Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка
Автор: Рябкова О.В.
Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, который является отправной точкой для возникновения психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы зберегаем их здоровье.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является, пожалуй, одним из важнейших аспектов психологического комфорта учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.[3]
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:
- использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
- применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
- создания комфортного психологического климата;
- соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
- чередования различных видов деятельности на уроке;
- использования аудиовизуальных средств обучения.
Это хорошо известные всем педагогам элементы доровьесбережения на уроке. Поэтому я рекомендую использовать их активно и в системе.
Хотелось бы обратить внимание на инновационные современные технологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения.[1]
Выделяют:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
· Кинезиологические упражнения на дыхание (Упражнение «Дыхание йогов дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
· «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», Упражнение «Путаница», Упражнение «Снеговик»)
· Гимнастика пальчиковая.
· Гимнастика для глаз.
- Технологии обучения здоровому образу жизни –
· Самомассаж,
· Точечный массаж и др.
Главные принципы здоровьесберегающих технологий, и инновационных в том числе:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу (в пределах разумного!)!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками (теория и практика);
- «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)
Упражнение «Ножки-ручки»
- Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
- Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.
- Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.
Чтобы усложнить себе задание: совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.