Никишкина Вероника
ТЭ-ЭИБ-21
Задание от 7.05.2020 год
"Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания."
Конфуций
Дополнительный вопрос 4.
Если воспитательная технология понимается как система, то что является элементами этой системы? Чем задается их взаимосвязь и соподчиненность? Что является системообразующим элементом, задающим целостность технологии?
ВЫДЕЛЕННОЕ ДАТЬ СТУДЕНТАМ ПОДЗАПИСЬ.
Система понимается как упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру.
Ее компоненты:
· цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
· субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
· среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.
В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач.
Во-первых, это формирование у детей целостное картины мира - целостной и научно обоснованной.
Вторая - формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
Третья задача приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
|
Четвертая - формирование у подрастающего человека креативности как черты личности.
И пятая - формирование самосознания, осознания собственного "Я", помощь ребенку в самореализации.
Задать вопрос: Воспитательная система – это?
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы
Воспитательная система - не застивший, а постоянно развивающийся и самоорганизующийся феномен. Существует множество путей развития воспитательной системы.
Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения.
Этапы развития воспитательной системы, как объекта управления:
а) Этап становления системы. Его содержание - формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Темпы развития системы на этом этапе должны быть достаточно высокими.
б) Этап, связанный с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются виды деятельности, идет отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных воздействий. Общность учителей обычно более статична и консервативна, детский коллектив более динамичен и революционен.
в) Этап окончательного оформления системы. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает своё место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Среди педагогов развивается педагогическое творчество, интерес к инновациям.
|
г) Этап обновления и перестройки системы. Обновление системы может идти двумя путями: революционным и эволюционным.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Педагогическая (Воспитательная)технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо дел, а педтехнологии - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· развивающее обучение;
· проблемное обучение;
· разноуровневое обучение;
· коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
· исследовательские методы в обучении;
· проектные методы обучения;
· технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
· обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии и др.
Вопросы для самопроверки:
1. Этапы развития воспитательной системы?
2. Воспитательная технология?