Архаические элементы богослужения на утрени




АРХАИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫБОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Воробьев Кирилл

 

Архаические элементы богослужения на утрени

Характерной особенностью утрени Великой четыредесятницы служит пение «Аллилуйя» вместо псаломского стиха «Бог Господь». К «Аллилуйя» присоединяются особые стихи из книги пророка Исаии. Эта богослужебная особенность свойственна также утрени малых постов, если не случится праздник в честь святого. Богослужение, имеющее такую особенность, получило название аллилуарного.

После исполнения соответствующих стихов следуют особые тропари, получившие название «Троичные». Основной тематикой троичных тропарей является то, что мы, подражая бесплотным силам, приносим в Троице Единому Богу трисвятую песнь. Тропаря три. По Уставу они исполняются по клиросам «велегласно и косно» [1]. Троичные тропари регулируются текущим седмичным гласом, только окончание первого тропаря зависит от дня недели.

В некоторых Типиконах студийской традиции встречается замена троичного тропаря иным – посвященному литургическому событию дня. Мессинский Типикон (1131 г.) предписывает в среду четвертой седмицы Великого поста (преполовение Четыредесятницы) вместо троичных тропарей исполнять тропарь: «Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче…» и богородичен [2]. Аналогичная особенность встречается и в Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) [3]. Она придает значение преполовению Четыредесятницы, так как пение тропаря – признак особой литургической памяти. Согласно рассматриваемому Типикону, а также Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.), указанную литургическую память, обозначенную подобным образом, имело и предпразднство Благовещения Богородицы. Особыми покаянными тропарями выделялся и четверг 5-й седмицы Великого поста – день, в который положен Великий покаянный канон [4].

Вышеописанная замена троичных тропарей свидетельствует о том, что стихи из книги пророка Исаии, используемые за утренним богослужением вместо псаломских стихов «Бог Господь», не составляют с троичными тропарями единого блока.

Рассматриваемая богослужебная особенность в прошлом не являлась особой принадлежностью постных служб, а относилось к вседневному богослужению. В частности, данный тезис подтверждает и наличие Троичных тропарей (исполняемых вместо тропаря в честь святого на аллилуарных службах) в греческом Часослове ΧΙΙ–ΧΙΙΙ века [5], – книге, которая содержит неизменяемые песнопения суточного круга. Также в ряде древних месяцесловов указано пение «Аллилуйя» на вседневном богослужении.

В Евергетидском Типиконе (ΧΙ в.) [6], отражающем практику Константинопольского Богородичного монастыря, явно указанно пение «Аллилуйя» [7] и троичного гласа (τὰ τραδικὰ τοῦ ἤχου) в седмичные дни. Например, 2 сентября – память мч. Маманта и прп. Иоанна Постника; 17 сентября – память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; 21 сентября – память пророка Ионы и прп. Иоанна пресвитера; 4 октября – память сщмч. Иерофея; 10 октября – память мчч. Евлампия и Евлампии и т. д. [8].

Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции (Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в.). Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата.

Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона [9].

Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения.

Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках.

Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних.

Рукописный устав XIV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля). Однако можно отметить, что в марте пение тропарей предписывается только на память мучеников Севастийских (9 марта) и в дни Благовещения с 24 по 26 марта. В апреле первый тропарь указан 23 числа, в день памяти вмч. Георгия Победоносца [10]. В сентябре и октябре указания на тропари встречаются чаще. Имеются редкие указания и на пение «Аллилуйя» (например, 4, 5, 10, 13, 17, 19, 27, 30 октября) [11].

Часослов этого же века из собрания Археографической комиссии Библиотеки академии наук (БАН) содержит в своем месяцеслове минимальное количество тропарей с февраля по апрель (по сравнению с другими месяцами) [12]. В феврале содержится тропарь на 9, 11, 24 числа. В марте – указания на пение трех тропарей (9, 17, 25 числа). В апреле до 23 числа отсутствуют указания на тропари; присутствуют же они только 23, 25 и 30 апреля [13].

Один из списков первого славянского перевода Иерусалимского устава, т. н. ктиторский Типикон Дечанской лавры (1319 г.), также предлагает в возможный великопостный период малое количество тропарей. В марте тропари предлагаются на 9 число, память мучеников Севастийских и 24-26 числа – период празднования Благовещения. В апреле же – до 22 числа включительно – отсутствует указание на тропарь святому, встречается оно только 23 (память вмч. Георгия Победоносца), 25 и 27 числа [14]. В феврале указание на пение тропаря встречается чаще [15]. Следует отметить, что 13 февраля в день памяти прп. Мартиниана рассматриваемый памятник предлагает исполнять тропарь святому только в том случае, если нет Четыредесятницы [16]. В сентябре и октябре отсутствие тропаря святому и указание на пение «Аллилуйя» встречается гораздо реже, чем в рассмотренные весенние месяцы [17].

Аналогично фиксирует богослужебную практику и другой рукописный устав XIV века (ГИМ. Воскр. 9). Так, в марте тропари указаны только на 9 и 25 число (соответственно память мучеников Севастийских и Благовещение); в апреле – только на 23, 25, 27 числа [18]. В сентябре же не встречается четких указаний на пение «Аллилуйя»; в октябре их крайне мало (4, 5, 10, 13, 27, 30 числа) [19].

Стоит отметить указания месяцеслова в другой славянской рукописи того же века (ГИМ. Син. 329). В феврале большую часть дат указано петь тропарь только в том случае, если нет поста. С 25 до 27 числа четко указано пение «Аллилуйя». В марте тропари указаны только на память 40 мучеников Севастийских и праздник Благовещения. В прочие дни по преимуществу указано пение «Аллилуйя». Аналогично и в апреле: пение тропарей указаны только на 23, 27 и 30 числа [20]. В сентябре и октябре рассматриваемая рукопись предлагает малое количество пения «Аллилуйя», в отличие от указанных трех месяцев. Так, в сентябре указание на аллилуйные службы отсутствуют вообще, а в октябре встречаются только 10 раз [21].

В XV веке наблюдается аналогичная тенденция по отношению к великопостным памятям святых. Об этом говорит рукопись из собрания Типографской библиотеки (ед. хр. 143). Там не указано тропарей святым на протяжении всего марта за исключением памяти сорока мучеников Севастийских (9 марта), св. Алексия человека Божия (17 марта), прп. Иоанна Лествичника (30 марта) и празднования Благовещения (25 марта). Аналогичную особенность мы встречаем в апреле. Исключение составляют памяти в честь прп. Марии Египетской (1 апреля), мч. Антипы (11 апреля) и вмч. Георгия Победоносца (23 апреля). Характерно, что с 25 апреля начинаются регулярные указания на тропари в честь святых [22]. При этом следует отметить, что в сентябре и октябре рассматриваемого месяцеслова на некоторые дни указано пение тропаря (за исключением 10-12, 17-19 сентября, 4, 5, 8, 10, 13, 15, 17, 19, 27, 28, 30 октября) [23].

Из приведенных примеров видно, что указание на пение «Аллилуйя» и отсутствие тропаря в честь святого более часто встречается в месяцы возможного великопостного периода. В иные же месяцы подобные указания также встречаются, но гораздо реже. Это свидетельствует о сохранении рассматриваемой особенности в период Великого поста и ее постепенной утрате за повседневным богослужением в славянской литургической традиции в XIV–XV вв.

Однако указанная выше практика наличия более частого указания на пение «Аллилуйя» в великопостный период начинает меняться в XVI веке. В особой редакции Иерусалимского устава, составленной Афанасием Высотским, мы находим тропари в честь святых, которые были для того времени вновь прославленными (например, 12 февраля – память свт. Алексия Московского; 14 апреля – мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских). Появляются также тропари в честь тех святых, которые не имели оных в более ранних богослужебных рукописях. Например, указаны тропари 4 апреля (прп. Георгия иже в Малеи), 6 апреля (свт. Евтихия Константинопольского), 10 апреля (мч. Терентия и иже с ним пострадавших), 22 апреля (прп. Феодора Секиота) [24].

В современном Типиконе в возможный великопостный период встречается множество памятей святых, которые имеют полиелейный разряд богослужения. Подобная тенденция, по всей видимости, связана с увеличением почитания того или иного святого. Так, в феврале современный Типикон предлагает пять памятей, отмеченных полиелейным или бденным разрядом [25]; в марте – три [26]; в апреле – четыре [27].

Итак, исполнение отдельных стихов из пророка Исаии с припевом «Аллилуйя» и Троичных тропарей – древний обычай, который имел место и вне Великого поста. Рассмотренные нами богослужебные памятники показывают простоту в уставе месяцесловной части великопостного периода, а также свидетельствуют о том, что рассматриваемая нами богослужебная особенность стала уходить из вседневного богослужения около XIV века, но сохранялась в период Великой четыредесятницы.

Рассматриваемые богослужебные элементы не соответствуют конкретной литургической памяти, а принадлежат к утреннему богослужению как таковому. Это говорит о простоте великопостной утрени и сведения к минимуму литургической памяти святого, совершаемой в этот день.

Следующий элемент, который мы рассмотрим – трипеснец на утрени. Он состоит из трех библейских песней и соответствующих припевов к ним. Схематично структура трипеснца представлена в таблице 1 (П.Б. – песнь Богородицы).

 

 

Таблица 1

Структура современного великопостного трипеснца

Дни Библейские песни
Пн.   8, П.Б., 9
Вт.  
Ср.  
Чт.  
Пт.  
Сб. 6, 7

Парадигма похожего изменяемого трипеснца зафиксирована уже на Страстной седмице в Древнем Иадгари, отражающем развитие греческой гимнографии доиконоборческого периода, начиная с образцов IV–V века и до начала VIII века [28]. Подобное распределение библейских песен по дням недели встречается в сирийской Псалтири VIII–IX веков, отражающей практику более раннего времени (VI–VII вв.) [29].

Рассмотрение приведенной таблицы показывает, что восьмая и девятая песни канона – неизменяемый элемент.

Указанные постоянные песни канона являются одной из самых ранних форм данного произведения – двупеснцем. В упоминаемом Иадагри мы находим подобные произведения в попразднства Рождества Христова (26, 27 декабря) и Богоявления (8, 9, 10, 11, 12 января) [30]. Причем в них под девятой песней подразумевалась песнь Богородицы, а не Захарии. Это подтверждают данные папируса John Rylands 466, где строфические композиции вводятся пометами «На Благословите» и «На Величит» [31]. Девятая песнь канона, как песнь Богородицы, содержится также в синайско-грузинском часослове VII века (Sin. iber. 34)[32].

Наличие на утрени Библейской песни трех отроков как постоянного элемента можно проследить в различных литургических источниках. В частности, эта песнь (Дан. 3: 57-88) занимала достаточно прочное положение на утрени Песненного последования в Константинополе и исполнялась каждый день после последнего антифона [33]. В житии подвижника V-го века прп. Авксентия Вифинского упоминается, что он пел песнь трех отроков между 6-м и 9-м часом, после того, как пришедший к нему народ исполнит тропари [34]. Песнь трех отроков и Богородицы являлись также неподвижными элементами и иерусалимского утреннего богослужения. Об этом свидетельствуют приведенные выше двупеснцы из Иадгари. Упоминаемый синайско-грузинский часослов (Sin. iber. 34) уже дает нам псалмодию из девяти песен. Однако другой памятник иерусалимского богослужения – Святогробский Типикон – предписывает на всенощном бдении исполнять 50-й псалом после шестой песни. Подобное расположение псалма указывает на единство последних трех песен и то, что ранее они были единственными, а первые шесть песен добавлены позже. Появление полного цикла девяти песен в иерусалимской традиции можно отнести к VII веку [35].

Таким образом, библейские песни трех отроков и Богородицы являются архаизмом утреннего богослужения и поэтому занимают стабильное место в великопостном трипеснце. Песнь же пророка Захарии (нынешняя девятая), вероятно, была добавлена к ним позже. Существует мнение, что ранее имел место общий для утреннего богослужения раннехристианский прототип, который в качестве постоянного элемента включал в себя три библейские песни: Моисея из книги Исхода и две песни трех отроков [36].

Следующая особенность великопостного богослужения, которую стоит отметить, – это порядок окончания утрени, совпадающий с окончанием и вечерни.

Приведем образ окончания великопостной утрени и вечерни по сравнению с окончанием вседневных богослужений (таблица 2).

 

Таблица 2

Окончание вседневной утрени и вечерни Окончание великопостной утрени и вечерни
Трисвятое по Отче наш; Тропари; Сугубая ектения; Возглас («Премудрость»); «Сый благословен…»; «Утверди Боже…»; Отпуст. Трисвятое по Отче наш; Тропари; Господи, помилуй 40 р.; Слава, и ныне; «Честнейшую»; «Сый благословен…»; «Небесный Царю…»; Молитва прп. Ефрема. На вечерни, если нет Литургии Преждеосвященых Даров, присоединяются особые молитвы из чина изобразительных.

 

Из приведенного сравнения видно, что указанные блоки богослужений типологически совпадают. Сорокакратное «Господи, помилуй» заменяет сугубую ектению, а молитва «Небесный Царю…» по своему содержанию представляет расширение более краткой молитвы «Утверди Боже…» и, соответственно, стоит на ее месте в великопостных богослужениях.

Прототип такого окончания богослужения можно усмотреть в повествовании отцов Иоанна и Софрония (VII в.) о посещении ими отшельника Нила на горе Синай. Согласно источнику в конце богослужения старец читал «Отче наш» и «Господи, помилуй» 300 раз. В чине бдения аввы Филимона (VI в.), имеющим египетское происхождение, многократное «Господи, помилуй» также являлось концовкой богослужения [37]. Таким образом, нынешняя концовка великопостных вечерни и утрени – проявление богослужебного архаизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: