Гарантии конституционного права граждан РФ на образование




 

Система гарантий, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации и являющаяся сложным комплексом мер политического, социального, экономического и идеологического характера, служит основой государственного механизма обеспечения конституционного права на образование. Этот механизм предусматривает не только меры по законодательному закреплению права на образование, но и предполагает создание системы органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью образовательных учреждений.

Система гарантий конституционного права на образование включает в себя политические, организационные, социально-экономические и юридические гарантии.

Политические гарантии права на образование определяются государственно-политическим режимом, демократическим характером власти в государстве, благодаря которым обеспечивается политическая стабильность в обществе и государстве, гарантируется приоритет государственной политики в сфере образования.

Установленную Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ систему образования можно рассматривать как организационную гарантию права на образование[28]. Элементами системы образования, согласно нормам закона, являются федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, образовательные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, участники образовательных правоотношений, а также органы, осуществляющие управление в сфере образования, контроль и оценку качества образования, субъекты, обеспечивающие образовательную деятельность и т. д. Организационная основа государственной политики в сфере образования формируется на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р. Стратегическими целями этих документов является формирование уровня экономического и социального роста государства, способствующего выходу России на передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающего национальную безопасность и гарантии реализации конституционных прав граждан. При этом государственная политика в области образования определяет стратегической целью развития – повышением качества образования и его доступности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и гарантиями реализации прав каждого гражданина.

Право на образование обеспечивается государством посредством создания социально-экономических условий для его получения. К основным социально-экономическим (материальным) гарантиями относят стабильность национальной экономики, эффективность государственной денежно-кредитной и налоговой политики, учитывающей интересы образования, поддержание системы образования с помощью кредитных, налоговых и прочих льгот. Для граждан социально-экономические гарантии выражаются в создании государством благоприятных социально-экономических условий для получения образования. Например, это устанавливаемые государством контрольные цифры приема на обучение по программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований, предоставление поддержки образовательного кредитования для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, различные социальные и налоговые вычеты и т. д.

Социально-экономические гарантии реализации права на образование, предусмотренные законом «Об образовании в Российской Федерации» предоставляют обучающимся в зависимости от их статуса перечень различных мер социальной поддержки и стимулирования: полное государственное обеспечение, включая одежду, обувь, инвентарь; предоставление питания, мест в интернатах или в общежитиях; транспортное обеспечение; стипендии, материальная помощь, других денежных выплат и т. д.

Образовательным законодательством предусмотрен и ряд специальных социально-экономических гарантий: для гражданам с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено обучение по адаптированным образовательным программам с созданием необходимых условий для их социальной адаптации и коррекции нарушений развития (инклюзивное образование); для обучающихся, проявляющих выдающиеся способности, предусмотрена система специальных государственных стипендий; государством гарантируется свобода выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и т. д.

Юридическими гарантиями являются правовые средства и способы реализации права на образование и его защиты[29]. Юридические гарантии права на образование условно можно разделить на гарантии двух видов: формально-юридические гарантии и гарантии институциональные.

Формально-юридические гарантии права на образование представляют собой нормативное закрепление основных положений, обеспечивающих реализацию права на образование, включая и тех, которые указывались как политические, социально-экономические и организационные гарантии.

Формально-юридическими гарантиями отраслевого законодательства выступают положения закона «Об образовании в РФ», устанавливающие возможности выбора образовательной организации для обучения, выбора языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования и др. Особой гарантией бесплатности образования может рассматриваться запрет, установленный указанным законом, на оказание платных образовательных услуг в той же организации, где обучается учащийся, во избежание конфликта интересов педагогического работника, а также взамен гарантированного бесплатного обучения.

Институциональные гарантии права на образование дают возможности защиты и восстановления нарушенных прав, обеспечивая действительную реализацию формально-юридических гарантий[30]. Группа институциональных гарантий представлена государственными органами и общественными организациями, куда граждане, чьи права на образование нарушены, могут обратиться за защитой и восстановлением нарушенного права на образование, а также процедуры, способствующие обеспечению реализации, охраны и защиты права на образование (подача административной жалобы, судебная процедура и т. д.). Конституционное право на судебную защиту является основной институциональной гарантией в случае нарушения реализации права на образование.

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что для Российской Федерации как социального государства одной из важнейших функций является обеспечение права каждого на образование посредством гарантий, закрепляемых действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования. Основными требованиями, предъявляемыми к гарантиям права на образование, должны быть их действенность и эффективность, поскольку они ориентированы на обеспечение реализации данного права каждым человеком. Законодательное закрепление и реализация на практике эффективных гарантий права на образование является одной из основных целей государственной политики в области образования.


 

Заключение

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить некоторые выводы.

1) Право граждан на образование составляет ядро правового статуса личности в области образования, лежит в основе всех других прав, закрепляемых иными нормативными правовыми актами. Так, все права, вытекающие из норм, регламентирующих процесс получения образования, базируются на конституционно закрепленном праве на образование. Право на получение дошкольного образования; право на получение основного общего и полного общего образования; право на получение начального профессионального и среднего профессионального образования; право на получение высшего образования; право на получение послевузовского образования - производны от основного, поэтому оно является главным в характеристике правового положения личности;

2) право на образование адресовано самому широкому кругу субъектов; закрепляется за каждым человеком. Все другие - неосновные - права, устанавливаемые не нормами Конституции, увязываются с обладанием лицом различными статусами - несовершеннолетний, государственный служащий, истец, ответчик и т.д.;

3) право на образование характеризуется всеобщностью: оно равно и едино для всех. Признавая право на образование основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Оно не приобретается и не отчуждается по волеизъявлению государства, неотделимо от правового статуса личности;

4) право на образование отличается особым механизмом реализации. Основное право на образование выступает в качестве предпосылки правоотношения в сфере образования. Все другие права могут стать достоянием человека в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении;

5) право на образование имеет особую юридическую форму закрепления. Оно фиксируется в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что право человека и гражданина на образование тесно связано с большинством основополагающих прав и свобод человека, которые закреплены в Конституции РФ. В одной и той же сфере общественных отношений человек может осуществлять несколько прав. И наоборот - одно и то же право человека может проявляться в нескольких сферах жизнедеятельности общества. В сфере образования реализуются экономические, социальные права личности. Право на образование, в свою очередь, затрагивает политическую, экономическую, социальную, духовную сферы жизни общества. Во взаимодействии прав и свобод человека находят свое выражение их комплексный характер, тесная взаимная связь и взаимовлияние.


 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009, №4, ст. 445.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. N 67.

3. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (принят Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст.2475.

5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. 2000. №67

7. Балаян Э.Ю. О роли государственного регулирования в контексте осуществления права человека на образование в Российской Федерации // Вестник КемГУ. 2008. № 4.

8. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М.: Готика, 2014.

9. Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

10. Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4.

11. Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12.

12. Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. 2013. № 1.

13. Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. – М.: Наука, 1986.

14. Третьяк Н.В. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2010. Т. 5. Вып. 2. Режим доступа: https://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 12.01.2018)

15. Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. – М.: Наука, 1987.

16. Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2014.

17. Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: Изд-во НОРМА, 2011

18. Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. 2017. № 7.

19. Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Пенза, 2008.

20. Скрябина Н.Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. №6.

21. Стешенко Я.Д., Степанько С.Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. 2015. № 1.

22. Сырых В.М. Федеральный закон «Об образовании в РФ» как предтеча Кодекса РФ об образовании: шаг вперед, три назад // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. Т. 8.

23. Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. 1997. № 7.

24. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. 2000. № 4.


[1] Скрябина Н.Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. №6. С.159

[2] Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 37.

[3] Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. 1997. № 7. С. 5

[4] Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М.: Готика, 2014. с. 11

[5] Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. – 2000. – № 4. С. 54.

[6] Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 47.

[7] Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С.8

[8] Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. – М.: Наука, 1986. С.14.

[9] Третьяк Н.В. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2010. Т. 5. Вып. 2. Режим доступа: https://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 12.01.2018)

[10] Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. – М.: Наука, 1987. С.33

[11] Там же. С.32

[12] Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. 2013. № 1. С. 35-36

[13] Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. 2017. № 7. С. 5

[14] Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Пенза, 2008. С. 10

[15] Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст.2475.

[16] Скрябина Н.Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. №6. С.159

[17] Балаян Э.Ю. О роли государственного регулирования в контексте осуществления права человека на образование в Российской Федерации // Вестник КемГУ. 2008. № 4. С. 143.

[18] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009, №4, ст. 445.

[19] Там же

[20] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. N 67.

[21] Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (принят Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

[22] Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. 2000. №67

[23] Там же

[24] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009, №4, ст. 445.

[25] Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст.2475.

[26] Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст.2475.

[27] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

[28] Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст.2475.

[29] Сырых В.М. Федеральный закон «Об образовании в РФ» как предтеча Кодекса РФ об образовании: шаг вперед, три назад // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2013. Т. 8. С. 47

[30] Стешенко Я.Д., Степанько С.Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. 2015. № 1. С. 56-57.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: