1. Информационные технологии - обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки, объективного контроля и мониторинга знаний студентов.
2. Проблемное обучение - стимулирование аспирантов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
3. Контекстное обучение - мотивация аспирантов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.
4. Индивидуальное обучение - выстраивание аспирантом собственной образовательной траектории с учетом интересов аспиранта.
5. Междисциплинарное обучение - использование знанийиз разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
Виды и содержание учебных занятий
1. Установочная лекция - передача учебной информации от преподавателя аспирантам, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний.
2. Самостоятельная работа - изучение аспирантом теоретического материала, написание сообщений-докладов, работа в электронной образовательной среде для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.
3. Консультация - индивидуальное общение преподавателя с аспирантом, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных на установочной лекции, в результате самостоятельной работы, в процессе написания сообщения-доклада и др.
4. Контроль самостоятельной работы – экзамен
Лабораторный практикум
Не предусмотрен
Практические занятия
Не предусмотрены
Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
СР направлена на закрепление и углубление освоения учебного материала, развитие практических умений. Традиционная СР включает такие виды самостоятельной работы студентов, как:
– работа с рекомендованной литературой;
– самостоятельное изучение разделов дисциплины,
– подготовка к экзамену.
Подготовка к экзамену
Цели – знание базовых понятий дисциплины «Социальная философия», расширение социально-философского, междисциплинарного, мировоззренческого, методологического кругозора, знакомство с текстами первоисточников, умение ориентироваться в базовых концепциях социальной философии науки, в философских аспектах конкретной области диссертационного исследования.
Формы отчетности –
- устный ответ на экзамене
Литература по философии науки: первоисточники
Блур, Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур // Логос. – 2002. – № 5/6. –С. 162—185.
Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 233 с.
Декарт, Р. Сочинения / Р. Декарт; пер. с лат. и фр. – СПб.: Наука, 2006. – 648 с.
Карнап, Р. Научное миропонимание – Венский кружок / Р. Карнап, Г. Ганн, О. Нейрат // Логос. – 2005. – № 2. – С. 13—27.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. – М.: АСТ, 2009. – 317 с.
Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос; пер. с англ. – М.: Академический проект Трикста, 2008. – 475 с.
Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос; пер. с англ. – М.: Медиум, 1995. – 236 с.
Локк, Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. / Дж. Локк. – М.: Соцэкгиз, 1960. – Т. 1: Опыт о человеческом разуме. – 734 с.
Лоренц, К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии / К. Лоренц // Человек. – 1997. - № 5. – С. 23—25.
Мах, Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. – М.: Бином, 2003. – 455 с.
Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х. Патнэм; пер. с англ. – М.: Праксис, 2002. – 294 с.
Поппер, К. Логика и рост научного знания: Избр. работы / К. Поппер; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел; пер. с англ. – М.: Терра, 2000. – 463 с.
Тулмин, С. Человеческое понимание / С. Тулмин; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984. – 327с.
Фейерабенд, П. Против методологического принуждения / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – С.125—467.
Литература по философии техники: первоисточники
Бердяев, Н.А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 147—162.
Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура [Электронный ресурс] / М. Кастельс. – М., 2000. – Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/
Кестлер, А. Дух в машине / А. Кестлер // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 93—122.
Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000. – Электрон. дан. – (Текстовый файл). – Internet Explorer 6.0. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публикации. – URL: https://philosophy.mitht.ru/ortegaigasset.htm
Перспективы информатизации общества: Реферат. сб.: Ч. 1 / под ред. А. И. Ракитова. – М.: [Б. и.], 1990. – 248 с.
Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.
Розин, В. М. Философия техники и опыт культурно-исторической реконструкции техники / В. М. Розин // Вопросы философии. – 1993. – № 5. – С. 19—27.
Философия техники в ФРГ / сост. Ц. К. Арзаканян, В. Г. Горохов. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.
Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. Избр. статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. – М.: Высшая школа, 1991. – 190 с.
Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством / П. Яних // Вопросы философии. – 1992. – № 3. С. 93—122.
Научная литература для изучения по истории науки (технические науки):
Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). – М.: Просвещение, 1984 – 287 с.
Гузевич, Д. Ю. Научно-техническое знание и зарождение профессиональной деятельности по его производству во второй четверти XVI – первой половине XVIII века / Д. Ю. Гузевич. – СПб.: СПбФ ИИЕТ, 1996. – 80 с.
Гузевич, Д. Ю. Становление системы научно-технического знания и профессиональной деятельности во второй половине XVIII – начале XIХ века / Д. Ю. Гузевич. – СПб.: СПбФ ИИЕТ, 1998. – 112 с.
Добиаш-Рождественская, О. Я. Культура западноевропейского Средневековья. Научное наследие / отв. ред. В. И. Рутенбург. – М.: Наука, 1987. – 350 с.
Жмудь, Л. Я. Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении / Л. Я. Жмудь. – СПб.: [Б. и.], 1995. – 72 с.
Иванов, Б. И. Становление и развитие технических наук / Б. И. Иванов, В. В. Чешев. – 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2010. – 261 с.
История механики с конца XVIII века до середины XX века / под ред. А. Т. Григорьяна, И. Б. Погребысского. – М.: Наука, 1972. – 414 с.
Козлов, Б. И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования / Б. И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 247 с.
Лилли, С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в связи с общественным прогрессом / С. Лилли. – М.: Прогресс, 1970. – 431 с.
Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века / В. К. Кузаков, Н. Н. Стоскова, А. А. Дорогов. – М.: Наука, 1978. – 375 с.
Очерки истории техники в России. 1861—1917 / под ред. Б. А. Розентретера. – М.: Наука, 1973. – 404 с.
Симоненко, О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники / О. Д. Симоненко. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 111 с.
Техника в ее историческом развитии. 70-е годы XIX – начало ХХ в. / Отв. ред. С. В. Шухардин. – М.: Наука, 1982. – 510 с.
Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства / Отв. ред. С. В. Шухардин. – М.: Наука, 1979. – 412 с.
Фигуровская, В. М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования / В. М. Фигуровская. – Новосибирск: Наука, 1982. – 192 с.
Оценочные средства: перечень контрольных вопросов
Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
I. Общие проблемы философии науки
1. Предмет философии науки.
2. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).
3. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования фундаментальных понятий и принципов науки (Р. Авенариус, Э. Мах).
4. Неопозитивистская концепция науки.
5. Критический рационализм К. Поппера.
6. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
7. Т. Кун об исторической динамике науки.
8 Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
9. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
10. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
11. Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации.
12. Специфика научного познания.
13. Генезис научного знания: преднаука и развитая наука; классическая и постнеклассическая наука.
14 Становление первых форм теоретической мысли в Античности.
15. Наука как социальный институт: этапы развития.
16. Отношение философии, науки и культуры. Философия как рефлексия над основаниями культуры.
17. Сциентизм и антисциентизм
18. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.
19. Модели научного объяснения. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука.
20. Исторические типы научной рациональности.
21. Структура научного знания. Основания науки.
22. Научная картина мира и философские предпосылки перестройки оснований науки.
23. Структура эмпирического и теоретического исследования.
24 Прогностическая роль философского знания. Взаимодействие научной картины мира и опыта.
25. Феномен научных революций. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.
26. Междисциплинарные взаимодействия и междисциплинарные стратегии современной науки.
27. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.
28. Экофилософия и глобальные кризисы
29. Проблема ценности научно-технического прогресса.
30. Новые ориентиры цивилизационного развития.
II. Современные философские проблемы техники и технических наук
31. Философские интерпретации техники в истории и современности.
32. Модели соотношения науки и техники – проблема философии науки и техники
33. Мировоззренческие основания и общая характеристика инженерной деятельности (в истории и современности)
34. Особенности проектной культуры и социотехнического проектирования.
35. Интеграция науки и техники в культуре техногенной цивилизации
36. Особенности культуры техногенной цивилизации.
37. Ступени рационального обобщения в технике (частная и общая технология, технические науки, системотехника)
38. Научный метод в технике. Влияние техники на естествознание
39. Междисциплинарные стратегии современной науки (функциональный и системный подход, информационная и синергетическая парадигмы)
40. Проблема критериев научно-технического прогресса
41. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
42. Техника и человек: проблема риска и безопасности современной технологии.
43. Критерии НТП в концепции устойчивого развития. Человекоразмерные системы.
44. Технический оптимизм и технический пессимизм
45.Социальная оценка техники. Этика техники (инженерная этика) и социогуманитарная экспертиза инновационных проектов.
46. Проблемы управления научно-техническим прогрессом в инновационном обществе
47. Тенденции развития современного общества. От информационной экономики - к инновационной экономике.
48. Условия и критерии инновационного развития. Наукоемкая технология, виды инноваций, инновационная деятельность, инновационный цикл.
49. Инновационная политика. Показатели научной и инновационной деятельности.
50. Проблема социальной оценки инновационной деятельности.
51 Эволюция представлений о технике в истории культуры.
52 Проблемы науки и техники в трудах ученых и философов Нового времени.
53 Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность в культуре XXв.
Ш. Философские проблемы информатики
54. Информатика в системе современной науки, ее предмет и этапы становления.
55. Понятие информации в контексте теории информации, кибернетики, теории систем и синергетики.
56. Понятия киберпространства и виртуальной реальности.
57. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики.
58. Основные концепции и характеристики информационного общества.
59. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика.
60. Социальная информатика – особенности и задачи; проблема личности в информационном обществе.
61. Распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной и частной жизни.
62. Понятие и особенности компьютерной революции.
63. Интернет как метафора глобального мозга.
64. Философские проблемы искусственного интеллекта.
Примечание: по данному разделу формулируются вопросы, связанные с темой диссертации.
Дополнительный вопрос - по пяти первоисточникам по специальности по выбору аспиранта из рекомендуемой литературы в программе, базовом учебнике, из списка первоисточников.
9. Рекомендуемая литература
Основная литература
№ | Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания | Год изд. | К-во экз.[2] | Место хранения |
1. | История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / В.П. Горюнов, В.А. Гура, А.А. Краузе, В.И. Ксенофонтов, О.Р. Пазухина, О.Д. Шипунова. / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 – 666с. | ФБ | ||
Горюнов В.П. История и философия науки. Философия техники и технических наук: учеб. пособие. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 240 с. [Электронный ресурс]: — Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ (чтение).— Adobe Acrobat Reader 6.0.— <URL:https://dl.unilib.neva.ru/dl/local/2141.pdf>. | ИБК СПбПУ | |||
История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с. Электронный учебник | ИБК СПбПУ |
Дополнительная литература:
1. Канке, Виктор Андреевич. История, философия и методология техники и информатики: учебное пособие для вузов по направлению «Информатика и вычислительная техника» / В.А. Канке.— Москва: Юрайт, 2013. — М.: Проспект, 2014. — 448с. 407 с. (ФБ – 2 экз.)
2. Алексеев П.В. Власть. Философия. Наука. — М.: Проспект, 2014. — 448с.
3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени и кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. — 384 с.
4. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с.
5. Современные философские проблемы естествознания, технических и социально - гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – Гардарики, 2006. — 639с.
6. Котенко, Виталий Павлович. История и философия технической реальности: учебное пособие для вузов / В. П. Котенко. – М.: Академический проект: Трикста, 2009. – 622 с.
7. Розин, В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей: учеб. для вузов / В.М. Розин. – М.: NOTA BENE, 2001. – 365с.
8. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / [К. Н. Хабибуллин [и др.]]; под общ. ред. В.С. Артамонова. – М.: Высшее образование, 2008. – 190, [2] с.
9. Черняк, Виктор Захарович. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2006. – 572 с.
10. Философия техники в ФРГ: [Cборник статей]. Пер. с нем. и англ. / Сост. и предисл. Ц.Г. Арзаканян, В.Г. Горохова. – М.: Прогресс, 1989. – 528 с.
11. Козырев, Дмитрий Николаевич. «Философия техники» в системе высшего технического образования / Д.Н. Козырев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета = St. Petersburg state polytechnical university journl. Humanities and social sciences: научное издание. Сер.: Гуманитарные и общественные науки / Министерство образования и науки Российской Федерации. – СПб, 2013. – № 2 (172). – С. 190-194.
12. Котенко, В. П. Философия техники и философия технической реальности: традиции и новации / В.П. Котенко // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: международный ежегодник / Российская академия наук, Санкт-Петербургский научный центр; Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет социологии; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [и др.]; под ред. С.А. Кугеля. – СПб., 2013. – Вып. 29: Материалы XXVIII сессии Международной школы социологии науки и техники. – С. 72-93.
13. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии, 2014, № 9, с. 14-27.
14. Горохов, В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники / В. Г. Горохов // Философские науки: научный, образовательный, просветительский журнал / Министерство образования и науки РФ. Академия гуманитарных исследований. – М., 2006. – №1. – С. 28-42.
15. Митчем, К. Что такое философия техники? Пер. с англ. / Митчем К.; Междунар. фонд «Культурная инициатива». – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.
16. Аль-Ани, Намир Махди. Философия техники: очерки истории и теории: (учебное пособие) / Н. М. Аль-Ани. – СПб., 2004. – 183 с.
Электронные и Internet-ресурсы:
Справочные энциклопедические материалы
на сайте Института Философии РАН
https://iph.ras.ru/
на сайте Института Философии СПбГУ
https://philosophy.spbu.ru/349
Материалы периодической печати
на сайте Национальной электронной библиотеки (НЭБ)
https://elibrary.ru/defaultx.asp
Методические рекомендации по оформлению студенческих работ (рефератов, курсовых и дипломных проектов и работ и др.)
URL: https://moodle.spbstu.ru/course/view.php?id=96 (доступ свободный[3])
9.3. Технические средства обеспечения дисциплины
Интернет-источники: учебные и научно-аналитические материалы, он-лайн журнальные и газетные статьи
Базы данных РИНЦ, WoS, Scopus
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Тип и название аудитории | Оборудование аудитории (лаборатории), используемое для выполнения НИР |
Аудитория для обсуждения и защиты. Ауд. 202, корпус 3 Ауд.101, ГЗ | Персональные компьютеры с пакетом MS Office и выходом в Интернет презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук/нетбук) |
Аудитории для самостоятельной работы: компьютерные классы; читальные залы библиотеки | Персональные компьютеры с пакетом MS Office, выходом в Интернет и с доступом в электронную информационно-образовательную среду университета |
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Порядок сдачи и проведения итогового экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Оценка знаний на экзамене осуществляется путем собеседования по контрольным вопросам.
В билете 3 вопроса – 1) по общим проблемам философии науки (Часть 1), 2) по общим проблемам философии естествознания, 3) по философским аспектам профильной научной дисциплины.
Учитывается:
- наличие зачтенного реферата по истории науки
- рейтинг аспиранта в 1-м и 2-м семестрах: количество баллов по работе с учебной литературой в семестре (определяется сумма баллов по всем изучаемым разделам дисциплины)
- количество баллов по работе с первоисточниками (по всем выбранным аспирантом первоисточникам)