Система российского законодательства, регулирующего право на образование




 

Как уже было отмечено ранее, на сегодняшний день, образование представляет собой сложное, многогранное явление, которое исследуется представителями различных областей научного знания, которые изучают ее под своим, специфическим углом зрения, в рамках определенной области исследования (права, истории, философии, политологии, социологии, экономики и т.д.).

Исследование образования как конституционного права человека предполагает решение ряда задач.

Во-первых, необходимо четко определить сущность и предназначение образования, а также его черты.

Во-вторых, важной исследовательской задачей является определение отличий данного понятия от других смежных категорий. При этом подход к исследованию образования с точки зрения проблем права предполагает анализ его понятия, содержания и структуры применительно к анализу Конституции Российской Федерации, норм международного права, Федерального закона «Об образовании»[15], других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в данной области.

Стоит отметить, что образование на сегодняшний день является неотъемлемым институтом общества, посредством которого происходит развитие личности и воспитание подрастающего поколения.

Говоря о значении образования в обществе можно отметить, что, в сущности, оно выполняет две важнейшие функции.

Во-первых, образование – это система социализации конкретного индивидуума, посредством которой «приходит в школу ребенок, а выходит из нее социализированный в этом обществе индивидуум, готовый к жизни»[16].

Во-вторых, система образования выполняет нациообразующую функцию.

Говоря о нормативно-правовом регулировании образования, необходимо отметить, что ее основу составляет Конституция Российской Федерации, которая устанавливает, что каждый имеет право на образование.

В свою очередь, под правом на образование понимается как право человека на получение определённой совокупности знаний, культурно-нравственных навыков, которые будут способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру, профессиональной ориентации, необходимой для нормальной жизнедеятельности на современном этапе развития общества[17].

Ч.2 ст.43 Основного Закона РФ, что в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования[18]. Более того, Конституция РФ однозначно закрепляет за государством установление обязательных стандартов образования.

В тоже время, Основной Закон РФ установил, что в России вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта относятся к совместному ведению России и субъектов[19].

Кроме того, необходимо отметить, что Российская Федерация, исходя из особой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» провозгласила область образования приоритетной. В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Названный закон закрепил также следующие принципы государственной политики в области образования:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

В соответствии с положениями ч.4 ст.15 Основного закона РФ общепризнанные принципы и международные нормы выступают составной частью Российской правовой системы, а следовательно, наравне с нормами российского законодательства функционируют и охраняются законом.

Право на образование закреплено в международно-правовых актах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г..

В свою очередь, роль международных норм в установлении права граждан на образовании в России определяется его доктринальным и ценностно-нормативным значением для правовых систем стран, которые имплементируют его нормы. К числу важнейших международно-правовых актов, призванных регулировать вопросы образования относится Всеобщая декларация прав человека которая гласит, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования»[20].

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах[21] государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам.

Важным международным документом является и Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, которая направлена на предоставление всем равных возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Россия - провозгласив себя демократическим правовым и социальным государством, взяла на себя обязательства по закреплению, соблюдению и правовой защите основополагающих прав и свобод человека и гражданина в сфере образования.

Основные принципы функционирования сферы образования определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и в федеральном законе «Об образовании в РФ», которые приняты во исполнении положений Основного Закона РФ. Примечательно, что в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию Президент РФ В.В.Путин постоянно акцентирует внимание на проблемах эффективной организации образования и качестве нормативно-правовой базы. В связи с чем, было принято ряд ключевых нормативно-правовых актов, определяющих перспективы и направления развития прав граждан на образование, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, относятся: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

В свою очередь, идеологической основой права граждан на образование в России на современном этапе считается Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г.[22] В частности, в ней придается правовая форма идеям, которые выработаны частными теориями развития образования, определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.

Согласно Национальной доктрине государство, реализуя задачи развития системы образования, должно ориентироваться на потребности экономики и привлекать работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда[23]. Другими документами стратегического характера в сфере образования выступает государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.

Таким образом, можно подытожить, что вышеназванные документы, имеющие стратегическое назначение в сфере реализации прав граждан на образование и нацелены, прежде всего, на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, модернизацию общего и дошкольного образования, а также приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: