Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
| Количество по семестрамдля очной
и заочной
форм обучения
| Итого
| 1-й сем.
| 2-й сем.
| Текущий контроль
| Рефераты (Реф), шт.
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| Зачеты, (З), шт.
|
|
|
| Экзамены, (Э), шт.
|
|
|
| 4. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины
Разделы дисциплины и их содержание
| Результаты обучения[1]
| Часть 1. Общие проблемы философии науки
| 1.1. Феномен науки философия в системе человеческой культуры
|
| 1.1.1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Проблема начала науки. Пранаука Древнего мира. Протонаука Античности и Средневековья. Преднаука эпохи Возрождения и Нового времени. Представление о развитой науке. Исторические этапы современной науки (классический, неклассический, постнеклассический).
| Знание на уровне понятий, определений, описаний, формулировок:
Понятия: наука, научный дискурс, научная рациональность.
Задачи философии науки.
Знания на уровне доказательств и выводов
Осмысление проблемы начала науки.
Выявление практических и культурно-исторических истоков становления познавательной деятельности.
Умение: грамотно формулировать содержание понятий научный дискурс, рациональность научная рациональность, содержание предыстории науки, различие этапов развития современной науки.
Навыки содержательной философской характеристики эволюции знания в формах пранауки, протонауки, преднауки, развитой науки.
| 1.1.2. Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры
Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ньютон. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук.
| Знания на уровне понятий, определений, описаний, формулировок.
Знание специфики античной науки, истории появления логических норм и первых методов научного обоснования, науки в средневековых университетах, в эпоху Возрождения, Новое время. Персональный вклад в развитие науки мыслителей этого времени.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Формулирование основных концепций и принципов науки Нового времени, роли математики и эксперимента в исследовании природы.
Осмысление предпосылок дисциплинарно-организованной науки.
Умение четко и грамотно формулировать различие западной и восточной средневековой науки, выделять язык, методы и мировоззренческие основания новоевропейской науки.
Навыки оперирования философской терминологией в осмысления эволюции науки, проблемы периодизации в эволюции познавательной деятельности, специфики античной науки и новоевропейской научной рациональности.
| 1.1.3. Предмет философии науки. Наука и философия в современной цивилизации. Основания науки
Идеалы и нормы научного исследования. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Философские основания науки. Онтологические и гносеологические категории. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их ценности. Ценность научной рациональности. Сциентизм и антисциентизм.
Мировоззренческие доминанты техногенного общества.
Роль науки в современном образовании и формировании личности.
| Знание на уровне понятий, определений, описаний, формулировок:
Предмет и основания философии науки. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Сциентизм и антисциентизм. Традиционалистский и техногенный типы цивилизации.
Знания на уровне доказательств и выводов
Различие онтологических и гносеологических категорий. Осмысление функции научной картины мира как форма систематизации знания, исследовательской программы.
Умение грамотно формулировать основные ценности и доминанты развития традиционного и техногенного общества.
Навыки философского и культурно-исторического анализа науки.
| 1.2. Концепции и проблемы философии науки
|
| 1.2.1. Позитивистская традиция в философии науки. Соотношение позитивного научного и философского знания
Общая характеристика позитивистской традиции в философии науки. Этапы развития позитивизма. Первый позитивизм О,Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля. Понимание науки и философии в позитивизме. Демаркация позитивной науки и метафизики. Метод позитивизма. Сенсуализм. Задача научной философии. Критерии научного познания. Проблема обоснования научного знания. Проблема истины. Проблема метода. Эмпириокритицизм и философия «чистого опыта» Маха и Авенариуса (второй позитивизм). Революция в естествознании на рубеже XIX – XX веков. Кризис в физике. Проблема материи и материализма в науке и философии. Проблема обоснования эмпирического и теоретического знания. Релятивизм и агностицизм в науке.
| Знание на уровне понятий, определений, описаний, формулировок:
Позитивная наука, метафизика, метод позитивизма, сенсуализм, первый позитивизм, эмпириокритицизм, релятивизм и агностицизм в науке.
