Одним из элементов великопостной вечерни, ранее уже рассмотренным более подробно [53], является 18-я кафизма.
Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-я кафизма с разделением на три «Славы» [54]. Упомянутый нами выше синайско-грузинский Часослов начала VII века (Sin. iber. 34) также указывает на вечерни исполнение 18-й кафизмы [55]. Анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-я кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами [56].
Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-й кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента.
Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34) датируется VI-м веком. В это время 18-я кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-го века [57].
Таким образом, 18-я кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни.
Рассмотрим далее отпустительные тропари на вечерни.
После «Ныне отпущаеши…» на великопостной вечерни полагаются следующие тропари: «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите за ны…» и «Под Твое благоутробие…» [58].
Подобные указания на окончание вечерни с пением рассмотренных тропарей имеются и на аллилуарных богослужениях Рождественского поста [59]. Таким образом, они более относятся не к особенностям великопостных богослужений, а к особенностям аллилуарных. Однако в современной практике подобные особенности встречаются только Великим постом, так как во время иных постных периодов аллилуарные службы не совершаются.
|
В иных богослужебных уставах это указание встречается в ином виде, чем используемый в современной традиции. Студийско-Алексиевский устав (1034 г.) на великопостной вечерни указывает только один тропарь – «Богородице Дево…» [60]. Об отпустительном тропаре, который умиленно поет народ, говорит и Типикон прп. Георгия Мтацминдели (ХI в.), но конкретного указания на текст нет [61]. Аналогичное замечание встречается и в Евергетидском Типиконе (XI в.) [62]. Мессинский же Типикон (1131 г.) предлагает уже нынешнюю конструкцию тропарей на великопостной вечерни, но только не указан тропарь всем святым («Молите за ны…»), на его месте – «Под Твое благоутробие…» [63].
Савваитский Типикон Иерусалимской редакции (Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в.) указывает на два отпустительных тропаря великопостной вечерни: «Богородице Дево…», после которого следует поклон, и «Под Твое благоутробие…», который исполняется без поклона [64]. Исполнение одного тропаря «Богородице Дево…» в качестве отпустительного на рассматриваемой вечерни содержится и в славянских рукописных Уставах ХIV века [65].
Таким образом, в нынешней совокупности отпустительных тропарей на вечерни более древним и постоянным является первый – «Богородице Дево…», потому что он упоминается в рассмотренных уставах постоянно, другие же тропари указываются в различных составах.
Указанный тропарь служил отпустительным тропарем и вседневных вечерних служб наряду с тропарями святым. Об этом свидетельствует сирийский Часослов, отражающий палестинскую практику VIII–IX вв. [66]. Возможно, такое положение рассматриваемого тропаря связанно с тем, что согласно древнему преданию Благовещение Пресвятой Богородице случилось вечером [67]. Таким образом, тропарь «Богородице Дево…» на великопостной вечерни – очередной богослужебный архаизм, присущий вечернему богослужению как таковому.
|
Выводы
Из всего вышесказанного можно заключить, что ряд богослужебных элементов, присущий седмичному великопостному богослужению и воспринимаемый современным литургическим сознанием как сугубые уставные особенности Великого поста, в историческом контексте не являлся исключительной особенностью богослужений Четыредесятницы.
Ряд литургических особенностей нынешнего богослужения в период пения Постной триоди является проявлением древнего богослужебного строя, т.е. литургическими архаизмами.
К подобным архаизмам можно отнести пение «Аллилуйя» и Троичных тропарей на утрени. Подобная конструкция, согласно древним литургическим памятникам, была присуща вседневному богослужению за пределами Великого поста. Около XIV века указанная особенность стала отходить от вседневного богослужения, что, вероятно, связано с появлением тропарей в честь святых. Наличие подобного тропаря подразумевает его исполнение в начале утрени после псаломских стихов «Бог Господь», а не исполнение «Аллилуйя» и Троичных тропарей.
Стабильность восьмой и девятой песни в великопостном трипеснце также обусловлена их древностью. Указанные песни содержались в чине утрени еще до оформления нынешнего набора из девяти библейских песен.
|
Прототип окончания утрени и вечерни можно наблюдать в повествовании отцов Иоанна и Софрония (VII в.), что указывает на образ окончания утрени и вечерни как на литургический архаизм.
Тропари на часах также не являются сугубой великопостной особенностью в своем историческом развитии. Тропари после трехпсалмия принадлежат к последованию часов как таковому и являются их древним элементом. Тропари же после «Отче наш» не являются принадлежностью часов, а представляют принесенный в них более поздний элемент.
На вечерни регулярное исполнение 18-й кафизмы является проявлением древнего строя палестинской вечерни. Из отпустительных тропарей самый стабильный и древний тропарь – «Богородице Дево…», который служил отпустительным тропарем вседневной вечерни в VIII–IX вв.
Таким образом, великопостное богослужение в современном его исполнении сохранило ряд архаичных черт, что свидетельствует о сугубом сохранении исторической богослужебной памяти в дни Великой четыредесятницы. Уставные элементы, рассмотренные нами и нынче присущие исключительно Великому посту, в древности не ограничивались только постным триодным периодом. Ввиду этого, далеко не о каждой особенности современного богослужения в период Великого поста можно говорить как об элементе, присущем исключительно указанному периоду.
[1] Типикон. М., 1954 (репр. воспр. изд.: М., 1906). Л. 407.
[2] Arranz M.Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine (Series: OCA, 185). Roma, 1969. P. 220.
[3] Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικά. Киев, 1895. С. 531.
[4] Arranz M.Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine. P. 130, 222; Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908.С. 256, 280.
[5] ОР РГБ. Ф. 270/Ιа (П. И. Севастьянов). Ед. хр. 37. Л. 58-60 об.
[6] Перед нами не стояло задачи выявить все аллилуарные службы не в постное время согласно всем использованным уставам. Для исследования нами были взяты два месяца – сентябрь и октябрь, как находящиеся вне возможного триодного цикла и вне времени малых постов. Из этих месяцев мы будем приводить только несколько примеров.
[7] Здесь и далее под указанием пения «Аллилуйя» на утреннем богослужении подразумеваются и стихи из книги пророка Исаии.
[8] Дмитриевский А. Описание литургических рукописей … Т. Ι. С. 259, 278, 281, 289, 292.
[9] Дмитриевский А. Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. ΙΙΙ. Τυπικά. Пг., 1917. С. 30-31.
[10] РНБ. F. п. Ι-26. Л. 125-188 об.
[11] Там же. Л. 69-93 об.
[12] В сентябре указано 10 тропарей; в октябре – 10; в ноябре – 11; в декабре – 8; в январе – 11; в феврале – 3; в марте – 3; в апреле – 3; в мае – 6; в июне – 6; в июле – 8; в августе – 9 (БАН. Археогр. Ком. 171. Л. 164-179 об.).
[13] БАН. Археогр. Ком. 171. Л. 172 об.-174 об.
[14] РНБ. F. п. Ι-93. Л. 43 об.-53 об. Отсутствие тропарей в честь святых прослеживается и в мае (л. 53 об.-55 об.) это, скорее всего, связано с пасхальной частью триодного цикла.
[15] 10 раз – явные указания на пение тропаря, 2 раза – в сослагательном наклонении.
[16] РНБ. F. п. Ι-93. Л. 45 об.-46.
[17] 10, 11, 12, 15, 17-19, 21 сентября, 15 и 17 октября тропарь не указан. 4, 5, 8, 10, 13, 19, 28, 30 октября указано пение «Аллилуйя» (РНБ. F. п. Ι-93. Л. 7 об.-23).
[18] ГИМ. Воскр. 9. Л. 120 об.-146 об.
[19] Там же. Л. 29-65 об.
[20] ГИМ. Син. 329. Л. 97 об.-107 об.
[21] Там же. 38 об.-59.
[22] РГАДА. Тип. 143. Л. 98-113 об.
[23] Там же. Л. 7 об.-23. В указанные октябрьские дни рассматриваемый устав предписывает пение «Аллилуйя», кроме 15 и 17 числа.
[24] РНБ. Пог. 284. Л. 137 об.-176.
[25] Память свт. Алексия Московского и Иверской иконы Божией Матери (12 февраля); память равноап. Константина Философа (14 февраля); память сщмч. Ермогена (17 февраля); Обретение главы св. Иоанна Крестителя (24 февраля). Типикон. М., 2011. Л. 508, 511-512, 514, 518.
[26] Память св. блгв. кн. Даниила Московского (4 марта); память сорока мученик Севастийских (9 марта); Благовещение Пресвятой Богородице (25 марта). Типикон. М., 2011. Л. 541, 543, 589.
[27] Память св. равноап. Мефодия Моравского (6 апреля); Память мчч. Антония, Иоанна, Евстафия, виленских чудотворцев (14 апреля); память вмч. Георгия Победоносца (23 апреля); память ап. Марка (25 апреля). Типикон. М., 2011. Л. 613, 615, 619, 621.
[28] Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники … С. 363-367.
[29] РНБ. Сир. Новая серия 19. Василик В.Происхождение канона (богословие, история, поэтика). СПб., 2006. С. 257.
[30] Там же. С. 281-289.
[31] Лурье В. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения иерусалимского типа и ее производные // Византинороссика. Т. I. СПб., 1995. С. 182.
[32] Frøyshov S. Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” du Sinaiticus Ibericus 34. T. I. Edition et traduction. Paris, 2004. T. I. P. 139.
[33] АрранцМ. Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам Византийского евхология. ЛДА., 1979.С. 276-281.
[34] PG. 114. Col. 1416.
[35] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” … T. II. Commentaire. P. 514-515. Здесь же вторая песнь Моисея из Второзакония присутствует как ежедневный элемент.
[36] Лурье В.Этапы проникновения гимнографических элементов … С. 150. Автор опирается на реконструкцию Г. Винклер: Winkler G. The Armenia Night Office, II: The Unit of Psalmody, Canticles, and Hymns with Particular Emphasis on the Orirgin and Early Evolution of Armenia’s Hymnography // REA. 1983. Vol. 17. P. 471-551.
[37] Лурье В.Повествование отцов Иоанна и Софрония (BHG 1438w) как литургический источник // Византийский временник. Т. 54. М., 1993. С. 64, 71, 72, 74.
[38] Диаковский Е. Последование часов и изобразительных. Историческое исследование. Киев, 1913. С. 126-127.
[39] Подобные часы отмечены в Мессинском Типиконе на первой и Страстной седмице Великого поста (ArranzM. Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine. P. 199-204). Так же указание на однопсалмные часы в великопостный период имеется в Sin. gr. 1094 (Дмитриевсикй А. Описание литургических рукописей … Т. ΙΙΙ. С. 57).
[40] Обзор состава псалмов на часах Великой пятницы см.: Диаковский Е. Последование часов и изобразительных. С. 264.
[41] РГАДА. Тип. 45. Л. 41, 48 об., 84-85 об., 90 об.-91.
[42] Часослов. М., 2011. Л. 68, 80, 98, 122.
[43] Часослов. М., 2011. 69-70, 81-82, 89-90, 124.
[44] Arranz M. Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine. P. 199-204; Дмитриевский А. Описание литургических рукописей … Т. Ι. С. 870-871.
[45] РНБ. F. п. I-93. Л. 68 об.
[46] РНБ. F. п. I-26. Л. 166 об.; РНБ. F. п. I-93. Л. 67.
[47] РНБ. F. п. I-26. Л. 166 об.
[48] Л. 166 об., 168-168 об., 169 об.
[49] Л. 67, 68-68 об.
[50] Л. 140 об.-142.
[51] Л. 245, 246 об.-247 об.
[52] Диаковский Е. Последование часов и изобразительных. С. 129.
[53] Воробьев К.О распределении кафизм в период Великого поста [Электронный ресурс] // Богослов. Ru: научный богословский портал. URL:https://www.bogoslov.ru/text/4453203.html (дата обращения: 02.03.15).
[54] Дмитриевский А. Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании преподобного Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. 1889. № 38.С. 72.
[55] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” … T. I. P. 21.
[56] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” … T. II. P. 437, 606-607.
[57] Ibid. P. 606-607.
[58] Типикон. Л. 412 на об.
[59] Типикон. Л. 124 на об.
[60] Пентковский А. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 239.
[61] Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники …С. 276.
[62] Дмитриевский А. Описание литургических рукописей … Т. Ι. С. 512, 515. После рассмотренного указания имеется примечание: «и прочее», но, скорее всего, оно относится к завершению богослужения, нежели к тропарям.
[63] Arranz M. Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine.P. 205.
[64] Дмитриевский А. Описание литургических рукописей … Т. ΙΙΙ. С. 13.
[65] ОР РГБ. Ф. 270/II (П.И. Севастьянов). Ед. хр. 27. Л. 130; РНБ. F. п.-Ι. 26. Л.170 на об.
[66] Вульфенден Г., свящ., Желтов М. Вечерня // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 80.
[67] Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004.С. 601.
Богослов.ru
26.03.2015 |
https://spbda.ru/digest/arhaicheskie-elementy-bogoslujeniya-sedmichnyh-dney-velikogo-posta/