Говоря о методах формирования коммуникативной культуры подростков, рассмотрим в начале известную технологию развития «глобальной грамотности» («кросс-культурной грамотности»), разработанную некоммерческой организацией «Американский форум глобального образования» [The American Forum for Global Education], которая содержит десять основных тематических блоков:
1) конфликт и его контролирование;
2) экономические системы;
3) системы мировых верований;
4) права человека и социальная справедливость;
5) управление планетарными ресурсами, энергией и окружающей средой;
6) политические системы;
7) население;
8) расы и этносы: человеческая общность и многообразие;
9) технократическая революция;
10) устойчивое развитие.
В программных документах ЮНЕСКО кросс-культурная грамотность рассматривалась в контексте межкультурного образования (intercultural education) еще в 1980-е гг. При анализе принципов и подходов, реализуемых в данных концепциях, выявляется синонимичность и сущностное единство понятий «глобальное образование» и «межкультурное образование». Такой подход к образованию ставит перед педагогами следующие цели:
- признавать ценность различных культур таким образом, чтобы не скрывались отношения преобладания, но усиливался статус культур переселенцев;
- развивать взаимную сплоченность и принятие в школьном сообществе;
- признавать и ценить символическую роль присутствия родных языков в школе;
- развивать плюралистический подход к приобретению знаний;
- признавать потенциал искусств для развития понимания различных культур;
- поощрять межкультурную деятельность в среде учащихся и признавать, что она зависит от качества сотрудничества в педагогических коллективах и между местными и иностранными педагогами;
|
- развивать коммуникации между школой, домом, социальной средой, в которой живут дети, и всем сообществом, включая местных жителей и переселенцев;
- признавать, что межкультурное образование предлагает перспективу, которая затрагивает и страны происхождения, и страны проживания людей и призывает к солидарности между странами с различными уровнями ресурсов;
- развивать педагогические умения, которые помогут практической реализации вышеуказанных принципов[2].
решение всех этих задач является прерогативой в первую очередь школы.
В таблице 2.1 показаны основные теоретико-методологические направления изучения коммуникативной культуры с определенными целями, с позиций авторов и ученых рассматривающих и изучающих данное направление.
Таблица 2.1 Основные теоретико-методологические направления изучения коммуникативной культуры [4].
Наименование научного направления | Доминирующие цели | Основные теории данного направления | Представители данного направления |
кросс-культурная грамотность | интерактивные связи между культурами; ценность различных культур; межкультурный подход во всех областях жизни; присутствие родных языков; плюрализм взглядов; потенциал НХТ; межкультурная деятельность в среде учащихся | мультикультурное образование | Д.Бэнкс |
межкультурное образование | П.Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике | ||
глобальное образование | Р. Хенви | ||
воспитание культуры межнационального общения | З.Т. Гасанова | ||
многокультурное образование | Г.Д. Дмитриева | ||
мультикультурное образование | А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова | ||
поликультурное воспитание и образование | сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных духовных ценностей; социокультурная идентификация личности при уважении к культурному окружению | теория многокультурного образования | В.В. Макаева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Х. Кален, В. Тирней |
этнокультурное образование и воспитание | формирование этнического самосознания, любви к родной художественной культуре; овладение видами народного художественного творчества; создание национальной концептосферы личности; сохранение этнической культуры | общие направления этнопедагогики | В.К. Афанасьев, Н.Н. Блонский, Г.Н. Волков, Д.А. Данилов, М.Г. Тайчинов, Ж.Т. Тумунов |
преемственность воспитания и образования | Т.И. Бакланова, М.С. Ержанов, Э.И. Петрова, Т.Я. Шпикалова, С.Т. Шацкий | ||
технология функционирования национальной школы | Е.П. Белозерцев, Т.И. Березина, В.Н. Ганичева, П.И. Пидкасистый | ||
этнокультурное образование и воспитание в полиэтническом регионе | С.С. Балашова, Л.И. Васеха, М.И. Долженкова, Е.П. Жирков, М.С. Жиров, А.Б. Панькин, С.Б. Рыжих, Т.К. Солодухина, В.К. Шаповалов | ||
модели ЭКО в регионах | Л.В. Кузнецова, Д.Н. Латыпова, В.И. Матис, Ф.Ф. Харисов, З.Б. Цаллагова | ||
проектирование национально-регионального компонента | Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, Ю.С. мануйлов, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Р.Х. Шакуров | ||
воспитание толерантности | формирование ценностных ориентаций духовно богатой личности; уважение к другим культурам и народам; проявление терпимости в общении; способы ведения диалога с позиций аргументации; неприятие шовинизма и экстремизма; осознание ценности и равноправия всех культур | проблемы воспитания толерантности | М.М. Акулич, М.Т. Алиев, Т.В. Болотина, Ю.А. Красин, Г.Ф. Семигин |
формирование толерантной культуры | М.С. Каган, В.В.Макаев, З.Д. Малькова, В.Н. Мясищев, Л.А. Петровская, Л.Л. Супрунова |
|
|
Таким образом, из таблицы 2.1 видно, что факторы, влияющие на культурную адаптацию, на первый взгляд кажущиеся тождественными, неоднозначны.
Рассмотрим эти моменты поподробнее. Как правило, наиболее важным показателем сформированности коммуникативной культуры подростка является успешное осуществление социально-культурной коммуникации.
Социально-культурная коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации, ценностей, норм и традиций от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других языковых систем.
Следует понимать, что формирование коммуникативной культуры необходимо осуществлять в первую очередь в тренинговой системе педагогических воздействий, основанной на межкультурном взаимодействии.
Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг. |
Межкультурное взаимодействие понимается здесь как педагогический процесс, своеобразный игровой тренинг, направленный на изучение, понимание и практическое освоение культурных артефактов, ценностей и норм многих сторон, участвующих в межкультурном дискурсе, это конструктивное сотрудничество представителей разных этнических культур в рамках социально-культурной анимации.
Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения - это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами - членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления. |
Здесь мы обращаемся к идее исследований выдающегося ученого М.А. Ариарского, который со своими коллегами обосновал технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленил следующие функции социально-культурной деятельности как области общественной практики: адаптивно-нормативную, образовательно-развивающую, преобразовательно-созидательную, эколого-охранительную, информационно-просветительскую, интегративно-коммуникативную, рекреативно-игровую. Все эти функции обеспечивают реализацию механизма усвоения культуры.
В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом (И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной. |
Слово психология происходит от греческих слов psyche - душа и logos - учение. Поэтому первое определение эта наука получила как учение о душе. Понятие «душа» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало сущность тех или иных явлений.Сегодня научная психология в понятии «душа» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань уважения к древним мыслителям. Любой - наука начинается с фактов. Фактами для психологии является психика или психическую жизнь человека. Психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 групп фактов:- психические процессы;- психические состояния;- психические свойства.Психические процессы иногда называют психическими функциями. Они являются первичными регуляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжительность и устойчивость. Психические процессы разделяют на две группы: познавательные, или когнитивные, и эмоционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. К эмоционально-волевых - эмоции, чувства, воля.Психические состояния - это относительно статические и устойчивые психические образования. Они, как правило, не осознаются человеком. Примером психических состояний могут быть настроение, бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.Психические свойства - субъективные особенности, определяющие успешность деятельности человека. Они харак теризуються постоянством и формируются в процессе упорной деятельности. Поэтому можно выделить такие психические свойства: восприимчивость, чувственность, эмоциональность, холод ность, рассудительность, настойчивость, вдумчивость, инициатив ность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.Выявлен факт не всегда может стать предметом научного исследования. Для того чтобы факту заинтересовалась наука, он повторяться, и повторяться закономерно. Например, после упорной и тяжелой работы закономерно наступает усталость.Каждое психическое явление имеет свой четко определенный механизм. В психике человека выделяют три механизма: отражение, проектирование и опредмечивания.Дисплей - это общее свойство материи воспроизводить объективную действительность. Психическое отражение - не просто воспроизведение действительности, но и создание образов чувственного, логического и мнимого характера. Эти образы находят воплощение в продуктах культуры человека. Психическое отражение имеет объективную детерминацию, всегда активное, имеет опережающий характер и постоянно развивается.Проектирование - это совокупность определенных действий по созданию образов в соответствии с целью деятельности. Созданные образы могут быть зафиксированы на бумаге в виде схем, чертежей, планов и т.д., что позже будет материализованное, т.е. будет создан определенный объект (сооружение, техническое устройство), что обеспечит удовлетворение определенных потребностей.Опредмечивания - это процесс воплощения человеческих душевных сил в образ застывшей предметности. Благодаря этому образы проектирования находят воплощение в определенных объектах материальной культуры. Опредмечивания имеет три формы:- материальную - реальная работа;- психическую - отражение объективного мира и переживания этого отображения;- личностную - создание самого себя, самообразование и самовоспитание.Рассмотрены три блока содержания науки дают нам возможность определить понятие психологии.Психологией называется наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики человека.Очень часто дают другое определение, связанное с содержанием психических явлений.Психологией называется наука, изучающая психические процессы, психические состояния и психические свойства.Психология как наука имеет историю более двух тысяч лет. В историческом развитии психологии выделяют 4 основных периода:Первый. Психология как наука о душе. Возникла в древнем мире. Существованием души древние мыслители пытались объяснить те или иные явления в жизни человека.Второй. Психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. Способность человека думать, чувствовать, желать и т.д. назвали сознанием. Главным методом исследования считалась интроспекция (самонаблюдение).Третий. Психология как наука о поведении. Возникла в XX в. Задача психологии сводилось к изучению того, что можно непосредственно наблюдать, а именно поведение. Чувства, мотивы и т.д.. не учитывались.Четвертый. Психология как наука о фактах, закономерности и механизмы психики. Возникла в XX в.Возникновение понятия «душа» связано с анимистическими взглядами древних народов. Анимистический от латинского anima - душа. Душа представлялась как своеобразная нематериальная субстанция, двойник тела. Она независима от тела. Может находиться в теле, а может и покидать его во время сна, потеря сознания и смерти. В последнем случае она чего-то не возвращается к телу. Души мертвых людей создают особые объединения.Вторым направлением понимание души был гилозоизм. Это учение отрицает различия живого и неживого и утверждает общую одухотворенность. Гилозистом считали, что все в природе имеет душу люди, животные, растения, горы, камни, мелкие частицы песка...Анимизм и гилозоизм рассматриваются как первый философско-мифологический подход к объяснени
Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны. |
ю особой категории психического. Элементы анимизма и гилозоизму присутствуют в учениях древних мыслителей.Аристотель (384 - 322 гг до н.э.) - древний философ, основатель психологической системы, определившей поиски объяснений душевной деятельности на века. Душу он рассматривал как сложное образование, единое с телом. Душа и тело неразрывны, души принадлежит главная роль, она является формой форм, или энтелехией. Телу он отводил подчиненную или второстепенную роль. Душа как форма организации тела неделима, но оказывается в трех функциях: вегетативной, двигательной и чувственной и разумной.Вегетативная (растительная) функция присуща растениям, животным, человеку. Двигательная и чувствительная - животным и человеку. Умная - только человеку. Эти функции души являются уровнями ее эволюции.Источником познания Аристотель считал ощущение, что является результатом внешних воздействий на органы чувств. Мышление является свойством только души, зависит от тела.Душа полностью смертная. Вместе с телом умирают две функции души. Умная функция бессмертна.Аристотель впервые в истории человечества написал психологический трактат «О душе». В нем он обосновывает свои взгляды на душу. Время написания трактата «О душе» считают времени возникновения психологии как науки,Аристотеля - автора трактата - основателем психологии.Естественно-философское объяснение души Аристотелем находит продолжение в атомистическом учении Демокрита (460-370 гг до н.э.). Демокрит понимал душу как причину движения тела. Она материальна и состоит из атомов. Атомы - шаровидные, неделимые, огненные, движущиеся частицы материи, а отсюда душа - это «особого рода огонь и тепло». Душа смертна, она умирает вместе с телом. Источником познания является чувственный опыт как следствие влияния атомов с окружающего мира на атомы органов чувств.Взгляды Аристотеля и Демокрита можно объединить в материалистический подход к пониманию души. Материалистический подход объясняет особенности психики действием материальных, объективных сил.Противоположную точку зрения отстаивал древний философ Платон (427-347 гг до н.э.). В отличие от Аристотеля и Демокрита Платон считал, что душа нематериальна, она является идеей, бессмертной сущности. Души живут в занебесные, вечном мире идей. Там души приобретают знания о мире, познает добро и зло. Во время рождения человека душа воплощается, т.е. соединяется с телом на весь период земной жизни. Попав в такое «мерзкое» создания, как тело человека, душа забывает все знания. Поэтому обучение является ничем иным как припоминанием знаний. Взрослые должны помогать припоминанию. После смерти человека душа возвращается в мир идей.По мнению Платона, душа сложна. Она состоит из ума, мужества и сладострастия или похоти. Разум, по мнению Платона, размещается в голове, мужество в груди, а похоть в брюшной полости. Эти части души у разных людей развиты неодинаково. Если лучше развит ум, то такие люди философами (они должны править государством), если мужество - воины (должны защищать государство), если похоть - ремесленники, земледельцы, рабы (а работать и создавать материальные ценности).Платоновский подход к пониманию феномена души в древнем мире называют идеалистическим.Древний врач Гален (129 -199 гг) впервые в истории человечества подошел к пониманию сознания. Он разделил явления, происходящие в мышлении и во сне. В частности, он разграничил способность человека владеть знаниями о собственных умственные и волевые действия и другие проявления психического.Эпоха средневековья характеризуется господством религиозной идеологии в обществе. Религиозная или теологическая (от греческого teos - бог) идеология требовала от человека оставаться наедине с самим собой, стремясь к всевышнему, отказаться от мирской жизни и плотских утех. В это время взгляды на душу освещались в контексте теологических теорий.Плотин (205 - 270 гг) - философ. По мнению Плотина мировой процесс начинается с божественного начала, оказывается сначала как мировой разум затем, как душа мира. Цель человеческой жизни, по мнению Плотина, восхождение к исходному (божественного). Душа имеет презирать земное и любить его чистой любовью. Этого можно достичь путем сдерживания телесных сил и развитием духовных сил.Знание душа получает от ума. Реальное бытие открыто для души. Душа имеет только уметь вернуться к самой себе, познать свою сущность. Это возможно путем очистки и уподобление божеству.Августин (354-430 гг) - христианский теолог. Взгляды Августина обосновываются учением о боге как принцип бытия. Бытие бога можно вывести из человеческого мышления. Целью ума является самопознание и богопознания. Августин в состав человеческой души вносит сознание. По его мнению, душа имеет все знания и живет и движется в бозе. Достоверность знаний проверяется внутренним опытом. Душа должна вернуться к себе и познать свою деятельность. Новейшим в учении Августина проблема динамики человеческой личности. В своем труде «Исповедь» Августин показывает внутреннее развитие от младенца до взрослого, показывает противоречивый характер становления личности. Поскольку в душе личности во телесных «пропастей», то необходима божья благодать, что спасет ее.Одной из человеческих общностей является «град божий». Это духовная общность, основанная на «любви к богу, доведенной до презрения себя». А отсюда вывод о стремлении к всевышнему.Фома Аквинский (1225 - 1274) - средневековый философ и теолог. Бытие бога он выводит из бытия вещей. Человека он рассматривает как личностное сочетание души и тела. Душа нематериальна, свое завершение получает только через тело. Душа человека является формой
Характерной особенностью развития социально -экономической политики России начиная с 2000 г. было стабильный рост доходов граждан, в частности располагаемого дохода, номинальной заработной платы, с синхронным ускорением роста основных социальных гарантий - минимальной заработной платы, прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту. Однако кризис, начавшийся в конце 2008 г., усилила действие старых социальных проблем, а также породила множество новых: сокращение и задержка выплаты заработной платы, отправление работников в неоплачиваемые отпуска, сокращение рабочих мест и увольнения работников, возобновился рост задолженности по выплате заработной платы. Социально - экономическая ситуация в России кардинально изменила жизнь населения, ухудшение экономической ситуации привело к углублению расслоения общества по уровню дохода и, как результат, к дифференциации жизненного уровня населения. |
тела. Ф. Аквинский обращается к личной души. Личность для него «благородное во всей разумной природе». В состав личности он включает интеллект как часть целого. Только в бозе интеллект является сущностью. Несмотря на способность интеллекта к познанию, в жизни человека любовь к богу важнее, чем познание бога.Теологические учения средних веков объединили душу с телом, душа с богом, душа с интеллектом и знанием и сознанием. Все это говорит о том, что в те времена душа, сознание, интеллект получили как религиозного, так и мистического характера.Вся эпоха средних веков характеризуется постепенным ростом производства, численности населения, урбанизацией. Изменения в социальной среде вызывают их необходимость в идеологии и психике человека. Такие изменения начинаются в XIV в. и знаменуют эпоху Возрождения. Это эпоха перехода средневекового феодализма к новой системе социальных отношений - капиталистических. Именно в эти времена возникает большой интерес к человеку и его чувств. По словам Я. Буркхардта (1818-1897 гг), происходит «открытие человека». К. Салютати (1331-1406 гг) и Л. Полны (1369 -1444 гг) вводят слово humanitas как свойство человека, определяет его человеческое достоинство и стремление к знаниям.В эти времена искусство освобождается от религиозного содержания и возрождается естественнонаучное направление. Возникает необходимость в научном объяснении природных, общественных и психических явлений. Для этого необходимо использовать опыты, оптику, механику, математику, анатомию. Все это постепенно перерастает в упорный труд открытие законов природы.XVI в. - Время великих открытий в механике, астро мии, математике. Н. Коперник (1473 - 1543 рр.), Д. Бруно (1548 - 1600 рр.), Г. Галилей (1564 - 1642 рр.) - основатели классической науки Нового времени. Именно они доказали необходимость анализа явлений действительности, открытие законов природы. Так начинается деятельность теоретического мышления. В естественнонаучном направлении значительных результатов достигли медицина, анатомия, физиология. Так постепенно формируется познания путем опытов, пришедшие на смену догмам и схоластике.Немецкие схоласты Р. Гоклениус и А. Кассман вводят в употребление термин «психология» (1590). Это свидетельствует о росте интереса к вопросам психологического содержания и определяет будущие изменения во взглядах на душу. По нашему мнению, заслуживают внимания учение Д. Локка, Ж.. Ламетри иР. Декарта. Д. Локк (1632 -1704 гг) - английский философ. В псы хо логии известен как основатель эмпирической (опытной) психологии от латинского empiria - опыт. По мнению Д. Локка, все знания происходят из опыта. Опыт делится на внешний и внутренний. Внешний опыт - деятельность внешних органов чувств, внутренний - восприятие собственной внутренней деятельности. Человек рождается на свет без каких-либо знаний и идей. Душа человека от рождения чиста доска tabula rasa. Именно опыт на этой доске напишет буквы. Ж. Ламетри (1709 -1751 гг) - французский философ, основатель сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение). По мнению сенсуалистов, пидгруттям психической жизни является чувственные впечатления. Ж. Ламетри подчеркивает единство души и тела.Ведущую роль он отводит телу, а потому для познания души необходимо сначала опознать тело. Идеи сенсуализма определили и первые экспериментальные работы по психологии. Задача эксперимента заключается, по мнению сенсуалистов, в выяснении первичных чувственных элементов (ощущений), составляющих основу всего сложного психична жизни человека. Бурное развитие механики и машинного производства вызвал к жизни механистическое понимание мира, жизни и деятельности живых организмов (в том числе и человека). Мир понимается как система машин. Тело животного и человека является автоматом.Деятельность тела самоуправляеться без участия души. Типичным представителем механистического розуминяя мира и живых организмов является Рене Декарт (1596 - 1650 рр.) - французский философ. По его мнению, деятельность сердца управляется механикой кровообращения, а мышц - особым строением и деятельностью нервной системы. Именно нервная система опосредует взаимодействие живых организмов с окружающим миром. Нервная система состоит из мозга и нервов, отходящих от него. Нервы представлялись как полостные трубочки, наполненные «жизненным духом». Внешние предметы действуют на периферические окончания нервов и вызывают движение «жизненного духа» к мозгу, а оттуда к мышцам, вызывая их сокращение. Так утверждается внешняя детерминация движения. Рассмотренная схема движения, или деятельности мышц, является ни чем иным как рефлексом - ответом организма на раздражение рецепторов. Именно Декарт впервые в истории человечества обосновал понятие рефлекса как основного акта нервной системы. Кроме материального рефлекса, в учении Р. Декарта выделяется сознание как непосредственное знание души о самой себе. Так возникает дуализм в понимании психики. С одной стороны, существует душа, только предполагает, а с другой - тело, только движется.Влияние внешних объектов вызывает впечатление о них, но не дает настоящих знаний. Знание закладываются в душе от рождения в виде врожденных идей. Эмоциональные состояния возникают рефлекторно, они двигают «машину тела». Наряду с ними существуют духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Источником последних есть субстанция сознания. Под влиянием учения Р. Декарта развивалась вся психология нового времени. Существование рефлексов и сознания требовало их экспериментального изучения.
Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие: образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков. |