Тема: Интенсификация рыбоводных процессов
Цель занятия. Ознакомление методами интенсификации рыбоводных процессов.
Оборудование. Ноутбук, мультимедийный проектор.
Знать: цели и уровни интенсификации рыбоводных процессов, теоретические основы удобрения прудов и кормления.
Уметь: подобрать виды рыб для поликультуры, выбрать необходимые удобрения, определить кормовой коэффициент.
План занятия
Тема: Интенсификация рыбоводных процессов.
1. Цели и уровни интенсификации рыбоводных процессов. Основные методы интенсификации. Интенсификация – увеличение выхода конечной продукции на рыбоводных хозяйствах, приводит к повышению рентабельности хозяйства. Мероприятия, позволяющие значительно увеличить выход рыбы с единицы водной площади или объема и тем самым повысить рентабельность хозяйства, называются интенсификационными. Это следующие мероприятия:
- мелиорация водоемов;
- смешанная посадка;
- добавочные рыбы;
- поликультура;
- выращивание живых кормов;
- удобрение прудов и озер;
- кормление рыбы.
Важнейшими являются кормление и удобрение. В зависимости от количества используемых интенсификационных мероприятий различают уровни интенсификации: высокий, средний и низкий.
2. Смешанные посадки, добавочные рыбы, поликультура. Принцип выбора рыб для добавочной посадки и поликультуры. Для более полного использования кормовой базы водоемов применяютсмешанную посадку, добавочных рыб и поликультуру.
Смешанная посадка – в один и тот же водоем сажают рыб одного вида или породы, но разного возраста. Рыба разного возраста питается разной пищей. Возможно применять при наличии естественной кормовой базы. Проблематично с точки зрения ихтиопатологии.
|
Добавочная рыба – это посадка, например, к карпу, рыб одного вида, не конкурирующих с ним в пище.
Поликультура – одновременное выращивание в одном водоеме нескольких видов рыб, продукция которых не меньше, чем продукция основного объекта выращивания. Биологической основой поликультуры является весьма активное и полное использование всех звеньев трофической цепи.
Выбор рыбы для добавочной посадки или поликультуры зависит от ее приспособленности к водоему, характера питания, товарных качеств, скорости роста, устойчивости к болезням. У осетровых рыб для совместного выращивания можно рекомендовать молодь белуги с шипом, шипа с осетром, осетра с севрюгой или севрюгу с шипом. У этих рыб разный спектр питания уже в раннем возрасте.
Для совместного выращивания с карпом используют:
- растительноядных – белого амура, белого и пёстрого толстолобиков;
- планктофагов – ряпушку, рипуса, пелядь;
- хищников – щуку, судака, сома.
Хищных рыб выращивают для борьбы с сорной рыбой, лягушками, личинками насекомых, наносящих вред рыбоводству.
Комплекс поликультуры для южных регионов России: карп (бентофаг), пёстрый толстолобик (зоопланктофаг), белый амур (фитофаг, поедающий высшую водную растительность), белый толстолобик (фитопланктофаг, поедающий мелкие водоросли и взвесь детрита), судак (хищник).
Китайский комплекс поликультуры: белый амур и белый толстолобик – поедают растительность, карп (бентофаг). В такую поликультуру в последнее время вводят крабов, как потребителей остатков корма.
|
Задача рыбовода – определить соотношение нормы посадки объектов поликультуры.
3. Теоретические основы удобрения прудов. Удобрение рыбоводных водоемов увеличивает количество биогенных элементов, что приводит к росту пищевых запасов в водоеме и повышению выхода конечной продукции.
Действие удобрений в водоеме: почва – вода – удобрение – бактерии – водные растения – зоопланктон и зообентос – рыбы.
Биогенные элементы – N, P, K, Ca – играют важную роль в жизни организмов. Азот входит в состав белков, ферментов, витаминов. Фосфор - участвует в обмене веществ, без него не возможны мышечная и нервная деятельность, размножение. Калий регулирует углеводный и белковый обмен, способствует сопротивляемости организма воздействию низких температур. Кальций – участвует в белковом и углеводном обмене, входит в состав тканей, влияет на рост и нейтрализует токсическое действие органических кислот и тяжелых металлов.
Для пополнения водоема биогенными элементами вносят удобрения. Потребность в удобрениях определяют на основании химического анализа воды и почвы.
Классификация удобрений.
Минеральные удобрения. В рыбоводстве используют азотные, фосфорные, калийные и кальциевые удобрения.
Азотные удобрения способствуют бурному развитию фитопланктона, подавлению развития сине-зеленых и нитчатых водорослей, ухудшающих условия в водоеме. Азотные удобрения: аммиачная вода, аммиачная селитра, сульфат аммония, хлористый аммоний, мочевина.
Фосфорные удобрения способствуют развитию мягкой водной растительности и пищевых организмов для рыб. Рыбопродуктивность увеличивается на 16 – 63 %.Фосфорные удобрения: фосфорная мука, простой и двойной суперфосфат, преципитат и томасшлак. Наиболее широко применяетсяпростой и двойной суперфосфат.
Калийные удобрения способствуют развитию мягкой подводной растительности. Рыбопродуктивность увеличивается на 30 – 40 %. Из калийных удобрений применяют сильвинит, каинит, древесную золу.