Динамика начисления и поступления ЕСХН




 

  Год Начислено Поступило Недоимка, тыс. руб.  
 
 
         
         
         

 

Из таблицы 2.2.8 видно, что сумма начислений по ЕСХН в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 17 тыс. руб. или в 3.4 раза. Это также произошло по причине увеличения числа плательщиков ЕСХН с 8 до 62 человек. Недоимка увеличилась на 2 тыс. руб. или в 2 раза.

Далее рассмотрим результаты контрольной работы инспекции. Контроль за соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды является приоритетной задачей налоговых органов. Контрольная работа занимает центральное место в деятельности налоговых инспекций, а специалисты контрольных отделов относятся к наиболее квалифицированным кадрам налоговиков [30].

Налоговая проверка является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы. Налоговые органы проводят два вида проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится без какого – либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Выездная налоговая проверка это проверка с выездом к налогоплательщику. Проводится только на основании решения руководителя налогового органа. Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки. В соответствии с законодательством выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок оговорен в ст.88,89 Налогового кодекса РФ.

Учитывая сложившиеся реалии, связанные с отсутствием у налоговых органов возможности обеспечить достаточно полный охват налогоплательщиков выездными проверками (только около 5 – 8% налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, ежегодно охватываются выездными проверками), в настоящее время основной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка, так как она позволяет проверить каждый налоговый период и своевременно обеспечить поступление платежей в бюджет [31].

Проведение камеральных и выездных налоговых проверок оказывает влияние на рост поступлений налогов. Рассмотрим данные отчетности инспекции за 2010 год.

Таблица 2.2.9

 

Результаты камеральных и выездных проверок инспекции в 2010 году

 

 

Показатели Всего, из них: юридических лиц индивидуальных предпринимателей
       
Количество камеральных проверок всего      
Из них количество результативных камеральных проверок      
       
Доначислено платежей по всем видам налогов, включая пени и налоговые санкции, по результатам камеральных проверок (тыс. руб.)      
Количество выездных проверок      
Доначислено платежей по всем видам налогов, включая пени и налоговые санкции, по результатам выездных проверок (тыс. руб.)      

 

Из таблицы 2.2.9 видно, что наибольшее количество проверок это камеральные проверки. Из их общего числа количество проверок юридических лиц составило 9259 или 45%. Количество результативных проверок – 224. Удельный вес результативных камеральных проверок индивидуальных предпринимателей в общем количестве камеральных проверок составил 6,7%. Всего доначислено платежей, включая пени и налоговые санкции, по результатам камеральных проверок предприятий 7420 тыс. руб. В среднем на одну результативную проверку приходится 0,6 тыс. руб. Небольшая сумма доначислений объясняется тем, что из 16 работников отдела непосредственно контрольной работой занимаются 12, так как отдел осуществляет начисление транспортного налога, налога на строения и земельного налога физическим лицам. Второй причиной является то, что 3 работника отдела получают высшее образование и периодически ездят на сессии. Всего доначислено платежей, включая пени и налоговые санкции, по результатам выездных проверок индивидуальных предпринимателей 13296 тыс. руб. В среднем на одну результативную проверку приходится 41,4 тыс. руб.

Далее рассмотрим результаты контрольной работы инспекции по выездным налоговым проверкам за три года.

 

Таблица 2.2.10

 

Результаты контрольной работы по выездным налоговым проверкам

 

 

Год Кол-во выездных проверок Доначислено платежей, руб. Взыскано платежей, руб.
Всего налог пени штраф Всего налог пени штраф
                   
                   
                   

 

Анализ контрольной работы показал, что наблюдается увеличение количества выездных налоговых проверок в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 15 проверок. По проверкам 2008 и 2010 года все доначисленные проверками суммы налогов, штрафных санкций и пеней взысканы в полном объеме. По проверкам 2010 года поступило доначисленных платежей 54,6%. Задолженность числится за одним предприятием, дело по нему передано в арбитражный суд.

 

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ

3.1. Совершенствование администрирования взаимоотношений с плательщиками

 

Сложившаяся система работы налоговых органов по многим параметрам исчерпала потенциал повышения эффективности их работы, росла нагрузка на одного инспектора, так как увеличивалось число налогоплательщиков, что несомненно привело к возрастанию объемов работы по приему документов от налогоплательщиков, проведению камеральных проверок, а в инспекциях образовались очереди, что создавало обстановку напряженности и нервозности между инспекторами и посетителями. Настало время совершенствования организации работы налоговых органов с налогоплательщиками и в целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками ФНС России Приказом от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ утвердила Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее - Регламент) и потребовала от налоговых инспекций обеспечить с 1 ноября 2005 г. его исполнение (п. 6.1 Приказа).

Налоговые органы служат государственным интересам, при этом налогоплательщики исполняют закон, а налоговые органы контролируют его исполнение. Их взаимодействие обязано носить сугубо деловой и официальный характер. Оно должно основываться не на принципе "дружу - не дружу", а на строгом и неукоснительном исполнении обязанностей обеими сторонами - конституционных и должностных. Личностному моменту в таких взаимоотношениях места нет или он должен сводиться практически к нулю. Вот почему несколько лет назад в инспекциях внедрен принцип "одного окна", без разделения налогоплательщиков по первым буквам фамилий и адресам. Что полностью исключает бытовавшую раньше практику обращения налогоплательщика к "своему" инспектору.

Между налогоплательщиками и инспекторами должны выстраиваться нормальные, здоровые взаимоотношения, отношения, адекватные ситуации, которые основаны на взаимном уважении и доброжелательности, обоюдной корректности и такте.

Каждый налогоплательщик в процессе своих взаимоотношений с налоговой инспекцией сталкивается с вопросами внутренней организации работы налоговой инспекции. Рассмотрим наиболее типичные вопросы взаимодействия налоговой инспекции и налогоплательщика на примере Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области. Работа с налогоплательщиками проводится по пяти основным направлениям: - организация приема налогоплательщиков

- прием, регистрация и выдача документов

- информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

- проведение сверок расчетов

- информационная работа

- организация работы с налогоплательщиками в территориально обособленных рабочих местах налоговых инспекций.

Наиболее важными, значимыми моментами работы следует считать три направления - организация приема налогоплательщиков, производящих сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности, проведение сверок расчетов и информационная работа. Рассмотрим подробно и последовательно каждый из них.

На учете в инспекции на 01.01.2010 зарегистрировано 1189 организациии, которые имеют обязанности по сдаче установленной законодательством отчетности.

Наибольший удельный вес предоставления деклараций - в электронном виде (92 %), что несомненно, ускорит как сам процесс представления отчетности, так и упростит ее разноску в карточки лицевых счетов. При сдаче в электронном виде деклараций, отчетов, уменьшается количество ошибок, так, как налогоплательщик имеет возможность сам неоднократно проверить все показатели, кроме того, информация проверяется как на стадии регистрации, так и при вводе данных, что обеспечит в дальнейшем правильное открытие налоговых обязательств, не будет необоснованной недоимки, по причине неправильно введенных данных в карточку лицевого счета плательщика налоговым инспектором отдела ввода обработки данных.

В целях обеспечения совершенствования данного направления работы в инспекции непосредственное общение с представителями предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей возложено на отделы работы с налогоплательщиками. Для этого в инспекции и в ее подразделениях на территории Варгашинского, Шатровского и Белозерского районов обустроены специальные операционные залы, где специалисты отдела работы с налогоплательщиками проводят прием посетителей.

Все операционные залы в инспекции оснащены компьютерами, стендами, где указано, где и какой инспектор находится, к кому можно обратиться с любым вопросом, кроме того, размещены информационные стенды. При ознакомлении с информацией, размещенной на стендах, ее можно сгруппировать по следующим направлениям:

-организационно-распорядительная информация;

-государственная регистрация и постановка на учет юридических лиц;

-порядок представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;

-порядок оформления платежных документов на уплату налогов;

-информация о регистрации и снятии с учета ККТ;

-информация о налогообложении физических лиц;

-информация о сроках уплаты налогов;

-порядок определения командировочных расходов;

-особенности перехода на ЕНВД;

-особенности перехода на УСН;

-порядок предоставления вычета по НДС;

-информация для индивидуального предпринимателя;

-информация о последних изменениях налогового законодательства.

В Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области организованы информационные столы, где размещены вспомогательные материалы для налогоплательщиков, позволяющие им правильно заполнить налоговую декларацию или платежный документ.

Особая роль отведена представлению деклараций через Интернет, так как здесь полностью исключается личный контакт инспектора и налогоплательщика, а вместе с этим и все негативные последствия такого контакта. Добиться такого результата в приеме деклараций и отчетности позволило инспекции наличие следующих факторов:

- переход на систему ЭОД;

- постоянная разъяснительная работа инспекции по применению такого способа отчетности.

Что касается последнего пункта, то в инспекции проводятся ее начальником личные беседы с налогоплательщиками, проводятся совещания с наиболее крупными плательщиками, этот вопрос включается постоянно в вопросы семинаров, проводимых инспекцией. Преимущества этого способа сдачи отчетов и в том, что налогоплательщикам не нужно стоять в очереди, все консультации и ответы на любые запросы они получают в два раза быстрее (так предусмотрено Регламентом).

Основная причина в том, что сдача отчета через Интернет в инспекции ниже связана с тем, что этот способ требует денежных затрат со стороны налогоплательщиков, поэтому позволить себе может не каждый налогоплательщик, состоящий на учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области.

Применение системы ЭОД, на которую инспекция перешла в ноябре 2005 года позволило инспекции, снизить число ошибок ввода данных, увеличило производительность обработки документов, сократило время ответа на запросы, сократило время пребывания в очередях, снизило долю налоговой отчетности, которая содержала ошибки, увеличился процент сдачи отчетности в срок.

В настоящее время непосредственно приемом отчетности занимаются в 4-х районах всего 6 человек, нагрузка на инспектора составляет 3987 деклараций в год. Вводом занимаются всего 7 человек, т.е. практически всю информацию по району по начислению и уплате как физических, так и юридических лиц вводит всего один человек, таким образом, при росте информации она стала обрабатываться меньшим числом работников.

Третье и самое важное направление работы с налогоплательщиками – это их информирование в области налогообложения. Рассмотрим, как поставлена данная работа в инспекции.

Работа проводится как по запросам налогоплательщиков, так и самостоятельно инспекцией.

В течение 1 квартала 2010 года поступило 13 запросов от налогоплательщиков.

Тематика данных запросов:

- порядок налогообложения имущества организации – льготы по данному налогу.

- порядок формирования затрат по единому налогу на упрощенной системе налогообложения и порядок перехода на данный вид налогообложения.

Согласно с проведенным мониторингом, установлено, что наиболее часто задаваемыми налогоплательщиками вопросами является сроки уплаты, порядок применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения. В целях информирования налогоплательщиков в газетах Белозерского, Варгашинского, Каргапольского и Шатровского районов налоговым органом печатаются различного информации. Данной работе уделяется большое внимание, так как среди населения районная газета является единственным средством массовой информации и поэтому является самым читаемым изданием. Следовательно, доведение до налогоплательщиков информации, посредством печатания в газете, является актуальным. А так же стало практиковаться с 2011 года объявления о сроках сдачи отчетности по «местному» телевидению.

При публикации информации на страницах местной газеты налоговым органом до населения районов обязательно доводятся номера телефонов “горячей линии”, телефона “справочной службы “ и просто телефона, по которому можно обратиться по интересующему вопросу или для передачи информации.

Разъяснительная работа с налогоплательщиком в отделе начинается с момента подачи им заявления на государственную регистрацию. В первую очередь в личной беседе выясняется, какой режим налогообложения будет применяться данным налогоплательщиком. В целях информирования налогоплательщиков, вновь встающих на учет в налоговом органе, отделом подготовлены следующие информационные материалы, в виде памяток:

- перечень налоговых обязательств на 2010 год по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общий режим налогообложения, тираж 100 экз., за 1 квартал текущего года выдано 15 налогоплательщикам, выбравшим данную систему налогообложения.

- перечень налоговых обязательств на 2010 год для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, тираж 100 экз. - выдано 15 налогоплательщикам, вставшим на налоговый учет и выбравшим данную систему налогообложения.

- перечень налоговых обязательств на 2010 год для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), тираж 100 экз. – выдано 10 налогоплательщикам, вставшим на налоговый учет и выбравшим данную систему налогообложения.

- перечень налоговых обязательств на 2010 год для предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, тираж 100 экз. – выдано 7 налогоплательщикам, вставшим на налоговый учет и выбравшим данную систему налогообложения.

Кроме памятки по налоговым обязательствам, каждой вновь зарегистрирующейся организации в зависимости от вида осуществляемой ей деятельности вручается:

- календарь налогоплательщика, где перечислены все виды налогов и сборов и указаны сроки предоставления налоговой отчетности и сроки уплаты того или иного налога или сбора.

- методическое пособие пенсионного фонда о порядке уплаты фиксированного платежа по взносам на обязательное пенсионное страхование

- памятка налогоплательщика, действующего с 01.01.2010 года, с указанием реквизитов банка получателя, БИК, расчетного счета, получателя и кодов бюджетной классификации.

В налоговой инспекции большое внимание уделяется работе по информированию налогоплательщиков по правильности перечисления налоговых платежей и сборов, в целях сокращения суммы невыясненных платежей, поступивших в доход бюджета. Проводится определенная работа с налогоплательщиками, допускающими неточности в заполнении реквизитов при составлении налоговой отчетности, так подготовлены памятки для налогоплательщиков с указанием реквизитов получателя налогов и сборов, реквизиты банка получателя и кодов бюджетной классификации, применяемых с 01.01.2010 года. Данные памятки и календари налогоплательщика выдаются каждому налогоплательщику при посещении налогового органа. За истекший период текущего года данные памятки и календари вручены предприятиям и организациям и индивидуальным предпринимателям в количестве 1571 экземпляра.

Отделом работы с налогоплательщиками для информации налогоплательщиков на стендах налогового органа регулярно размещаются календари бухгалтера на каждый календарный месяц, где налогоплательщик может самостоятельно посмотреть предстоящие сроки предоставления той или иной налоговой декларации и сроки уплаты налогов и сборов.

Разработаны и распечатаны для налогоплательщиков календари на 2010 год индивидуально для налогоплательщиков каждого района, где перечислены все виды налогов и указаны:

- сроки уплаты платежей

- сроки представления деклараций и расчетов по авансовым платежам.

Согласно с планом мероприятий по проведению декларационной компании 2010 года, отделом работы с налогоплательщиками разработаны и напечатаны красочные плакаты и календари, содержащие напоминание налогоплательщикам о сроках предоставление отчетности. Дополнительно доведен телефон “горячей линии” 8(35256)2-24-88.

Отделом работы с налогоплательщиками большое внимание уделяется организации проведения семинаров с налогоплательщиками. Так в 1 квартале текущего года организовано и проведено с налогоплательщиками районов 11 семинаров. Тематика данных семинаров различная – порядок начисления и уплаты налогов, порядок заполнения налоговых деклараций и платежных документов. При проведении данных семинаров не собирается большое количество налогоплательщиков, а семинар проводится целенаправленно, т.е. на семинаре могут присутствовать 5 человек, и будет рассмотрена та информация, которая интересует данных налогоплательщиков. Это достигается следующим образом – на стендах налогового органа размещено объявление о том, что каждый налогоплательщик вправе предложить тему семинара. Так согласно представленных предложений, во всех районах проведены семинары по налогу на доходы физических лиц по предоставлению имущественного налогового вычета при приобретении физическим лицом жилого дома, квартиры или доли в ней.

Рассмотрев основные направления совершенствования организации налоговых органов, переход на типовую функциональную систему, переход на более высокий уровень информатизации, можно с уверенностью считать, что данная система организации работы инспекции ориентирована на налогоплательщика, свободна от бюрократических проволочек и произвола. Сделан значительный шаг в сторону устранения процедур, создающих условия для нарушения профессиональной этики, причин, порождающих коррупцию. Налоговые органы стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству на основе осознания налогоплательщиком обязанности уплаты налогов как объективной необходимости для существования государства. Упрощенная система приема деклараций позволила работникам инспекции больше внимания уделять разъяснительной работе по применению законодательства о налогах и сборах и налоговому просвещению населения, тем более, что и Президент Российской Федерации неоднократно отмечал, что серьезные резервы в работе с налогоплательщиками скрыты в разъяснительной и информационной деятельности. Все это вместе и окажет положительное влияние на формирование атмосферы доброжелательности во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками.

 

3.2. Пути увеличения поступлений налогов

 

Несмотря на то, что задания по мобилизации денежных средств выполняются, инспекция постоянно находится в поиске путей увеличения поступлений налогов в бюджет. Этого можно добиться путем:

· усиления контрольной работы;

· внесения изменений в порядок налогообложения организаций;

· увеличить срок лет, которые предшествуют году проверки до 5 лет, так как % охвата проверками невысок и предприятия проверяются гораздо реже, чем раз в 3 года;

· ужесточить меры ответственности за налоговые правонарушения;

· больше внимания уделять разъяснительной работе среди налогоплательщиков по применению законодательства о налогах и сборах и налоговому просвещению населения, тем более, что и Президент Российской Федерации неоднократно отмечал, что серьезные резервы в работе с налогоплательщиками скрыты в разъяснительной и информационной деятельности. Все это вместе и окажет положительное влияние на формирование атмосферы доброжелательности во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками и пополнения бюджета государства;

Рассмотрим резервы увеличения поступлений.

1) Одной из главных функций инспекции является контрольная работа. Основными причинами доначислений по выездным и камеральным проверкам были и остаются ошибки, допущенные при исчислении налогов и сборов. Поэтому одним из резервов будет увеличение поступлений за счет снижения нарушений при налогообложении. В главе 2 мы рассмотрели, что камеральными проверками дополнительно начислено налоговых платежей за 2008 год 197 тыс. руб. В среднем на 1 инспектора, занимающегося контрольной работой, - 16,4 тыс. руб. (197 тыс. руб./ 12 человек). Сущность данного резерва заключается в том, что необходимо увеличить численность работников, занимающихся контрольной работой, до количества работников отдела, положенных по штату, т.е. 16 человек. Резерв составит: 4х 16,4 тыс. руб. = 66 тыс. руб. дополнительно исчисленных налоговых платежей в бюджет. Данная сумма является резервом пополнения бюджета за счет снижения нарушений. Поэтому одним из основных мероприятий является повышение квалификации. Отделу работы с налогоплательщиками нужно совершенствовать формы взаимодействия с налогоплательщиками, то есть организовать прием деклараций и отчетности в течение всего рабочего дня, своевременно информировать обо всех изменениях налогового законодательства, форм налоговой отчетности и разъяснения порядка их заполнения.

Следующие резервы заключаются во внесении изменений в порядок налогообложения организаций.

2)У части индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на общем режиме налогообложения, расходы от предпринимательской деятельности значительно превысили доходы. Предлагаю установить предел определения расходов, например 70%. Таких предпринимателей 19 человек. Сумма их доходов составила 1237 тыс. руб.

Расчет резерва: 1. Сумма расходов (исходя из предела 70% от дохода) 1237х70%= 866 тыс. руб.;

2. Сумма дохода, подлежащего налогообложению 1237 – 866 = 371 тыс. руб.; 3. Сумма исчисленного НДФЛ 371х13% = 48 тыс. руб.

Сумма резерва составила 48 тыс. руб.

3) Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на общем режиме налогообложения, как правило, скрывают свои доходы. С введением главы 26.3 НК РФ организации занимающиеся определенными видами деятельности, должны уплачивать единый налог на вмененный доход. Особенностью применения данной системы налогообложения является то, что налогоплательщику рассчитывается потенциально возможный доход, с учетом совокупности условий, влияющих на получение дохода. Налогоплательщику в зависимости от вида деятельности НК РФ доведена базовая доходность, которая корректируется на ряд показателей и является основным показателем объекта налогообложения, т.е. вмененного дохода величина которого облагается единым налогом. Следовательно налогоплательщик не имеет возможности занизить данный объект налогообложения и уплачивает налог с суммы вмененного дохода. В связи с чем, предлагаю расширить перечень видов деятельности, подпадающих под режим налогообложения ЕНВД и перевести всех индивидуальных предпринимателей на этот режим налогообложения, что позволит значительно увеличить размер налогов поступающих в бюджет.

Таблица 3.2.11

 

Количество предпринимателей на общем режиме налогообложения НДФЛ в среднем на 1 предпринимателя (тыс. руб.) ЕНВД в среднем на 1 предпринимателя (тыс. руб.) Сумма резерва (тыс. руб.)
  364/195= 1,9 12717/648= 19,6 195х19,6=3822 3822-364=3458

 

Из приведенных данных в таблице 3.2.11 мы видим, что при применении общего режима налогообложения 195 индивидуальных предпринимателя заплатили налога на доходы физических в сумме 1900 руб., а при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сумма налога составила 19600 руб. Применении данной системы увеличит налоговую нагрузку на одного предпринимателя в 10 раз, что позволит дополнительно привлечь в доход бюджета 3458 т.руб.(195х17700).

Дополнительно полученные суммы налогов при выполнении предложенных мероприятий дают возможность уменьшить на эту сумму недоимку по налогам и сборам и увеличить поступления в бюджет.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.

Проблемы налогов и налогообложения всегда актуальны, так как способность государства осуществлять свои функции во многом определяется размерами доходов, которыми оно располагает. В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образуют налоговую систему.

Налоговая система в ее обобщенном понимании представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнения налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

Важнейшим этапом развития российской налоговой системы является разработка Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ (часть первая) определил систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. Часть вторая НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты в бюджет налогов.

За период своего функционирования налоговая система Российской Федерации претерпела определенные изменения из-за неустойчивости экономического развития, инфляции, а также несовершенства первоначальных разработок. При всех недочетах она в основном отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников отношений.

Реформирование российской экономики вызвало живой интерес к развитию предпринимательской деятельности. Сегодня предпринимательство вторгается в любую сферу социально-экономической жизни: производственную, торговлю, образование, науку, здравоохранение, консультирование и т.д. В предпринимательстве находят свое проявление заложенные в человеке от природы стремление к самореализации, самоутверждению. С другой стороны, лишь с развитием предпринимательства возможна социально-экономическая трансформация общества в направлении формирования рыночно ориентированного хозяйства.

Как следует из Гражданского кодекса РФ (ст.2, ч.3), “предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.” С точки зрения права такое определение предпринимательства вполне оправдано. Однако экономическая природа предпринимательства значительно шире.

Порядок налогообложения является достаточно сложным для практического использования, хотя бы в связи с тем, что в настоящее время в Российской Федерации одновременно действуют два режима налогообложения:

1. общий режим налогообложения;

2. специальные налоговые режимы, которые подразделяются на:

- упрощенную систему налогообложения;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов

деятельности (ЕНВД);

- единый сельскохозяйственный налог (система налогообложения для

сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Курганской области является территориальным органом и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Это система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Курганской области. Инспекция является государственным учреждением и самостоятельным юридическим лицом, имеет территориальные участки в Шатровском, Варгашинском и Белозерском районах.

Организационная структура Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области представляет собой совокупность структурных подразделений взаимодействующих на основе разделения и кооперации труда. Она построена по функциональному принципу. Для этого разработаны типовые, функциональные структуры, позволяющие оптимально организовать работу в инспекции, ввести в работу принцип более четкой специализации, избежать дублирования функций разными структурными подразделениями.

В инспекции работает 96 человека, из них 75 специалистов и 21 младший обслуживающий персонал. Организационная структура инспекции включает в себя 9 отделов.

Важнейшей задачей инспекции является учет налогоплательщиков. В 2010 году на налоговом учете состояло 106201 налогоплательщиков, в том числе 1189 организаций. Из них: 195 человек находятся на общем режиме налогообложения, 85 – на УСН, 648 – на ЕНВД, 62 – на ЕСХН.

Основными налогами, формирующими бюджетную систему, являются налог на доходы физических лиц (удельный вес в среднем за три года составил 21,3 %), налог на добавленную стоимость (11,0 %), налог на прибыль (9,9 %). В среднем за три года эти налоги составили 42,2 % от общего объема поступлений. Доля налога на доходы, поступившая в бюджет от организаций в общем объеме поступлений составляет 0,1% в 2008 и 2009 годах и 0,2% в 2010 году.

Инспекцией за анализируемый период, обеспечено поступление налогов и платежей в бюджеты всех уровней. Сбор налогов в 2010 году, по отношению к 2008 году увеличился на 361091 тыс. руб. или 339,0 %, в том числе в федеральный бюджет на 167625 тыс. руб. или 300,6 %, в областной бюджет на 155519 тыс. руб. или 857,0 %. Наибольший рост приходится на налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц - на 58163 тыс. руб., на 23468 тыс. руб. и 93892 тыс. руб. соответственно. Специальные налоговые режимы занимают в общей сумме поступлений налогов и сборов небольшой удельный вес – в среднем за три года- 2,7%. Их поступление увеличилось в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 14153 тыс. руб. или 573%. По всем видам налогов и сборов достигнут рост поступлений.

На основе проведенного анализа очевидным становится тот факт, что наибольший удельный вес по недоимке наблюдается по основным налогам (налог на добавленную стоимость (в среднем 22,1 %). В 2010 году сумма недоимки в целом увеличилась по причине реорганизации инспекции, но если рассматривать ее за все три года в разрезе Каргапольского района, то наблюдается снижение недоимки по всем видам налоговых платежей.

Контроль за соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды является п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: