Модель олигоплии с ломаной кривой спроса и жесткость цен Модель Суизи)




 

Данная модель олигополии была предложена Полом Суизи в 1939 г. Ее предназначением была попытка объяснить, почему цены на олигопольных рынках часто остаются стабильными, в то время как наблюдаются значительные изменения издержек производства. Кроме объяснения феномена жесткости цен модель Суизи показывает, каким образом предположения, делаемые отдельной фирмой относительно реакции конкурентов на ее ценовую политику, приводят к тому, что кривая спроса на продукцию этой фирмы становится ломаной [12].

В модели Суизи предполагается:

1. На рынке с труднопреодолимыми барьерами входа существуют две-три фирмы (жесткая олигополи), которые делят между собой данный рынок.

2. Изделия каждой фирмы – это близкие, но не совершенные заменители продукции, предлагаемой ее конкурентами. Это новый момент анализа, ведь в моделях, рассматривавшихся ранее, олигополисты продавали абсолютные взаимозаменяемые товары или услуги. Но, как демонстрирует модель Суизи, однородность продукции не является внутренней структурной характеристикой олигопольного рынка.

3. Хозяйственное поведение фирм является независимым (некооперированным).

4. Текущей ценой фирмы 1 является цена P*, а объем продаж равен Q* [15].

Допустим, фирма 1 принимает решение об изменении цены своей продукции. Как и во всех моделях олигополии, здесь важнейшим моментом является прогноз реакции других фирм на изменение цены, предпринятое фирмой 1. Здесь возможны три варианта ожиданий ответных действий соперников.

Вариант первый. Фирма 1, решившая изменить свою цену, может предполагать, что другие фирмы отрасли продублируют ее действия.

Поэтому если фирма 1 поднимает цену на свою продукцию для того, чтобы увеличить свои прибыли, то она будет повышать свои цены. При повышении цен всеми соперниками их объемы предложения уменьшатся незначительно. Если фирма 1, наоборот, понизит цену своей продукции для расширения ее сбыта, то соперничающие фирмы с той же целью также снизят свои цены. Такая ценовая стратегия конкурентов не позволяет фирме 1 существенно повысить объем реализации своей продукции при понижении цены [11].

Фирмы отрасли считают спрос относительно неэластичным, поэтому кривая D1, проходящая через точку А с координатами P* и Q*, в первом варианте является относительно крутой (рис.5 а).

 


Рисунок 5а – Модель олигополии с ломаной кривой спроса

Рисунок 5б - Модель олигополии с ломаной кривой спроса

 

Во втором варианте фирма 1, принимающая решение об изменении цены своей продукции, может предполагать, что другие фирмы отрасли будут игнорировать ее действия; конкуренты не последуют за ней, так как будут опасаться потерять своих покупателей. Соперники будут рассчитывать увеличить объемы продаж, оставив свои цены неизменными. Если фирма уменьшит цену своей продукции, то, согласно ее ожиданиям, соперничающие фирмы в ответ не снизят свои цены, опасаясь снижения своих прибылей или втягивания в ценовую войну.

Другие фирмы отрасли считают спрос относительно эластичным, поэтому кривая D2, проходящая через точку A с координатами P* и Q*, во втором случае является более пологой, чем в первом случае (рис. 5 а).

В модели Суизи наиболее вероятным считается третий вариант, когда фирма 1 ожидает, что если она снизит свою цену, то конкуренты обязательно продублируют ее действия, опасаясь потерять своих покупателей. В то же время фирма 1 предполагает, что если она увеличит свою цену, то другие фирмы не последуют за ней, оставив свои цены неизменными: в этом случае соперники получат возможность переманить покупателей и захватить часть рынка фирмы 1, поддерживая цены своей продукции на прежнем уровне [18].

Таким образом, по Суизи, каждая фирма считает, что спрос на ее продукцию становится весьма эластичным в случае повышения цены и менее эластичным в случае понижения цены. Такое изменение эластичности кривой спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы. Кривая спроса фирмы состоит из двух участков D2 и D1 (рис. 5 б).

Один из этих участков (D2) располагается выше точки перелома А и является, как мы выяснили, относительно пологим. Другой участок кривой спроса (D1), будет относительно крутым и находится ниже точки перелома.

Соответственно и кривая предельного дохода также будет ломаной и сложится из двух участков (MR2 и MR1). Но, кроме того, она будет иметь разрыв (M – N) на уровне текущего объема производства (Q*). Кривая


предельного дохода, соответствующая ломаной кривой спроса D2 – D1, для объемов продаж меньше Q* - это отрезок MR2 кривой предельного дохода, соответствующий участку D2 кривой спроса. Для объемов продаж больше Q* это отрезок MR1 кривой предельного дохода, соответствующий участку D1 кривой спроса. Поскольку два отрезка кривой спроса имеют различные наклоны, появляется разрыв в кривой предельного дохода при Q*. Предельный доход при такой величине реализации становится неопределенной величиной. Это означает, что, если кривая предельных издержек проходит через этот разрыв, цена (P*) и величина продаж фирмы (Q*) должны оставаться на текущем уровне, независимо от изменений в издержках [17].

Однако модель олигополии с ломаной кривой спроса подверглась серьезной критике.

Первый недостаток модели состоит в том, что она не объясняет процесс ценообразования на олигопольном рынке. Даже если допущение об асимметричной реакции фирм-конкурентов, приводящей к излому в точке A, верно, остается непонятным, как установилась первоначальная цена P*, модель ничего не говорит об этом.

Второй недостаток: допущение об асимметричной реакции на повышение и снижение цен не выдержало эмпирической проверки. Исследования показали, что чаще всего соперничающие фирмы поддерживают как возрастание цены, так и ее снижение.

Эта критика стимулировала разработку других теорий олигополии.

Модель с ломаной кривой спроса является скорее чисто теоретической моделью олигополии, объясняющей некоторую возможность экономического поведения фирмы-олигополиста [9].

Картельное соглашение

 

Крупные неконкурентные фирмы отрасли, определяя свою стратегию рыночного поведения, могут действовать самостоятельно, не вступая в


соглашение с конкурирующими фирмами отрасли. Такое поведение называется некооперативным. Практически все рассмотренные модели олигополии представляли собой именной такую форму.

В ряде случаев фирмы могут вступать в сговор и согласовывать детали своих действий на рынке. Тогда их поведение называется кооперативным.

Одной из хорошо известных (и исторически ранних) форм олигополистического соглашения является картель. Картель – соглашение (сговор) нескольких крупных продавцов, которое они заключают с целью ограничить выпуск продукции и повысить рыночную цену.

Действуя сообща, участники картеля договариваются о доле каждого участника в объеме продаж – квотах и получают более высокую прибыль.

Как и фирма-монополист, картельное объединение не оставляет выбора покупателям. Именно эти следствия соглашения олигополистов объясняют тот факт, что в большинстве стран (в том числе и в России) картельные соглашения запрещены государственным антимонопольным законодательством. Поэтому зачастую согласованные действия фирм на товарных рынках принимают форму тайного сговора.

Легальные картели, как правило, действуют только на мировом рынке. Самый распространенный международный картель – Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК регулирует объемы продаж нефти участниками и таким образом контролирует цену сырой нефти. Такая стратегия позволяет максимизировать общую прибыль членов картеля. Алмазная компания De Beers фактически тоже функционирует как картель, через него основные мировые производители необработанных алмазов (среди которых одно из основных мест принадлежит России) продают свою продукцию [16].

Создается впечатление, что членам картеля не составляет труда действовать скоординированно, поскольку на олигопольном рынке действует мало фирм, и тайные соглашения между ними скорее должны быть


правилом, чем исключением. Однако на практике в отраслях с небольшим количеством фирм такие соглашения все же достаточно редкое явление. И дело не только в санкциях, предусмотренных законом, хотя и их не следует сбрасывать со счетов. Картель - это группа фирм, а не чистая монополия, и процесс реализации соглашения между участниками порождает проблемы, которые не известны монополисту. Главное здесь - конфликт интересов.

Если члены картеля соблюдают соглашение, то одна из фирм может получить прибыль больше, нарушив условия квотирования производства и ценообразования. В таком случае действия, приносящие выгоду какой-либо фирме, одновременно наносят ущерб интересам других фирм-участниц [14].

Поэтому основная трудность, с которой сталкиваются члены картеля, это проблема согласования объемов квот для фирм-участниц.

Рассмотрим модель картельного соглашения.

1. Для определенности возьмём за условие, что на рынке по-прежнему

существуют две фирмы - продавца, которые обслуживают множество покупателей, что даёт нам возможность сравнивать и сопоставлять данную модель с предыдущими моделями.

2. В целях увеличения прибыли фирмы решили заключить картельное

соглашение и установить монопольную цену. Независимое хозяйственное поведение фирм сменяется кооперированным в форме тайного сговора между ними. До вступления в картель каждая фирма опасалась повысить цену на свою продукцию из-за конкуренции потерять покупателей, что может привести к отрицательной прибыли фирмы.

3. Фирмы - участницы картельного соглашения могут продавать на

рынке неоднородную и стандартизированную продукцию.

4. Барьеры входа других фирм-конкурентов на рынок становятся

непреодолимыми, что является необходимым условием картельного соглашения для повышения цен на продукцию фирм – членов картели [10].


При заключении картельного соглашения участниками картеля определяется общий объем реализации продукции (рис. 6). С этой целью картель на основе рыночного спроса (D) рассчитывает величину предельного дохода (MR) при всех объёмах продаж (рис. 6а). Далее определяется кривая предельных издержек MC путём горизонтального суммирования кривых предельных издержек каждой фирмы - продавца MC = (рис. 6б, 6в). Следует отметить, что кривая MC была бы отраслевой кривой предложения при условии, что данный рынок был рынком совершенной конкуренции (рис. 6а).

Теперь нужно выбрать отраслевой объём выпуска продукции, при котором MR = MC, что будет максимизировать общую величину прибыли всех участников картеля и соответствовать величине прибыли всех членов картеля и соответствовать точке M на графике рыночного спроса (рис. 10.7.а). Алгоритм выбора оптимальной величины поставок продукции на рынок нами уже определён, он аналогичен аналогичному процессу в случае чистой монополии. Как только величина общего выпуска картеля определена, участники картельного соглашения устанавливают квоты продаж для каждого члена картеля. В нашем примере картелю нужно поделить общий монопольный выпуск ( между двумя фирмами:

где q1* - квота продаж фирмы 1, обеспечивающая максимальную прибыль картелю;

q2* - квота фирмы 2, обеспечивающая максимальную прибыль картелю.


Рисунок 6а – Картельное соглашение

Рисунок 6б – Картельное соглашение

Рисунок 6в – Картельное соглашение

Исходя из графиков (рис. 6а, 6б, 6в) участники соглашения для максимизации совокупной прибыли определяют кривую рыночного спроса D и соответствующий ей график предельного дохода – MR. Затем строится суммарная кривая предельных издержек MC = MC1 + MC2. Тогда отраслевой объем продаж равен QM и определяется точкой пересечения MR и MC. Картельная, или монопольная, цена равна PM. При этой цене фирма 1 и 2 устанавливается своя квота продаж (q1* и q2*), соответствующая точке, в которой MR* равняется предельным издержкам MC каждой отдельной фирмы. Предположим, одна из фирм полагает, что рыночная цена не понизится, если она будет продавать больше, чем ей положено по квоте, тогда она воспринимает PM как цену, лежащую за пределами своего влияния. И для нее максимизирующим прибыль будет такой объем продаж, при котором PM = MC. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное количество предложения, равное Цена в этом случае упадет до PC, а отраслевые продажи – до QC, т.е. до параметров, характерных для рынка совершенной конкуренции. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна продавать не больше, чем величина согласованной квоты, иначе картель распадается [10].

Для того чтобы обеспечить максимум совокупной прибыли в процедуре распределения, необходимо соблюдать определенное правило: каждая фирма должна поставлять на рынок такой объем продукции, чтобы ее


предельные издержки равнялись отраслевому предельному доходу. Эта величина предельного дохода (рис.7а) соответствует найденной величине суммарного выпуска MR* = MR(QM). Если формализовать данное правило, то отраслевой выпуск (QM) должен быть так распределен между фирмами, чтобы: MC1(q1*) = MC2(q2*) = MR*.

При другом варианте - если, например, предельные издержки одной из фирм меньше, чем отраслевой предельный доход, - максимум совокупной прибыли достигнут не будет. Участникам картельного соглашения придется перераспределять квоты в пользу этой фирмы до тех пор, пока величина ее предельных издержек не сравняется с величиной отраслевого предельного дохода. Картель может поддерживать монопольную цену PM только при условии, что это правило распределения квот выполняется и сумма продаж участников соглашения равняется QM. Поэтому механизм контроля за строгим соблюдением членами картеля согласованных квот является ключевым моментом. В противном случае картель разрушается.

Это «проклятие картеля» возникает потому, что у каждой фирмы появляется мощный стимул к расширению продаж при цене, установленной в результате образования картеля: для отдельной фирмы имитируется ситуация совершенной конкуренции, и она воспринимает горизонтальную линию на уровне PM как кривую спроса на свою продукцию. Поэтому, у фирмы появляется соблазн максимизировать собственную прибыль по правилу конкурентного рынка P = MC. В данном случае фирма выберет такой объем продаж q1, , для которого MC(q1,) = PM. Прибыль первой фирмы при этом возрастет, правда, если так же поступит и ее конкурент [18].

Другая проблема картельного соглашения состоит в том, что фирмы иногда не могут договориться об оценках рыночного спроса и величины издержек производства участников картеля. Фирмы с более высокими средними издержками стремятся к более высоким картельным ценам. У некоторых фирм может появиться мнение, что заключенное соглашение


несправедливо и выделенная квота слишком низка. Это также препятствует выполнению картельного соглашения. Конфликт интересов и выгоды оппортунистического поведения объясняют особенности картеля как непрочной, за редким исключением, организации [13].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: