Архаические элементы богослужения на часах




Тропарями на великопостных часах являются тропарь со стихами после трехпсалмия и группа тропарей после молитвы «Отче наш…».

Тропари со стихами являются устойчивым элементом трехпсалмных часов. Большой спектр древних памятников, отражающих трехпсалмный строй часов, содержит указанные тропари, порой допуская их замену на дневной отпустительный тропарь [38]. Прочное положение рассматриваемых тропарей свидетельствует о том, что они относятся к богослужению часа как таковому. Стихи к рассматриваемым тропарям на 1-м и на 3-м часе взяты из 5-го и 50-го псалма соответственно. Данные псалмы являются постоянными псалмами 1-го и 3-го однопсалмного часа [39], а также неизменямыми псалмами на часах Великой пятницы в разнообразных богослужебных памятниках [40]. Связь стихов тропарей с устойчивыми часовыми псалмами еще раз говорит об их древности в составе часов.

Таким образом, появление данных тропарей во время Великого поста является проявлением очередного богослужебного архаизма. Более того, в Часослове XV века сохранилось указание на то, что тропари часа исполняются в случае отсутствия тропаря святому [41]. Также и современный часослов предписывает исполнять эти тропари не только в период Великого поста, но и в те дни, когда совершается аллилуйная служба [42]. Таким образом, в историко-литургической ретроспективе рассматриваемые тропари не являются особенностью великопостного богослужения, что сохранилось и в нынешних богослужебных книгах.

Группа тропарей после молитвы «Отче наш…» в историческом контексте является неустойчивой.

Современный часослов предлагает следующие тропари. На 1-м часе богородичен «Преславную Божию Матерь…», в среду и пятницу он заменяется на другой – «Скоро предвари…». При этом в Часослове имеется указание, что данные гимнографические элементы используются не только в период Четыредесятницы, но и в том случае если нет кондака святому. На 3-м часе после «Отче наш…» положен тропарь Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…», Слава: «Скорое и известное…», И ныне: «Надеждо и предстательство…». На 6-м часе в рассматриваемую группу богослужебных элементов входят следующие тропари: «Спасение соделал…», Слава: «Пречистому образу Твоему…», И ныне: «Милосердия сущи источник…». На 9-м часе в нынешней богослужебной традиции на месте кондака в великопостный период полагаются следующие молитвословия: «Видя разбойник…», Слава: «Среди двою разбойник…», И ныне: «Агнца и пастыря…» [43].

Мессинский Типикон (1131 г.) предлагает другую группу тропарей после «Трисвятого» на великопостных часах. На 1-м часе ничего подобного не указано. На 3-м отмечены кондаки «Царю Небесный…» и богородичен «Предстательство христиан непостыдное…». На 6-м положен кондак «Спасение соделал еси Боже…» и богородичен «Бога родила еси…». На 9-м – кондак «Видя разбойник…» и богородичен «Агнца и пастыря…» [44].

Сравнения указаний на группу тропарей в некоторых славянских богослужебных уставах показывают, с одной стороны, что основные тропари сохраняются, а с другой стороны, что в их исполнении имеется нестабильность.

Все это показано в нижеприведенной таблице (Таблица 3). Более того, в одном из приведенных в таблице уставов содержится заметка о том, что существует практика исполнения различных (не указанных в Уставе) тропарей после «Отче наш…» на часах. От этого же проявляется нестабильность в богослужебном обряде («мятеж в чинах») [45]. О нестабильности рассматриваемой группы тропарей свидетельствует и другое указание рукописных источников. В двух славянских рукописных уставах ΧΙV века, рассмотренных в нижеследующей таблице, отмечается, что на 1-м часе после «Отче наш…» следует сразу «Господи, помилуй» 40 раз [46]. Тем не менее, в одном из них содержится заметка, что в некоторых местах существует обычай исполнения следующих тропарей по «Отче наш…» на 1-м часе: «Скоро предвари…» и «Премудрости наставниче…» [47]. Такое указание свидетельствует об отсутствии общей повсеместной практики относительно данного богослужебного элемента. Тем не менее, в источниках XV–XVI веках на 3-м, 6-м и 9-м часах комплект тропарей обозначен одинаковый.

 

 

Таблица 3

Часы Церковный устав, ΧIV век (РНБ. F. п. I-26)[48]. Церковный устав, ΧIV век (РНБ. F. п. I-93)[49]. Церковный устав, ΧV век (РГАДА. Тип. 143)[50]. Церковный устав, ΧVΙ век (РНБ. Пог. 284)[51]
1-й —————————— ————————— «Скоро предвари…» Слава, и ныне: «Преславную Христову Матерь…» «Скоро предвари…» Слава: «Премудрости наставниче…» И ныне: «Преславную Божию Матерь…»
3-й Обычные тропари (конкретных указаний нет) «Царю Небесный…» Слава, и ныне: «В церкви стоящи…» «Благословен еси…» Слава: «Егда снизшел…» И ныне: «Упование…» «Благословен еси…» Слава: «Егда снизшел…» И ныне: «Упование…»
6-й «Спасение соделал…» Слава: «Пречистому образу Твоему…» И ныне: «Милосердия сущи источник…» «Спасение соделал…» Слава: «Пречистому образу Твоему…» И ныне: «Милосердия сущи источник…» «Спасение соделал…» Слава: «Пречистому образу Твоему…» И ныне: «Милосердия сущи источник…» «Спасение соделал…» Слава: «Пречистому образу Твоему…» И ныне: «Милосердия сущи источник…»
9-й «Видя разбойник…» Слава, и ныне: «Агнца и пастыря…» Не указано «Видя разбойник…» Слава: «Среди двою разбойник…» и ныне: «Агнца и пастыря…» «Видя разбойник…» Слава: «Среди двою разбойник…» и ныне: «Агнца и пастыря…»

Показанная нестабильность рассматриваемой группы тропарей, а также отсутствие оных в ряде рукописных Часословов (Sin. gr. 12, 868; Тип. 47; Соф. 1052 и др.) показывает, что данные тропари не являются необходимой принадлежностью часов и составляют принесенный извне элемент [52]. Таким образом, они не могли быть принадлежностью именно великопостных часов, которой являются нынче.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: