Обеспечение конституционного права на образование в Российской Федерации




 

Как уже было отмечено ранее на сегодняшний день особое внимание уделяется сфере образования, так как это фундамент человеческого развития.

Реализация права на образование направлена на удовлетворение таких важных потребностей личности и общества, как потребность в получении знаний, применении навыков для жизни в обществе и подготовке кадров.

Конституционные основы реализации права на образование установлены в ст. 72, согласно которой общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, и в ст. 114, в которой установлены полномочия Правительства РФ по обеспечению в Российской Федерации единой государственной политики в области образования[24]. В вопросах формирования политики в области образования Правительство руководствуется приоритетностью самого образования как одной из сфер государственного регулирования.

На сегодняшний день реализация права на общее образование имеет ряд проблем требующих решения. Например, интенсивное обновление законодательства в сфере образования не позволяет избежать споров о реализации норм такого законодательства; низкий уровень финансирования образования – обеспечить реализацию стандартов образования и т. д. В ст. 5 закона «Об образовании в РФ» не устанавливаются государственные гарантии выделения финансовых средств на нужды образования, хотя в старом законе существовал норматив 10 % национального дохода[25].

Таким образом, государство сняло с себя ранее зафиксированные обязательства, а также не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате проявляются проблемы дефицита педагогических кадров. Преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. Как следствие, деструктивными проявлениями в образовании стали его платность и снижение качества.

Другой не менее важной проблемой реализации права граждан на образование выступает сокращение количества ДОУ и одновременный рост дошкольников, что приводит к увеличению численности детей, приходящихся на сто мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Вместе с тем делается многое, чтобы были созданы равные стартовые возможности для дошкольников, что в перспективе повысит качество образования на последующих его ступенях; складывается культурный образ дошкольного возраста и понимание его места в структуре возрастной стратификации общества; обновляется и оптимизируется система повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов управления образованием создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей и подростков с отклонениями в развитии[26]. Именно эти учреждения, в отличие от общеобразовательных, предназначены для осуществления специального образования. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов» (ст.18) детям-инвалидам дошкольного возраста должны быть предоставлены необходимые реабилитационные меры и созданы условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа[27]. В то же время, дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы. Как следствие такой коллизии, при отсутствии достаточного финансового обеспечения правительственный акт служит основанием для отказа в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение общего типа по месту жительства.

Помимо этого, дети, имеющие отклонения в психическом развитии не всегда могут обучаться в силу своего заболевания. Отдельные психические отклонения не позволяют таким лицам осуществлять право на получение образования. Речь идет о врожденных или приобретенных в раннем возрасте (в результате сильного воспалительного процесса) психических заболеваниях, препятствующих обучению ребенка, в силу того, что он является необучаемым, а его социализация и адаптация в обществе невозможна. Это связано с тем, что его заболевание препятствует пониманию им смысла и значения совершаемых действий. Соответственно реализация права касается не всех граждан страны, а с определенными изъятиями.

Кроме того, существуют также проблемы и в вопросе реализации права осужденных к лишению свободы на образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что для несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся по стражей, администрация мест содержания под стражей, обеспечивает условия для получения основного общего образования форме самообразования. Однако ситуация осложняется тем, что форма самообразования не подходит для несовершеннолетних осужденных, так как для получения качественного образования и надлежащего усвоения материала им необходим контроль педагога.

Однако, по нашему справедливому убеждению реализация право на образование должна быть обеспечена каждому и не может ограничиваться состоянием здоровья, социальным, имущественным и должностным положением, наличием судимости.

Полноценной реализации права на образование, безусловно, препятствует, в том числе и отсутствие квалифицированных педагогических кадров.

Для сохранения и поддержания кадров с педагогическим образованием необходимо: создать механизмы мотивации педагогических работников, поощрять исследовательскую и инновационную деятельность педагогов, сформировать оптимальную оплату труда, включающую в себя оплату за дополнительную реализацию образовательных услуг и продуктов, обеспечить материально-технической и информационной базой.

Думается, что обеспечение реализации права на образование требует скоординированной работы не только законодательных и государственных органов, но активного участия в образовательном процессе образовательных учреждений и всех участников образовательных правоотношений. И если проблема модернизации образовательного законодательства на сегодняшний день практически решена, то социально-экономические гарантии реализации права на образование требуют постоянной государственной поддержки. Создание современной материально-технической базы образовательных организаций, кадровая политика, ориентированная на повышение престижа профессии педагога, стимулирование работы квалифицированных кадров, материальная и моральная поддержка молодых педагогов, ресурсное, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, его информатизация – все эти гарантии, должны быть направлены на обеспечение качества российского образования.

Изучив проблемы реализации права на образование в современной России, мы пришли к заключению, что в реализации права граждан на образование еще достаточно много нерешенных задач, которые следует решать. Новый закон "Об образовании в РФ", отвечая тенденциям развития современного общества, направлен на совершенствование образования и является необходимой нормативной базой для развития образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: