Роль и сущность коммуникативной культуры школьников




Введение

Основная характеристика современной образовательной ситуации состоит в поиске путей реализации ведущей идеи модернизации системы образования – идеи развития личности, формирования механизмов развития и саморазвития системы образования, превращение образования в действенный фактор развития общества.

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, является ведущим видом взаимодействия педагогов и учащихся, а также педагогов с коллегами и учащихся между собой. Знания, практические умения педагога могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственно общения с ними. Рассматривая обучение и воспитание как взаимодействие, проблемы общения и коммуникативной культуры подростка выдвигаются в ранг приоритетных в педагогике, что и определило выбор темы.

Формированию коммуникативных действий (умений) у школьников были в разное были посвящены исследования О.В.Бескровной, Т.А. Ладыженской, Н.А. Лошкаревой, А.В. Мудрика и др. Здесь отметим, что ученых интересовал феномен в большей степени коммуникативных умений, чем коммуникативной культуры. И в их представлениях коммуникативное умение – это способность управлять общением и взаимоотношениями; умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношениями с людьми, умение устанавливать правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с требованиями социума. Мы видим различную трактовку данного понятия в связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную часть личностной культуры, формирующуюся во всех видах деятельности.

Итак, формирование коммуникативной культуры подростков в условиях стандартов нового поколения мы рассматриваем как структурный компонент системы обучения и воспитания учащихся; развитие социально- коммуникативной деятельности школьников; обеспечение возможности самореализации личности подростка.

Цель работы – рассмотрение деятельности классного руководителя по формированию коммуникативной культуры подростков.

Задачами работы являются:

- изучение роли и сущности коммуникативной культуры;

- определение сущности коммуникативной культуры подростков;

- рассмотрение особенностей формирования коммуникативной культуры подростков;

- определение условий формирования коммуникативной культуры подростков;

- изучение методов формирования коммуникативной культуры подростков.

Теоретические основы и сущность коммуникативной культуры подростков

Роль и сущность коммуникативной культуры школьников

Культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, которое охватывает все стороны человеческой жизни. Она включает в себя все, что создано человеческим разумом и руками, поэтому культура изучается большим количеством наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др [6]. Каждая из наук формулирует при этом свое понимание и определение культуры. В повседневной жизни понятие культураупотребляется в трех основных значениях:

- отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т. д.);

- совокупность ценностей и норм, принадлежащих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т. д.);

- выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.).

Наиболее распространено следующее обыденные значение понятия культура: сумма всех достижений человечества, «вторая природа», созданная человеком в отличие от дикой природы. По сути, культура – это способ адаптации человека к существующей физической и биологической среде существования.

Ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. С точки зрения ученых, культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности.

Поведение людей в процессе коммуникации определяется разными факторами. Во-первых, большинство моделей поведения, которые являются продуктами культуры, применяются людьми автоматически. Явления других культур человек также воспринимает автоматически, бессознательно.

Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, задача которой регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. п. Принято говорить о нормальном либо отклоняющемся поведенииотдельного человека в обществе.

Понятия общение и коммуникация часто употребляются учеными как синонимы, хотя их содержание совпадает не полностью. С точки зрения лингвистической науки, термины общение и коммуникация мало различаются, под ними понимается обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов. В психологии и социологии термин коммуникация используется для обозначения процесса передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же – это межличностное взаимодействие людей, которое имеет моральную, информационную, духовную, практическую ценность. Понятия общение и коммуникация имеют как общие, так и отличительные признаки. И общение и коммуникация – это процессы обмена и передачи информации, они связаны с языком как средством передачи информации. Отличаются эти понятия объемом своего содержания: общение в основном связывают с межличностным взаимодействием, а понятие коммуникация включает дополнительное значение «информационный обмен в обществе».

Современная наука дает следующие определения понятиям общение и коммуникация: общение – это социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности. Оно реализуется в основном при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникацияпредставляет собой социально обусловленный процесс передачи и приѐма информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

К вербальным средствам коммуникации относятся различные формы языкового общения. Наиболее известной формой вербальной коммуникации является человеческая речь, благодаря которой люди получают и передают основную массу информации.

Стиль общенияпредставляет собой форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия, в любой ситуации. Мастерство коммуникатора заключается в умении найти наиболее точное и наиболее подходящее для каждого конкретного случая стилистическое средство языка [13].

Понятие невербальная коммуникациявключает в себя представление о передаче информации при помощи жестов, мимики, поз, одежды, причесок, окружающих людей предметов, привычных действий. Все это является определенным видом невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. При помощи невербальной коммуникации передается 65% информации. Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Невербальные сообщения способны передавать информацию о личности партнера по общению. Также через невербальные средства можно узнать об отношении людей друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений. Кроме того, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из него.

Невербальное общение является составной частью межкультурной коммуникации и взаимосвязано с вербальным общением следующим образом:

1. Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение: если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами.

2. Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям. Например, если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие показывает, что вы неискренни.

3. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения: ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку».

4. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Это означает, что невербальные знаки используют для управления действиями людей. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что необходимо вступить в разговор.

5. Невербальное действие может повторять словесное сообщение. Например, когда просят говорить тише, прикладывают указательный палец к губам. Теперь перейдем к выявлению сущности коммуникативной культуры подростков. Формирование коммуникативной культуры подростков остается одной из актуальных проблем, поскольку современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, импульсом которому послужили, с одной стороны, процессы реформирования общества в целом, а с другой – логика развития самой образовательной системы [18].

Коммуникативную культуру можно рассматривать с различных позиций:

- нормативной, предусматривающей выявление нормативной базы культуры и основанных на ней требований, правил;

- аксиологической, предполагающей определение коммуникативных ценностей, их иерархии;

- семиотической, которая заключается в исследовании знаков, символов, выражающих и передающих коммуникативные нормы, ценности;

- антропологической, рассматривающей возможности и формы самореализации человека в коммуникативных процессах [15].

В результате изучения научной литературы, наблюдений были выделены следующие компоненты коммуникативной культуры, которые легли в основу эталонов для определения показателей сформированной коммуникативной культуры:

- мотивационный (стремление к пониманию другого, самосовершенствованию);

- личностный (проявление коммуникативно-значимых качеств: эмпатии, способности к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению);

- рефлексивный (принятие иного мнения, творческое переосмысление коммуникативного опыта);

- деятельностный (знание системы общепринятых правил, владение технологией общения) [6].

Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом имеется в виду не речевое содержание (текст), а социально-психологическая информация, сопровождающая общение. Она позволяет выявить и оценить значимые признаки коммуникативной ситуации и ее участников, на основании которых возможен выбор вариантов эффективного и комфортного общения.

Формирование коммуникативной культуры человека предполагает:

- развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации (потребность в общении, эмпатия, рефлексия; особенности мышления – открытость, гибкость, нестандартность ассоциативного ряда и внутреннего плана действий);

- помощь в овладении средствами коммуникации (речь; паралингвистические элементы – качество голоса, диапазон тона, темп речи, речевые паузы, смех, плач; жесты, взгляды, позы, мимика; владение компьютером на уровне пользователя);

- формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения (творческое отношение к ситуации общения; умение общаться в различных ситуациях; умение сотрудничать в различных видах деятельности; диалогическая коммуникативная культура – готовность членов коллектива к согласованию друг с другом личностных ценностей и смыслов, способностью к адекватному, позитивному, эффективному деловому и межличностному общению; диалогическая коммуникативная компетентность – умение понимать чужие смыслы и предъявлять свои, на основе этого выстраивать систему договоренностей в конкретный момент и с конкретными людьми);

- развитие и формирование коммуникативных умений (умение устанавливать контакты; умение устанавливать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми; умение найти темы для разговора в различных случаях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве) [10].

 

Развитие личности в старшем подростковом возрасте характеризуется следующими тенденциями: происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми [3]. Особую значимость в этот период приобретает общение, так как оно является необходимым и всеобщим условием формирования человеческой личности. Реализуя свою потребность в общении, подросток получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, которые помогут ему самоутвердиться, почувствовать себя уверенно и получить внимание, любовь и уважение окружающих, т.е. он может реализовать и ряд других человеческих потребностей [11].

От того, насколько успешно будет реализована потребность в общении, зависит и индивидуальное личностное развитие старшеклассника. Крайне важно, чтобы был выбран правильный вектор - направление, которое во взрослом возрасте приведет подростка к истинной зрелости. Если же этого не произойдет, то процесс развития личности значительно затянется, что создаст многочисленные проблемы не только для самого человека, но и для его окружения.

Как справедливо отмечают многие ученые, сегодня в условиях социальной и экономической нестабильности работу в сфере «человек- человек» часто выбирают люди, не готовые к профессиональному общению и установлению профессиональных контактов. Связано это, в первую очередь, с тем, что в школе не уделяется должного внимания задаче формирования коммуникативной культуры у нынешних старшеклассников, большинству из которых предстоит в будущем работать с другими людьми.

Результаты открытого анкетирования, в котором приняли участие 256 учащихся 8-11 классов и 46 педагогов ряда московских школ, показали, что на вопрос «что такое коммуникативная культура?» затрудняются дать ответ 53 % старшеклассников и 7 % - учителей. Необходимость обладать сформированными коммуникативными умениями и навыками в современных условиях подтвердили 96 % старшеклассников: 28 % респондентов считают, что коммуникативные навыки нужны современному человеку во всех ситуациях; 32% - в трудовой деятельности; 8% - в ситуациях знакомства с незнакомыми людьми и в новых коллективах; 28 % - только в общении с близкими и друзьями. Как показали результаты исследования, 62% старшеклассников не знают, что такое вербальное и невербальное общение. Лишь 25 % объяснили, что вербальное общение - это «общение словами», 13 % считают, что это «обычное общение». Под невербальным общением 21% школьников понимают общение с помощью жестов и мимики; 14 % - как «физическое» общение или общение «без слов»; 3 % - предположили, что это общение в интернете [9].

Кроме того, результаты анкетирования наглядно показывают, что большинство современных старшеклассников испытывают серьезные трудности в межличностном общении:

- не всегда могут наладить контакт с другими людьми;

- не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);

- не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека; неадекватно воспринимают окружающих;

- не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.

Это связано с отсутствием знаний о психологии межличностного общения, правилах этикета, неуверенностью в себе, неумением вести себя в конфликтных ситуациях, крайне низкой культурой речи и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: