Возраст и периодизация развития




Психология развития

Психология развития - отрасль психологии, которая включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология, судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология. Среди влиятельных психологов развития XX века - Зигмунд Фрейд, Лев Выготский и другие.

Задачи психологии развития:

1. Научно-исследовательские направлены на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разные его участках.

2. Диагностические – практико-ориентированные задачи, заключающиеся в создании инструментария для диагностических процедур, направленных на определение степени зрелости индивидных, личностных и социальных особенностей человека для каждого возрастного этапа. Установление актуального и потенциального уровня развития, соответствия возрастным нормам.

3. Коррекционно-развивающие задачи имеют прикладное значение и заключаются в исправлении отклонений в психическом развитии, создании условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека.

Аспекты позволяющие изучать возрастную динамику (предмет психологии развития):

Особенности возрастной эволюции психики:

1) возрастная динамика различных ее форм имеет неодинаковую интенсивность и различное значение на каждом этапе человеческой жизни (например, до года развитие идет по дням, месяцам и т.д.)

2) учет влияния индивидуальных особенностей на возрастные изменения, особенно значительное, начиная с подросткового возраста, но самое большое значение индивидуальные особенности приобретают в зрелом возрасте.

3) возрастные особенности связаны с половыми различиями

Место психологии в развития системе наук

И.М. Сеченов - "...психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов". Известно, что в психологию идеи генетического (генезис) исследования проникли очень давно.

В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.

В психологии развития теория и практика тесно взаимосвязаны. Практические нужды влияют на развитие науки. Новые научные открытия, представления, теории влияют на практическую сферу.

Основные проблемы психологии развития в онтогенезе:

ü проблемы связанные с обучением и педагогической деятельностью (раннее обучение и воспитание, возможности обучения в зрелом и пожилом возрасте, дифференциация при обучении)

ü проблемы связанные с трудовой деятельностью и производством (творческий потенциал)

ü проблемы, связанные с общением (производство, учебная группа, семья и т.д.)

ü проблемы, связанные с клинической диагностикой, которая проводится в целях профилактики, лечения и экспертиз разного рода.

Связи психологии развития с другими психологическими науками:

Методы исследования в психологии развития

Стратегии исследования психического развития ребенка 5 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике (Л. Монтада):

1. Ориентация в жизненном пути. (определение уровня развития)

2. Определение условий развития и изменения. (изучение причин и условий, приведших к данному уровню развития).

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. (прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства).

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено.

5. Планирование коррекционных мероприятий. (разработка конкретных мер в случаях, когда условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития.

Возраст и периодизация развития

По мнению Выготского развитие происходит через присвоение ребенком форм коллективного поведения, через сотрудничество, взаимодействие, обучение, которое осуществляют ближайшие родственники и другие взрослые.

Законы психического развития.

ü детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом реального времени и который различается в разные периоды жизни.

ü закон неравномерности – каждая сторона психической жизни ребенка имеет свой оптимальный период развития

ü закон метаморфозы – развитие ребенка есть цепь качественных изменений, т.е. ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше умеет, меньше знает, меньше может и т.д., а существо, обладающее совершенно иной, качественно отличной психикой.

ü Закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии становятся функциями самого ребенка.

По Л.С. Выготскому движущая сила психического развития – обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый возрастной этап с точки зрения следующих параметров:

1) Социальная ситуация развития – отношения между личностью и ее социальной средой как движущие силы развития.

Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Божовч Л.И.).

Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.

Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Соответственно признаком перехода от одной стадии развития к другой будет являться смена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

2) Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность которой ребенок отдает больше всего времени.

Признаки ведущей деятельности:

· В форме данной деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности (игра-учение)

· Деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы (игра – активное воображение, учение – отвлеченное мышление)

· Деятельность от которой зависят психологические изменения личности ребенка (игра – освоение общественных форм поведения)

Ведущая деятельность – деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н.).

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют

сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Л.С. Выготский)

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста (Л.С. Выготский).

Новая структура сознания означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических процессов.

3) Центральные новообразования – являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе. Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью.

Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни.

4) Кризисы развития

(одного года и 7 лет – кризисы мировоззрения; 3-х и подросткового возраста – кризис отношений)

Кризисы – особые относительно короткие (не более года) периоды в развитии человека, которые отличаются резкими психическими изменениями. Кризис – понятие нормативное, необходимое для развития психики человека. Возрастные границы кризисов достаточно условны, несмотря на то, что принято относить кризис к какому-либо возрасту.

Кризисы проходят очень остро и бурно, если окружающие не учитывают и даже игнорируют новые потребности развивающегося человека. Происходящие в период кризиса изменения накладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Эльконин Д.Б. представил последовательность психологических возрастов в детстве в соответствии с ведущим видом деятельности:

· кризис новорожденности;

· младенчество (2 месяца – 1 год) – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

· кризис одного года;

· ранний возраст (1-3 года) – орудийно-предметная деятельность;

· кризис трех лет;

· дошкольный возраст (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра;

· кризис семи лет;

· младший школьный возраст (8-12 лет) – учебно-познавательная деятельность;

· кризис 11-12 лет;

· подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личное общение со сверстниками;

· кризис 15 лет;

· юношеский возраст (16-20/22 года) – учебно-профессиональная деятельность;

· кризис перехода к взрослости (20/22 года)

· молодость (20/23 – 30 лет)

· кризис 30 лет

· зрелость (30 – 55/60 лет)

· кризис 30 лет

· кризис 40 лет

· период геронтогенеза (55/60 лет – до смерти)

Проблемы психического развития ребенка в зарубежной психологии (З.Фрейд, Э. Эриксон, Ж.Пиаж)

1. Представления о движущих силах психического развития ребенка в психологических теориях конца Х1Х – начала ХХ вв.

Сторонники социогенетического подхода признают роль воспитания и факторов внешней среды (условий жизни, культурных факторов, поведения матери) в качестве главных факторов, лежащих в основе развития человека и формирования его поведения. Развитие есть процесс создания совершенно нового. Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития. Аргументы сторонников, феномен «маугли».

В этих двух теориях классического бихевиоризма проблема - Проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды:

- Теория классического обусловливания (Дж.Уотсона) - стимул вызывает реакцию.

- Теория оперантного обучения (Б. Скиннера) - поведение формируется (научение происходит) посредством позитивного и негативного подкрепления.

Далее выдвигаются концепции социального научения, в которых уже показывается, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Существует 3 поколения теорий социального научения:

ü Теория социального научения Н.Миллера и Дж. Долларда. Существует научение путем подражания и имитации, посредством которых формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка.

ü Теория социально-когнитивного научения А. Бандура. Поведение формируется (научение происходит) посредством наблюдения за последствиями поведения других людей, что служит побуждением к повторению или отказу от такого поведения. Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем.

ü теории социального научения - анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Итак, развитие в социогенетических теориях рассматривается как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений. Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него.

ü Теории рекапитуляции (Ст.Холл).- биогенетический «закон рекапитуляции» (индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет главные стадии филогенеза). Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство.

ü Теории "трех ступеней" детского развития (К.Бюлер) - идея наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. Он считал, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно.

Он выделяет следующие 3 ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект.

Эти ступени должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития.

Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т. е. имеет биологические причины.

Внимание на детской психологии должно быть сосредоточно вокруг первых 3 жизни ребенка – периода созревания основных психических функций.

- Теория детского эгоцентризма Ж. Пиаже.

Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире (эгоцентризм): неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др.(умственная позиция ребенка).

Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением.

3. Биогенетический и социогенетический подходы в детской психологии. Бихевиористские теории развития (Дж.Уотсон, Б.Скиннер).

1. Биогенетический подход - Личности биологические созревания организма.(З. Фрейд).

Поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями.

У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами.

Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

· ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;

· Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;

· "Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни (общению, психологическому взаимопониманию).

Теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемог

Теория ролей. Характер поведения Личности, ее отношение с другими - каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. (Э. Берн).

Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

1. Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

2. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

3. Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон):

1. главной частью структуры Личности является сознательная часть Эго;

2. развитие идет через кризисы жизни;

3. процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: