие для вузов / В. П. Котенко. – М.: Академический проект: Трикста, 2009. – 622 с.

7. Розин, В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей: учеб. для вузов / В.М. Розин. – М.: NOTA BENE, 2001. – 365с.

8. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / [К. Н. Хабибуллин [и др.]]; под общ. ред. В.С. Артамонова. – М.: Высшее образование, 2008. – 190, [2] с.

9. Черняк, Виктор Захарович. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2006. – 572 с.

10. Философия техники в ФРГ: [Cборник статей]. Пер. с нем. и англ. / Сост. и предисл. Ц.Г. Арзаканян, В.Г. Горохова. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.

11. Козырев, Дмитрий Николаевич. «Философия техники» в системе высшего технического образования / Д.Н. Козырев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета = St. Petersburg state polytechnical university journl. Humanities and social sciences: научное издание. Сер.: Гуманитарные и общественные науки / Министерство образования и науки Российской Федерации. – СПб, 2013. – № 2 (172). – С. 190-194.

12. Котенко, В. П. Философия техники и философия технической реальности: традиции и новации / В.П. Котенко // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: международный ежегодник / Российская академия наук, Санкт-Петербургский научный центр; Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет социологии; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [и др.]; под ред. С.А. Кугеля. – СПб., 2013. – Вып. 29: Материалы XXVIII сессии Международной школы социологии науки и техники. – С. 72-93.

13. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии, 2014, № 9, с. 14-27.

14. Горохов, В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники / В. Г. Горохов // Философские науки: научный, образовательный, просветительский журнал / Министерство образования и науки РФ. Академия гуманитарных исследований. – М., 2006. – №1. – С. 28-42.

15. Митчем, К. Что такое философия техники? Пер. с англ. / Митчем К.; Междунар. фонд «Культурная инициатива». – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.

16. Аль-Ани, Намир Махди. Философия техники: очерки истории и теории: (учебное пособие) / Н. М. Аль-Ани. – СПб., 2004. – 183 с.

 

Электронные и Internet-ресурсы:

 

Справочные энциклопедические материалы

на сайте Института Философии РАН

https://iph.ras.ru/

 

на сайте Института Философии СПбГУ

https://philosophy.spbu.ru/349

 

Материалы периодической печати

на сайте Национальной электронной библиотеки (НЭБ)

https://elibrary.ru/defaultx.asp

 

Методические рекомендации по оформлению студенческих работ (рефератов, курсовых и дипломных проектов и работ и др.)

URL: https://moodle.spbstu.ru/course/view.php?id=96 (доступ свободный[3])

 

9.3. Технические средства обеспечения дисциплины

 

Интернет-источники: учебные и научно-аналитические материалы, он-лайн журнальные и газетные статьи

Базы данных РИНЦ, WoS, Scopus

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Тип и название аудитории Оборудование аудитории (лаборатории), используемое для выполнения НИР
Аудитория для обсуждения и защиты. Ауд. 202, корпус 3 Ауд.101, ГЗ Персональные компьютеры с пакетом MS Office и выходом в Интернет презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук/нетбук)
Аудитории для самостоятельной работы: компьютерные классы; читальные залы библиотеки Персональные компьютеры с пакетом MS Office, выходом в Интернет и с доступом в электронную информационно-образовательную среду университета

 

 

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

 

Порядок сдачи и проведения итогового экзамена по дисциплине «История и философия науки»

Оценка знаний на экзамене осуществляется путем собеседования по контрольным вопросам.

В билете 3 вопроса – 1) по общим проблемам философии науки (Часть 1), 2) по общим проблемам философии естествознания, 3) по философским аспектам профильной научной дисциплины.

Учитывается:

- наличие зачтенного реферата по истории науки

- рейтинг аспиранта в 1-м и 2-м семестрах: количество баллов по работе с учебной литературой в семестре (определяется сумма баллов по всем изучаемым разделам дисциплины)

- количество баллов по работе с первоисточниками (по всем выбранным аспирантом первоисточникам)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: