Содержание
Введение. 1
1 Теоретические аспекты рыночной структуры олигополии. 2
1.1 Понятие олигополии и ее характерные черты.. 2
1.2 Особенности олигополистического рынка. 3
2 Модели олигополии. 5
2.1 Модель Курно. 5
2.2 Ценовая война (Модель Бертрана) 10
2.3 Ассиметричная дуополия (модель Штакельберга) 13
2.4 Модель олигоплии с ломаной кривой спроса и жесткость цен Модель Суизи) 18
2.5 Картельное соглашение. 23
3 Анализ развития российских олигополистических рынков. 29
3.1 Этапы становления российской олигополии. 29
3.2 Анализ российских нефтяных компаний. 34
Заключение. 41
Список используемой литературы.. 43
Введение
С переходом России к рыночным отношениям, когда предприятия приобрели настоящую экономическую самостоятельность, появилась проблема демонополизации экономики. Освободившиеся от зависимости вышестоящих органов – предприятия получили полное право устанавливать объемы производства и цены отпускаемой продукции и вследствие данного феномена начали действовать как классические рыночные монополии. В современной экономике различают три вида структуры рынка: совершенную конкуренцию и монополию, представляющие собой предельные формы структуры рынка, и несовершенную конкуренцию, имеющую такой частный случай, как олигополия. Однако монополия как часть рынка в чистом виде сохранилась лишь в немногих отраслях экономики. При этом лидирующее положение структуры современного рынка занимает олигополия.
Рассмотрим особенности и характерные черты олигополии, историю олигополистических рынков в России на каждом этапе их развития, проанализируем показатели концентрации и оценку роли ведущих компаний в экономическом развитии страны.
Теоретические аспекты рыночной структуры олигополии
Понятие олигополии и ее характерные черты
Олигополия - рыночная структура, при которой предложение товаров осуществляется небольшим числом крупных фирм, каждая из которых, определяя свое рыночное поведение, принимает во внимание действия конкурентов и осознает влияние их выбора цены или уровня выпуска на свою прибыль. Примерами олигополий могут служить как отрасли производящие стандартизированные товары (например, металл), так и дифференцированные товары (например, автомобили, стиральные порошки).
Поскольку при олигополии фирм немного, участники хорошо знают друг друга, и каждому приходится действовать с учетом возможностей реакции других компаний. Позиция каждой фирмы в отрасли более или менее определена; каждая приблизительно знает, какую часть рынка она занимает. Любая компания при этом заинтересована в том, чтобы отрасль в целом зарабатывала как можно больше прибыли, и чтобы ее доля в этой прибыли была максимальной из достижимых.
В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными, часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим обычно относятся те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции [9].
Олигополия имеет ряд характерных черт. Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности производителей. Как правило, олигополистический рынок насчитывает от трех до десяти участников.
Второй характерной чертой олигополии является наличие высоких барьеров для вступления в ту или иную отрасль. Прежде всего, они связаны с экономией на масштабе производства.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. При олигополии число фирм в отрасли мало настолько, что каждая из них при разработке своей экономической стратегии должна читывать реакцию фирм-конкурентов. Здесь мы можем увидеть главную особенность олигополии – противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгодной для олигополистов являлась бы координация совместных действий, когда фирмы имеют возможность пойти по пути монополистов, ограничить объемы производства и назначить цену, превышающую предельные издержки. Но каждый олигополист заинтересован исключительно в получении своей прибыли. Поэтому, фирмы не объединяются в монополию, а действуют в большинстве случаев поодиночке, учитывая всю политику своих конкурентов [10].