Знания на уровне доказательств и выводов Осмысление сути проблемы обоснования научного знания, проблемы истины, проблема метода получения истинного знания. Смысл демаркация позитивной науки и философии, основных тезисов философии «чистого опыта» Маха и Авенариуса, проблемы обоснования эмпирического и теоретического знания.
Умение грамотно формулировать принципы позитивизма, релятивизма, агностицизма в науке, их исторические, познавательные, философские предпосылки.
Навыки сравнительного анализа форм обоснования научного знания
| 1.2.2. Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм
Проблема оснований логики и математики. Учение о логических (теоретических) конструкциях (конструктах). Научный факт как протокольное высказывание. Принцип верификации. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Сведение утверждений науки к атомарным высказываниям. Проблема определения значения терминов. Концепция когерентной истины. Проблема научного реализма и истинности научной теории. Конвенционализм. Язык науки. Принцип физикализма.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Неопозитивизм, научный факт, протокольное высказывание. Принцип верификации. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Атомарные высказывания. Физическая редукция.
Умение грамотно формулировать принципы лингвистической установки в трактовке науки, значение физикализма в научном объяснении и обосновании статуса научной дисциплины.
Навыки критического осмысления установок неопозитивизма, принципов верификации, конвенционализма как методов обоснования научно–теоретического знания.
| 1.2.3. Проблема научной рациональности в постпозитивизме
Принцип фальсификации и критический рационализм К. Поппера. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. Научное сообщество. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Нормальная наука» и научные революции. Принцип пролиферации и методологический анархизм П.Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки. Тематические структуры (Дж. Холтон), личностное знание (М. Полани), концептуальное мышление эпохи (С. Тулмин).
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Постпозитивизм, рост знания, научное сообщество, научная рациональность, инновации, парадигма науки, нормальная наука, научная революция, принцип пролиферации, принцип фальсификации, личностное знание.
Знания на уровне доказательств и выводов
Сравнение условий, принципов, теоретических средств, личностных барьеров в концепциях динамики науки Поппера, Куна, Лакатоса, Фейерабенда, Холтона, Полани.
Умения грамотно формулировать основные понятия и принципы постпозитивизма, выделять его отличие от предыдущей формы философии науки.
Навыки сравнительного анализа концепций динамики науки
| 1.2.4. Социология науки
Традиция социологии науки в XIX - I половине XXвв. (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Манхейм). Социологическая концепция науки Р.Мертона. Структура научных сообществ. Сети коммуникации науки как социальной системы. Когнитивная социология науки. Проблема движущих факторов развития науки. Концепции интернализма и экстернализма. Концепции развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Интернализм, экстернализим, принцип «cogito», когнитивный подход, социальная система в науке, кумулятивизм, антикумулятивизм.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Становление и развитие социологии науки. когнитивного подхода. Обобщенная характеристика социологических концепций науки К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Манхейма, Р.Мертона
Умение грамотно формулировать проблематику социологии науки.
Навыки философского анализа движущих факторов развития науки
| 1.3. Структура научного знания и динамика его развития
|
| 1.3.1. Основные типы наук и стили научного мышления
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни организации научного знания, критерии их различения. Формы научного знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного уровня и общности. Типы познавательных процедур. Эмпирические и теоретические методы получения научного знания. Научный факт. Аналитический и системный стиль мышления. Особенности математических, естественных, общественных, технических наук. Проблемно-ориентированные науки.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории. Критерии эмпирического и теоретического уровней научного знания. Научный факт. Познавательная процедура.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Сравнительная характеристика аналитического и системного стилей мышления, традиционных и проблемно-ориентированных наук.
Умение грамотно формулировать специфику математических, естественных, общественных, технических наук.
Навыки продуктивного мышления в процессе философского анализа стилей научного мышления
| 1.3.2. Структура эмпирического и теоретического знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни организации научного знания, критерии их различения. Формы научного знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного уровня и общности. Типы познавательных процедур. Эмпирические и теоретические методы получения научного знания. Научный факт. Аналитический и системный стиль мышления. Особенности математических, естественных, общественных, технических наук. Проблемно-ориентированные науки.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
Методы построения теории: идеализация, аксиоматизация, экстраполяция, математическое моделирование.
Умение дать характеристику гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний, грамотно формулировать роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.
Навыки продуктивного мышления в процессе философского анализа структуры и уровней научного знания.
| 1.3.3. Принципы и нормы развития научного знания. Историческое развитие способов трансляции научных знаний
Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Проблемные ситуации в науке. Проблема и гипотеза как формы развития знания. Процедуры объяснения и обоснования в системе науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Практика обоснования проблемы, требования к постановке научной проблемы. Критерии обоснованности гипотез. Практика эмпирического и логического обоснования гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод проверки гипотез. Моделирование и мысленный эксперимент. Конструктивное обоснование математической гипотезы.
Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Проблема, гипотеза, математическая теория, объяснение, обоснование в системе науки, эмпирическое и внеэмпирическое обоснование, логическое и фактическое обоснование, концептуальное и конструктивное обоснование.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Значение мировоззренческих установок, картины мира в обосновании научных проблем и гипотез.
Умение грамотно формулировать основные принципы научного обоснования, характеризовать гипотетико-дедуктивный метод, моделирование и мысленный эксперимент как способы проверки гипотезы.
Навыки анализа мировоззренческих установок в обосновании научных проблем, внеэмпирическом обосновании гипотез
| 1.4. Научные традиции и научные революции
|
| 1.4.1. Исторические типы научной рациональности и научные революции
Научные революции как перестройка оснований науки. Факторы революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки."Мировоззренческие универсалии культуры. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Содержательная связь глобальных научных революций и типов научной рациональности.
Умение грамотно формулировать факторы и социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
Навыки философского анализа связи глобальных научных революций и типов научной рациональности.
| 1.4.2. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Междисциплинарные установки и познавательные стратегии системного, функционального, информационного, синергетического подходов.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
Концепция Глобального эволюционизма.
Умение грамотно формулировать основные принципы постнеклассической науки в познании мира.
Навыки применения философской терминологии и междисциплинарных установок в формулировании концепции глобального эволюционизма
| 1.4.3. Наука как социальный институт.
Проблема государственного регулирования науки
Различные подходы к определению социального института науки. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).
Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки: наукоемкие технологии, экспоненциальный рост затрат на научные исследования, многоступенчатый инновационный цикл, пирамида интеллектуального капитала.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности, типы научных сообществ. Соотношение науки, экономики, власти.
Знания на уровне доказательств и выводов.
Осмысление объективные факторов и условий государственной политики управления инновациями.
Умение грамотно формулироватьи использовать в своей работе знания законе экспоненциального роста затрат на научные исследования, многоступенчатом инновационном цикле, пирамиде интеллектуального капитала.
Навыки философского анализа объективных факторов и условий государственной политики управления инновациями.
|
Часть 2. Философские проблемы техники и технических наук
| 2.1. Философские проблемы техники
|
| 2.1.1. Исходные онтологические представления о технике
Понятие реальности. Возникновение техники и этапы ее развития. Перспективы изменения техники. Техника как машины и орудия, а также как технические сооружения и техническая среда. Новые реалии, созданные благодаря современным науке и технике. Онтологические характеристики техники: предметные, деятельностные, аксиологические, культурологические и пр. Особый онтологический статус техники, как того, в чем человек встречается с самим собой.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: реальность, техника, техническая среда
Знания на уровне доказательств и выводов.
Осмысление техники: ее принципиальной возможности и ее влияния на жизнь человека и общества.
Умение давать и обосновывать различные онтологические характеристики техники.
Навыки прогнозирования развития техники в будущем.
| 2.1.2. Методологические установки для изучения техники
Основные принципы исследования техники: рассмотрение в свете проблем и вызовов нашего времени; системное рассмотрение феномена; учет традиции, т.е. смешения осознанных и неосознанных, объективных и субъективных составляющих техники.
Семиотический, деятельностный, социовитальный подходы.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: традиция, семиотика, знак, схема, деятельность, организация, социальная реальность, объектная/предметная область
Знания на уровне доказательств и выводов.
Демонстрация соответствия онтологической сущности техники и набор методов для ее исследования.
Умение обосновывать выбор определенных методов из множества возможных для конкретного научно-технического исследования.
Навыки использования релятивных методов в научно-технических исследованиях.
| 2.1.3. Философия техники: проблема сущности и смысла. Философские концепции техники
Природа техники. Техника и технология. Техника как естественный феномен и как искусственный. Соотношение техники с другими сферами человеческой деятельности – наукой, искусством, инженерией, проектированием и др.
П. Энгельмейер: человек – прежде всего техническое существо, техника есть благо, деятельность, направленная на пользу человека. Попытка преодолеть узко инструментальное понимание техники: техника оборачивает все отношения между организмом и средой.
Э. Капп: принцип органопроекции – попытка установить связь биологической эволюции с техническим развитием.
М. Хайдеггер: сущность техники – раскрытие потаенного в современной культуре, превращение человека и природы в «постав».
Х. Сколимовски: техника нормативна, выступает фактором, создающим множество реалий, включая социальную
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: техника, технология, инструментализм, социально-детерминистический/контекстуальный подход, технологический детерминизм, органопроекция, «постав»
Знания на уровне доказательств и выводов.
Определение сущности и смысла техники.
Умение различать возможные дискурсы техники (П. Энгельмейер, Э. Капп, М. Хайдеггер, Х. Сколимовски и др.).
Навыки рассмотрения техники как предмета философского познания.
| 2.1.4. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Проблема критериев научно-технического прогресса
Взаимная обусловленность между развитием техники и социальной динамикой: связь техники с ценностями, идеалами, традициями и противоречиями культуры. Кризис техногенной цивилизации.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: техника, культура, общество
Знания на уровне доказательств и выводов.
Обоснование концепций, согласно которым техника рассматривается как источник прогресса, и концепций, которые видят в ней источник человеческой деградации и разрушения.
Умение демонстрировать связь между развитием техники и социальной динамики, механизм ее реализации.
Навыки анализа кризиса техногенной цивилизации.
| 2.2. Технические науки и их философское осмысление
|
| 2.2.1. Философия техники и методология технических наук
История формирования технических наук. Принципы классификации (отраслевой, естественно-научный, исторический) и особенности технических дисциплин. Техническое и технологическое знание. Многозначность терминологии, меняющей свое значение в различных областях науки и техники.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: техника, технология, техническое и технологическое знание, техническая наука.
Умение ориентироваться в истории развития технических наук и их классификации.
Навыки определения техники и технологии, показа взаимосвязи прогресса техники и науки.
| 2.2.2. Предмет и структура технических наук
Техносфера как особая реальность. Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Протокольные предложения. Факты. Эмпирические законы. Гипотезы. Теории. Знание: онтологическое, модельно-проективное, теоретическое, эмпирическое, метатеоретическое.
| Знания на уровне доказательств и выводов.
онтологическое, модельно-проективное, теоретическое, эмпирическое, метатеоретическое
Умение выявлять главные характеристики современной науки.
Анализировать современные процессы дифференциации и интеграции наук.
Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.
Навыки анализа роли нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся технических системах.
| 2.2.3. Закономерности развития технических наук
Традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.
Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
технический оптимизм, технические пессимизм, наукоемкие технологии, системотехника, техногенная цивилизация, устойчивое развитие, частные и общая технологии, междисциплинарная методология
Знания на уровне доказательств и выводов.
Концепции устойчивого развития.
Высокие технологии и постиндустриальное общество
Умение анализировать стадии технического прогресса, грамотно формулировать содержание эволюции техногенной цивилизации, выделять специфику постиндустриального общества.
Навыки использования философских знаний в анализе технического прогресса
| 2.2.4. Технические науки и математика
Внутренние и внешние факторы развития математической теории. Апология «чистой» математики (Г.Харди).
Национальные математические школы и особенности национальных математических традиций (Л.Бибербах). Математика как совокупность «культурных элементов» (Р.Уайлдер). Концепция Ф.Китчера: эволюция математики как переход от исходной (примитивной) математической практики к последующим. Эстафеты в математике (М.Розов). Влияние потребностей и запросов других наук, техники на развитие математики.
Характеристики преемственности математического знания. Д.Даубен, Е.Коппельман, М.Кроу, Р.Уайлдер о специфике революций в математике. Математические парадигмы и их отличие от естественнонаучных парадигм. Классификация революций в математике.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: математические абстракции, идеальные объекты, техническая модель, «чистая математика», прикладная математика, математические традиции, математические методы, вычислительная математика, структура математического и технического знания.
Умение анализировать стадии развития математики и ее роли в развитии технических наук
Навыки применения знаний в области философии науки к анализу взаимосвязи технических науки математики
| 2.2.5. Технические науки и естествознание
Становление естествознания и формирование классической системы точного экспериментального естествознания. Основные проблемы физики и химии 18 века.
Экспериментальная и техническая база естествознания.
Технические возможности современного естествознания.
| Знания на уровне доказательств и выводов.
точное экспериментальное естествознание, техническое обеспечение и техническая база, рациональные методы, научные методы
Умение анализировать связь теоретического естествознания и технических достижений.
Навыки анализа связи фундаментальных и прикладных исследований.
| 2.2.6. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: классическая, неклассическая постнеклассическая наука, системность, холизм, глобальный эволюционизм, самоорганизация, когнитивистика, синергетика, междисциплинарная методлогия
Умение ориентироваться в смене типов рациональности, формулировать специфику неклассических научно-технических дисциплин
Навыки междисциплинарной ифилософскойаналитики постнеклассического стиля мышления и его роли в развитии проблематики научных и технических дисциплин
| 2.3. Философские проблемы информатики
|
| 2.3.1. История становления информатики как междисциплинарной науки
Информатика – междисциплинарное направление современной науки и техники; целое семейство дисциплин от когнитивных наук с преимущественно психологической ориентацией до системно-ориентированной кибернетики. Теория информации. Работы К. Шеннона по математической теории информации. Л. Фон Берталанфи: общая теория систем, теория открытых систем. Н. Луман: коммуникация как действительность и механизм ее создания.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: информатика, кибернетика, математическое моделирование, компьютерное моделирование, информация, сигнал, управление, система, теория информации, коммуникация
Знания на уровне доказательств и выводов.
Причины появления и логика развития информатики как междисциплинарной науки.
Умение определять информацию, различать теорию информации, информатику и кибернетику.
Навыки упорядочивания информативных блоков
| 2.3.2. Философские проблемы компьютеризации и эпистемологическое содержание компьютерной революции
Технизация знания. Электронная/компьютерная революция. Информационное общество: специфика и перспективы. Виртуальная реальность. Интернет – современная социотехническая система. Киберпространство. Проблемы информационной безопасности. Компьютерная этика. Инженерия знаний. Зависимость знания от используемой информационной технологии.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: информация, информационные системы, коммуникационные средства, средства автоматизации управления и контроля, робототехника, виртуальная реальность, информационная безопасность, информационное общество, инженерия знаний
Знания на уровне доказательств и выводов.
Философское обоснование компьютерной революции.
Умение различать данные, информацию и знание.
Навыки различения способов представления знаний, в том числе для компьютерных систем.
| 2.3.3. Социальная информатика
Информатизация, информационное общество, информационная/сетевая культура. Социальная информатика – наука о формировании информационного общества. Концепции информационного общества: как определяемого информационной экономикой, как постиндустриального общества, как общества знания, как конец массового производства. Экономика и структура труда в информационном обществе, электронный бизнес. Морально-этические и правовые основы информационного общества. Образование. Изменение образа жизни людей. Критерии развитости информационного общества: уровень компьютеризации сфер жизни, уровень развития телекоммуникаций, уровень информационной культуры населения.
| Знание понятий, определений, описаний, формулировок
Понятия: информатизация, информационное общество, сетевая культура, социальная информатика, информационная экономика, электронный бизнес
Знания на уровне доказательств и выводов.
Обоснование тезиса о том, что современное общество является информационным.
Умение характеризовать информационное общество, информационную культуру, информационную грамотность, информационное мировоззрение.
Навыки демонстрации владения информационной культурой.
|
|
Поиск по сайту:
|