Проверить правильность установки миномета в парке. Ход с уложенным на нем минометом должен быть вывешен на трех козелках (подставках) так, чтобы между колесами и полом (грунтом) было расстояние не менее 10 см. При хранении в открытом парке резина колес должна быть укрыта от действия солнечных лучей.
Проверить крепление миномета на ходе. Миномет должен быть закреплен, как указано в разд. 21.
Проверить наличие и крепление ЗИП и шанцевого инструмента. ЗИП и шанцевый инструмент должны быть в наличии, правильно и надежно закреплены на своих местах.
Проверить состояние поверхностей миномета. Миномет должен быть чистым и нормально смазан, не иметь ржавчины и скоплений воды (снега). Места с поврежденной краской должны быть смазаны.
Проверить состояние частей миномета. Части миномета не должны иметь механических повреждений. Если миномет переводится в боевое положение, то проверить механизмы миномета. Механизмы двуноги-лафета и подрессоривания должны работать нормально.
Если миномет не использовался и его состояние нормальное, то после осмотра производится местная чистка загрязненных мест и обновления загрязненной смазки. После боевых стрельб и учений произвести чистку, смазывание и контрольный осмотр миномета, как указано ниже.
Чистка и смазывание миномета
Для чистки и смазывания миномета применяются ветошь, вода, керосин или дизельное топливо, раствор РЧС, пластичная смазка ПВК, смазка ГОИ-54п, веретенное масло АУ, смазка ВНИИ НП-232, солидол С и смазка ОПН-2 для смазывания кожаных ремней. Периодичность и места смазывания миномета указаны в таблице смазки и на рис. 84.
При повреждении слоя краски при эксплуатации или хранении поврежденные места подкрасить или окрасить весь миномет без удаления старой краски.
|
Если восстановить окраску в данный момент невозможно, места с нарушенной окраской покрыть слоем смазки.
Неокрашенные места и места с нарушенным слоем краски смазывать тонким слоем смазки ГОИ-54п (ПВК).
Смазку следует наносить на чистую и сухую поверхность, в противном случае смазка не может предотвратить ржавления.
Для смазывания отверстий применять пропитанную смазкой ветошь, которую надо при этом пропускать через
отверстие; для смазывания углублений и пазов пользоваться пропитанной смазкой ветошью, намотанной на деревянную палочку.
Для предохранения от пересыхания, растрескивания и плесени кожаные ремни смазывать составом ОПН-2.
Рис. 84. Схема смазки
Перед нанесением смазки ремни следует очищать ветошью от пыли, грязи и плесени.
Стеклянные ампулы уровней прицела, стекла визира, брезентовые чехлы, веревки и резиновые изделия смазывать запрещается.
Брезентовые чехлы и веревки очистить от грязи и пыли, просушить их; после сушки кожаные ремни смазать.
Таблица смазки
Способ смазывания | № позиции на схеме (рис 84) | Наименование сборочных единиц или деталей | Периодичность смазки |
1. Смазка ГОИ-54п ГОСТ 3276—74 (ЦИАТИМ-201) | |||
Промасленной ветошью | Казенник | После каждой чистки, стрельбы, учения, похода | |
2 | Стреляющие приспособления | То же | |
4 | Зажим обоймы амортизатора | » | |
5 | Корпус с кронштейном для установки прицела | » | |
6 | Винт подъемного механизма | » | |
8 | Механизм горизонтирования | » | |
9 | Поворотный механизм | » | |
10 | Штоки амортизатора | » | |
11 | Опорная чашка плиты | » | |
12 | Обойма ствола хода | » | |
18 | Предохранитель от двойного заряжания | » | |
Заполнением корпуса | 7 | Подъемный механизм | Один раз в год при разборке |
Заполнением кожуха | 13 | Механизм подрессоривания | То же |
Накладывание лопаточкой в масленку | 15 | Механизм подрессоривания | » |
Щеткой банника с ветошью | 3 | Канал ствола | После каждой чистки, стрельбы, учения и похода |
2. Веретенное масло АУ ГОСТ 1642—75 | |||
Капельной масленкой через шариковые масленки | 16 | Подъемный механизм | Перед стрельбой, после стрельбы и учения |
17 | Поворотный механизм | То же | |
3. Смазка ВНИИ НП-232 ГОСТ 14068—68 (лейнерная смазка) | |||
Промасленной ветошью | 1 | Резьба казенника и ствола | Перед навинчиванием казенника на трубу |
4. Солидол С ГОСТ 4366—76 | |||
Заполнением ступицы колеса | 14 | Ступицы колес | Перед походом и на походе при нагревании ступицы |
|
Чистка и смазывание ствола и стреляющего механизма
Наружную поверхность ствола очистить от пыли, грязи и старой смазки ветошью. Сильно загрязненную наружную поверхность ствола обмыть водой и вытереть насухо. При чистке наружной поверхности ствола особое внимание надо обратить на чистку всех углублений, в которых могут скапливаться грязь и вода. Углубления и пазы следует очищать деревянными палочками с заостренными концами.
Чистка канала ствола производится для удаления порохового нагара после стрельбы, старой смазки и грязи.
|
Для облегчения чистки немедленно по окончании стрельбы, пока ствол еще не успел охладиться, обильно смазать канал ствола смазкой ГОИ-54п.
Для смазывания канала ствола на щетку банника намотать ветошь, густо пропитанную смазкой, ввести банник в канал ствола и усилием одного —двух человек, взявшихся за древко банника, небольшими размахами вперед и назад двигать вдоль всего канала. Если некоторые места канала ствола будут недостаточно смазаны, повторить смазывание. После длительной стрельбы (спустя 30 мин после первого смазывания) смазывание канала ствола обязательно повторить, в противном случае пороховой нагар будет трудно удалить при чистке.
Особенно тщательно надо смазать часть ствола на расстоянии до 0,5 м от казенного среза, так как в этой части канала больше всего скапливается нагара.
Спустя 2—3 ч после стрельбы (после того, как смазка размягчит нагар) приступить к чистке канала ствола.
Прежде чем начать чистить канал ствола, необходимо, свинтив казенник, удалить из канала ствола смазку и грязь банником с намотанной на его щетку ветошью, пропитанной керосином, или круглой деревянной протиркой из ЗИП, также обмотанной смоченной в керосине ветошью.
Чистку канала ствола после стрельбы производить химическим способом (раствором РЧС) или керосином.
Химическую чистку канала ствола раствором РЧС можно производить при температуре окружающего воздуха от + 50 до —10° С.
При более низкой температуре раствор РЧС замерзает, поэтому при температуре ниже —10° С для чистки канала ствола применяется керосин.
Для чистки канала ствола керосином на щетку банника наматывается ветошь, пропитанная керосином.
Чистка керосином повторяется два — три раза, причем ветошь каждый раз заменяется новой.
Химическая чистка производится с помощью штатной принадлежности.
Порядок чистки канала ствола раствором РЧС, приготовление раствора и обращение с ним изложены в Руководстве по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения.
После чистки канала ствола керосином проталкивают через канал при помощи древка банника круглую деревянную протирку, имеющуюся в ЗИП, с туго намотанной на нее сухой и чистой ветошью. Ветошь, сложенная в полосу шириной 5—10 см, наматывается так, чтобы форма обмотки получилась бочкообразная. Обмотка должна быть прочной; наматывание ее нужно начинать с одного конца и заканчивать на другом. Чтобы ветошь не размоталась, конец ее закрепить ниткой или какой-либо узкой тесьмой, затем протирку с закрепленной ветошью вложить в ствол с казенной части и протолкнуть древком банника через весь канал ствола.
После этого протирку с намотанной на нее сухой ветошью пять-шесть раз протолкнуть через канал ствола с казенной части. Толщина обмотки из ветоши должна быть такой, чтобы протирка плотно входила в канал с казенной части, проталкивалась по каналу усилием 2—3 человек. При сползании и сильном уплотнении обмотки ее нужно перемотать.
Если на стенках канала ствола в процессе чистки простым глазом обнаруживается нагар, необходимо его смочить керосином и продолжить чистку в том же порядке.
Чтобы проверить, достаточно ли чист канал ствола, необходимо на деревянную протирку туго намотать белую чистую сухую ветошь и протолкнуть ее древком банника через весь канал. Если на поверхности контрольной белой ветоши будут оставаться темные полосы, то чистить канал с намотанной на протирку ветошью следует до тех пор, пока контрольная белая ветошь не будет выходить совершенно чистой, без следов смазки, ржавчины или порохового нагара.
Если белая ветошь будет выходить с надрывами, то это укажет на наличие в канале ствола задирин и заусенцев, о чем надо немедленно доложить артиллерийскому технику.
Осмотр канала ствола следует производить сразу же после чистки, до смазывания. При плохом освещении надо ставить перед дульной частью наклонно лист белой бумаги.
Если на поверхности канала ствола будет обнаружена ржавчина, она должна быть удалена. Для этого пораженное место необходимо обильно смочить керосином и, после того как ржавчина размягчится, снять ее ветошью. После удаления ржавчины канал ствола насухо протереть ветошью. Если ветошью ржавчина не удаляется, вывести ее порошком из толченого древесного угля с маслом. Остающиеся после чистки следы ржавчины в виде мелкой сыпи или мелких раковин не могут служить основанием для браковки ствола.
После осмотра канал ствола тщательно смазать, не оставляя несмазанных мест.
Особенно тщательно нужно следить за состоянием контрольной площадки на наружной поверхности. Она должна быть постоянно смазана и покрыта пергаментной бумагой. Смазка с контрольной площадки удаляется только перед стрельбой.
Стреляющее приспособление после стрельбы отделить от казенника, вычистить от нагара и собрать.
Чистка и смазывание двуноги-лафета и опорной плиты
Двуногу-лафет и опорную плиту очистить снаружи ветошью от пыли, грязи и старой смазки. При сильном загрязнении приставшую грязь удалить деревянными скребками и соломенными жгутами, а затем обмыть водой, следя за тем, чтобы она ни в коем случае не могла попасть внутрь механизмов. После мытья двуногу-лафет и опорную плиту насухо протереть.
Для чистки подъемного механизма миномета необходимо придать стволу максимальный угол возвышения, выдвинув винт подъемного механизма вверх до отказа, после чего сухой ветошью (при сильном загрязнении винта ветошь слегка смочить в керосине) удалить грязь с упорной резьбы винта подъемного механизма. Перед смазыванием винт необходимо протереть насухо.
Чистку поворотного механизма производить в двух крайних (правом и левом) положениях ствола миномета, чтобы удобнее было удалять грязь со всей поверхности резьбы винта поворотного механизма.
Разборку двуноги-лафета для чистки и смазывания производить только в том случае, если механизмы работают туго и рывками или когда имеется предположение, что пыль и грязь проникли внутрь механизмов (амортизатора, подъемного механизма и т. д.). Часто разбирать двуногу-лафет (особенно механизмы наведения) не следует, так как это приводит к износу в соединениях и, как следствие, к увеличению люфтов.
После чистки двуноги-лафета и опорной плиты все неокрашенные места смазывать тонким слоем смазки.
Для смазывания некоторых механизмов миномета служат масленки с шариком, которые заполняются веретенным маслом при помощи капельной масленки, имеющейся в ЗИП миномета. Все масленки с шариком на миномете окрашены красной краской.
Чистка и смазывание минометного хода
После длительных переходов нужно снять колеса хода и осмотреть смазку полуосей и роликоподшипников. Загрязненную смазку удалить, концы полуосей и роликоподшипники протереть ветошью, смоченной в керосине. Затем вытереть насухо полуоси и роликоподшипники и смазать их солидолом. Следить за тем, чтобы керосин не попал на шины колес, он разрушает резину.
Минометный ход, находящийся в эксплуатации, обязательно чистить и смазывать после каждого выезда из парка, а также после дождя, снегопада и сильного ветра, если ход хранится в открытом парке.
Для смазывания хода применять смазку ГОИ-54п, солидол С и амуничную смазку или состав ОПН-2 ТУ 38 УССР 2-01-147-73.
Ступицы колес заполнять солидолом, а масленки — смазкой ГОИ-54п. Непременно смазывать все неокрашенные места хода.
Чистка и смазывание прицела
С прицелом, с его точными механизмами необходимо бережное и осторожное обращение.
Прицел следует оберегать от падения, ударов, резких сотрясений, чтобы не повредить оптику и не поломать его механизмы.
После работы прицел надо тщательно протереть чистой мягкой ветошью, салфеткой или фланелью. Если прицел был под дождем или снегом, то его нужно не только тщательно протереть, но и просушить, после чего уложить в футляр.
Стекла вытирать кругообразными движениями, отряхивая каждый раз салфетку.
Разбирать прицел в условиях подразделения запрещается. Если в прицеле будет обнаружена какая-либо неисправность, прицел нужно отправить в ремонт.
В прицеле смазывать только те места, в которых стерлась краска. Оксидированные и фосфатированные детали слегка протирать ветошью, пропитанной смазкой.
При работе с прицелом под дождем (в снегопад) головку прицела во время перерывов прикрывать брезентовым колпачком, который может быть изготовлен средствами части.
Чтобы обеспечить сохранность прицела при перевозке и переноске, его надо правильно укладывать в укладочный футляр (футляр должен быть исправен и должен содержаться в чистоте). Во время походного движения прицел переносить или перевозить в укладочном футляре. Оставлять прицел на кронштейне вертлюга во время транспортирования миномета запрещается.