Окружающий мир
Тема: Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?
Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадки.
Через поле и лесок
Подаёт он голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
Что за чудо, что за ящик?
Сам — певец и сам — рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)
— Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Конечно, о телевизоре и телефоне. Прочитайте вопрос, на который нам предстоит ответить на уроке. (Зачем нам телефон и телевизор?)
2. Работа по теме урока
1) Объяснение нового материала
— Ваши бабушки и дедушки не все имели дома стационарный телефон. В городах это средство связи появилось гораздо раньше, а до сёл и деревень во многих регионах не дошло до сих пор. Как же люди общались до появления телефона? (Писали письма друг к другу, ездили в гости.)
Да, с помощью телефона гораздо быстрее и удобнее связаться с любыми знакомыми и родственниками в любой точке мира.
Как устроен телефон? Основой его действия являются вибрации, производимые голосом человека. Эти вибрации улавливаются микрофоном, превращаются в электрические импульсы и «бегут» по проводам. Добежав до принимающего аппарата, они обратно превращаются в вибрации и воспроизводят голос, который мы слышим в телефонной трубке.
-Как вы думаете, сколько лет телефону? Его история начинается в 1876 году. Посмотрите на фотографии: так выглядели первые телефоны.(с. 59, рис) Со временем они изменялись, появились переносные трубки. А совсем недавно мы стали пользоваться сотовыми телефонами. Ещё 20 лет назад это можно было считать чудом, теперь же это чудо доступно всем.
Рассмотрите ещё раз все телефоны. Что в них общего, чем они различаются? Для чего служат телефоны? Можем ли мы отказаться от пользования телефоном? Можем, конечно, но это сделает нашу жизнь менее комфортной. А представьте, как вызвать врача, если кто-то заболел? Как узнать, что задано на следующий день, если школьник пропустил занятия? Очень неудобно.
- Как надо обращаться с предметом, создающим нам удобство и комфорт? (Бережно.)
Уже несколько раз вы слышали слова «средства связи».
- Какие ещё средства связи вы знаете. Рассмотрите рисунок на с. 58. Назовите изображённые на нём предметы. Для чего они служат?
Радио, телевидение, газеты и журналы — это средства массовой информации. С их помощью мы узнаём новости о жизни нашей страны и всего мира.
Телевещание в нашей стране началось в 1939 году. Первые телевизоры были чёрно-белые.
Посмотрите на фотографии. Проследите изменения телевизоров. Что общего во всех аппаратах, чем они различаются? (с. 59)
- Найдите старинные и современные предметы. Изменилось ли качество звука, изображения?
В последние годы з нашу жизнь вошёл Интернет. Как мы им пользуемся? К чему его можно отнести: к средствам связи или средствам информации? (И к тому, и к другому, так как с помощью Интернета можно общаться и узнавать новости.)
2) Чтение материала на с. 59
Продолжение работы над темой урока
1) Мотивация учебной деятельности
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
— Речь сегодня пойдёт о машинах. А правильнее сказать, об автомобилях. Мы с вами должны ответить на очередной вопрос Муравья. Прочитайте его на странице 60 учебника. (Зачем нужны автомобили?)
2) Объяснение нового материала
— Трудно представить нашу жизнь без автомобиля. Невозможно и подумать, что вдруг опустеют улицы и шоссе. А ещё 100 лет назад этот транспорт был диковинкой.
Большинство людей считали, что он совершенно не нужен, так как лучше и надежнее всего— лошадь. Теперь же автомобиль — самый распространённый и привычный для людей вид транспорта. Автомобили — наши друзья и помощники. Сегодня на нашей планете ездит почти полмиллиарда легковых машин. И каждый день их становится всё больше.
Если бы вы спросили, кто изобрёл автомобиль, на этот вопрос было бы трудно ответить. И ещё сложнее было бы сказать: когда и где автомобиль родился? У автомобиля колёса очень старые — на колёсах ездили и тысячу лет назад. А двигатель — совсем молодой — ему около 100 лет. Изобретатели в разных странах пытались построить такую телегу, которая бегала бы сама, без лошади.
- Какие автомобили существуют сегодня и для чего они нужны?
- Какие грузовые машины использует человек и где?
- Какие специальные машины вы знаете? Почему машинам «скорой помощи», милиции и пожарных водители уступают дорогу?
Существуют спортивные автомобили. Есть ли у вас на партах модели таких машин? Это автомобили для соревнований.
Автомобильный спорт — один из самых красивых и захватывающих. По количеству зрителей он стоит после футбола на втором месте.
— Мы с вами уже не раз говорили, что автомобили загрязняют воздух. Учёные пытаются решить эту проблему, усовершенствуют машины. Об одном из таких усовершенствований прочитайте в учебнике на странице 61.
Какой из автомобилей на рисунке не загрязняет воздух?
3) Устройство автомобиля
— Как же устроен наш четырёхколёсный помощник? Рассмотрите рисунок на странице 60.
4) Чтение материала на с. 61
Просмотреть видео https://vk.com/video?z=video-193328383_456239046%2Fpl_cat_updates