Методика «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)».




 

Методика ГИТ состоит из 7 субтестов.

Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет и может использоваться в школьной пси­хологической службе для оценки эффективности школьно­го обучения, разных систем и методов преподавания, отбо­ра учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспева­емости и пр.

Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школь­ников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изме­нения, с тем чтобы все задания стали понятными для на­ших школьников и могли бы дифференцировать их по ум­ственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследо­вания овладел предлагаемыми ему в заданиях теста слова­ми и понятиями, а также умениями выполнять с ними не­которые логические действия.

Тест был исследован на надежность, валидность и хо­рошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

1 – исполнение инструкций,

2 – арифметические задачи,

3 – дополнение предложений,

4 – определение сходства и различия понятий,

5 – число­вые ряды,

6 – установление аналогий,

7 – символы.

В тесто­вых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста от­водится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основ­ные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

а) контроль за эффективностью школьного обучения;

б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умствен­ного развития;

в) определение причин школьной неуспеваемости;

г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного раз­вития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Правила тестирования

1) Экспериментатор должен говорить громко, отчетли­во и медленно, решительным тоном.

2) Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.

3) Во время зачитывания инструкций все должны по­ложить карандаши, никто не должен работать.

4) Время для решения каждого субтеста регистрирует­ся по секундомеру.

5) Желательно, чтобы тестирование проводили два эк­спериментатора, разделив между собой выполнение фун­кций.

6) Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

 

Время решения отдельных субтестов

1) Исполнение инструкции — 4 мин.

2) Арифметические задачи — 6 мин.

3) Дополнение предложений — 5 мин.

4) Определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.

5) Числовые ряды — 4 мин.

6) Установление аналогий — 3 мин.

7) Символы — 4 мин. Итого: 27,5 мин.

Подготовка к проведению тестирования

Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими сло­вами: «Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы долж­ны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, нам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внима­тельны и делайте только то, что я вам скажу.

Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».

Экспериментатор должен убедиться, все ли приготови­ли карандаши или ручки. Потом он говорит: «Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой стра­нице тетради напечатано «Дата». Впишите туда сегодняш­нюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т. д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже — дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».

 

Процедура тестирования

После того как все дети написали сведения о себе, экс­периментатор говорит: «Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано «Тест 1». Необходимо проверить, все ли правильно пере­вернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.

 

Инструкции к тесту № 1

Пока не берите ручки. Под названием «Тест 1» написа­на инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следи­те по своей тетради.

Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выпол­нять задания. Старайтесь работать быстро и правильно.

Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно».

Далее зачитывается инструкция и дается команда: «На­чинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки». Необходимо проследить, чтобы все школь­ники выполнили указание.

 

Инструкции к тесту № 2

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы. Это задачи по мате­матике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте».

Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста.

 

Инструкции к тесту № 3

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3». В предложения впишите недостающие _ слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово». Объясните пример: «Ученик... зада­чу». Какое слово надо вписать? Следующий пример: «У лошади четыре...».

«Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл. Помните, что в каж­дый пропуск можно вписать только одно слово. Начи­найте».

Через 5 минут дается та же команда, что и после пре­дыдущих тестов.

 

Инструкции к тесту № 4

«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинако­вое или очень похожее значение, то напишите между ними букву «С», если у них разные значения, то напишите меж­ду ними букву «Р»». Разберите с детьми 3 примера, приве­денных в описании теста. «Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте». Через 1,5 минуты дается коман­да «Достаточно! Положите ручки».

 

Инструкции к тесту № 5

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 5».

Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа?

Какая цифра идет после 12?.. А потом?..» и т. д.

Затем экспериментатор говорит: «Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу.

Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пере­считайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каж­дому ряду припишите только два числа. Начинайте».

Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положи­те ручки».

 

Инструкции к тесту № 6

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 6»». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: «Вам надо выбрать одно из 4 слов. Какое вы выберете?»

Следующие примеры разберите аналогичным образом.

«Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4 слов, которое связано с третьим словом так же, как пер­вое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользо­ваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда.

 

Инструкции к тесту № 7

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написали «Тест 7». Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. «В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9.

Ваша задача — написать под каждым значком ту циф­ру, под которой этот значок находится в ключе.

Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последова­тельности, в какой они идут друг за другом. Будет ошиб­кой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д.

«Начинайте!»

Через 4 минуты дается команда «Достаточно. Положи­те ручки. Закройте тетрадь».

Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.

 

Обработка результатов тестирования

Общие рекомендации. При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.

1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или" как непра­вильное.

2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.

Для обработки результатов первых 6 суб­тестов используются соответствующие шаблоны, которые удобно сложить по намеченным линиям в форму гармош­ки. Перевертывание страниц этой «гармошки» дает воз­можность совмещать правильные ответы на задания с ре­зультатами их выполнения в тетрадях.

Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено циф­рой. Бели решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Бели задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделя­ет выполненные задания от невыполненных. При такой обра­ботке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.

Обработка субтеста 7 ведется по шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста та­ким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначен­ные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, проставленными в шаблоне. Неправильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за вы­полнение данного субтеста (см. ниже).

 

Обработка результатов отдельных субтестов.

 

Субтест 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне. Задания, в кото­рых необходимо выполнить две или несколько инструк­ций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инст­рукция выполнена неправильно.

Например, в задании 5 теста 1 необходимо вписать сло­во «восходит» в предложение «Солнце... на востоке» и не ставить крестик в пропущенное место. Бели ребенок пра­вильно вписал слово «восходит», но в то же время не вы­полнил первого условия, то задание 5 считается выполнен­ным неправильно и при первичной обработке цифра 5 в тестовой тетради зачеркивается. Точно так же ошибкой считается, если ребенок правильно не поставил крестик, но дополнил предложение не так, как указано в шаблоне.

За каждое правильно выполненное задание ученик по­лучает 1 балл, таким образом, максимально возможная оценка за выполнение субтеста составляет 20 баллов.

Субтест 2. За каждую правильно решенную задачу уче­ник получает 1 балл. Правильные ответы приведены в шаб­лоне. Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение данного субтеста, равно 20.

Субтест 3. Задание считается выполненным неправиль­но, если в предложении не хватает одного слова, или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное допол­нение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образ­це, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они — синонимы. В некоторых пред­ложениях в исключительных случаях встречаются инди­видуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматически верны.

За каждое правильно выполненное задание ученик по­лучает 1 балл. Максимальное количество баллов за выпол­нение субтеста составляет 20 баллов.

Субтест 4. Подсчет баллов за выполнение данного субтеста несколько отличается от остальных. За каждую правильно поставленную букву (Р или С) ученику начисляется 1 балл, однако при подсчете общего результата за выполнение субте­ста из количества правильных решений вычитается количе­ство ошибок. Таким образом, при правильном выполнении трех заданий субтеста ученик может получить максимальный балл, равный 40. В то же время минимальный результат, рав­ный 0 баллов, может быть получен учащимися при одинако­вом количестве правильных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных реше­ний превышает число правильно выполненных.

Субтест 5. При выполнении заданий субтеста каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя чис­лами. Бели проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 1 балл, т. е. максимальный результат за выполнение данного субтеста составляет 20 баллов.

Субтест 6. Успешным считается такое решение зада­ния, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приведенное в шаблоне). Если из четырех слов ответа под­черкнуты два или больше слов и ни одно из них не обозна­чено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. Общий балл за выполнение субтеста равен количеству правильно выполненных заданий. Максималь­ный суммарный балл равен 40, "

Субтест 7. При оценке выполнения данного субтеста ко­личество правильных ответов умножается на константу 0,2 и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение субтеста равен 102 х 0,2 = 20,4. т. е. 20 бал­лам. Максимальный балл за выполнение данного субтеста составляет 200 х 0,2 = 40 баллов.

После обработки указанными выше способами каждого суб­теста количество правильно выполненных заданий вписывает­ся в свободную клетку, расположенную справа внизу под тек­стом каждого субтеста и обозначенную буквой «П». В клетку, обозначенную буквой «О», записывается количество ошибок.

Для записи результатов субтеста 4 кроме количества правильно и ошибочно выполненных заданий вычисляется также и их разность, которая записывается в клетку, обо­значенную как «П—О».

В субтесте 7 в клетку, обозначенную буквой «П», впи­сывается балл, полученный в результате умножения коли­чества правильных ответов на константу 0,2 и последую­щего округления.

Анализ результатов

После обработки и определения первичных показате­лей по отдельным субтестам результаты переносятся в таб­лицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошиб­ки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так; от 0 до 5 — очень мало; 10-25 — среднее количество; свыше 35 ошибок — очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.

Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствую­щие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.

Кроме того, проводится графическое изображение ре­зультатов на сетке, расположенной рядом с колонками пер­вичных баллов и их процентов. Для этого на сетку нано­сятся точки, соответствующие проценту правильно выпол­ненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуаль­ную структуру умственного развития школьника.

Для оценки индивидуальных результатов детей использу­ется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для российских школьников возрастная норма расположена: для пятиклассников — в интервале от 80 до 100 баллов, для шес­тиклассников — от 100 до 110 баллов.

Если баллы по тесту у учащегося 5 класса расположены в интервале 60-79 баллов, то уровень умственного развития оценивается как близкий к нормальному (немного ниже нормы). Если уровень выполне­ния оценивается 40-59 баллами, то это свидетельствует о низ­ком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.

Для шестиклассников уровень выполнения теста оцени­вается следующим образом: возрастная норма 90-110 бал­лов; немного ниже нормы — 70-89 баллов; низкий уровень умственного развития — 50-69 баллов; очень низкий уро­вень — ниже 49 баллов; высокий уровень умственного разви­тия — выше 110 баллов.

Тест может быть использован для диагностики интеллектуального развития выпускников начальной школы. Их результаты оцениваются следующим образом:

возрастная норма 70-90 баллов

близкий к норме 50-69 баллов

низкий уровень 30-49 баллов

очень низкий уровень ниже 29 баллов

выше нормы более 90 баллов

 

Методика «10 слов».

Эта методика используется для определения уровня памяти.

Инструкция: «Теперь задание на запоминание. Я прочитаю слова, а вы постарайтесь их запомнить. Когда я закончу читать слова, назовите слова в любом порядке, как запомнили».

5 предъявлений – максимальное количество. После 5 предъявлений – «Не забывайте эти слова, я их еще спрошу».

Норма:

1. Высокая – 10 слов со 2-3 предъявления.

2. Низкая – 10 слов с 5предъявления.

3. Отсроченная норма – 8 слов.

 

 

Наблюдение.

 

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.

Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Объективная, поведенческая психология вовсе отвергла самонаблюдение и признала единственным методом психологии "объективное" наблюдение внешнего "поведения". Это была лишь изнанка той дуалистической, картезианской позиции, которая метафизически рассекла мир на две друг для друга внешние сферы – духовную и материальную.

Мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому для нас по-новому решается вопрос, как о самонаблюдении, так и о наблюдении. На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, к которому приходит наше решение психофизической проблемы, раскрывается единство самонаблюдения и внешнего, так называемого "объективного", наблюдения. Речь для нас идет не о совместном применении наблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга.

 

Анкета.

Анкета – это метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы об объективных или субъективных фактов психической деятельности опрашиваемого (респондента). Ответы даются в предусмотренной форме (в этом отличие анкеты от вопросника, опросника) и подлежат дальнейшему анализу для вынесения суждения, особенно при закрытых вопросах, в которых важен не сам ответ, а его мотив, выявленный сравнением с другими данными.

Беседа.

 

Беседа (в психологии) – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской, детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться – и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе неких ведущих психологов мира. Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными методами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент - привлечение к сотрудничеству;

2) беседа экспериментальная - в ходе которой проверяются рабочие гипотезы;

3) интервью.

Экспертный опрос.

Экспертный опрос – это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов при анализе и решении исследуемых проблем. Эксперт – компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт работы в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Эксперт может выступать в качестве генератора, источника идей, гипотез и предложений; арбитра по оценке имеющихся данных, характеристик и показателей объекта; источника не известной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа. Экспертные оценки – это суждения экспертов о различных сферах человеческой жизнедеятельности, которые предполагают процедуру сравнения объектов, их свойств по выбранным критериям.

Надежность оценок и решений, принимаемых на основе суждений экспертов достаточно высока и в значительной степени зависит от организации и направленности процедуры сбора, анализа и обработки полученных мнений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: