Задание по усвоению психологических понятий




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

Задание № 1

 

«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»

Выполнил:

Хрищенко Валерия

ВиВ12-2

 

№ зач. Книжки: В12/55

Проверил:

Дерябин Ю.И.

 

Тюмень, 2012

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»

 

1. (Работа с понятиями).

Задание по усвоению психологических понятий

 

Тема 1. Предмет психологии социального взаимодействия и место этой дисциплины в структуре наук.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Психология – наука о наиболее общих законах развития психики как особой формы жизнедеятельности, её рефлекторной природы.

 

Рефлексология - учение о рефлексах—об отражательных явлениях в организме.

 

Бихевиоризм - направление в психологии, которое делает предметом своего исследования поведение как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, выступающих в качестве наличного стимула. Поведение рассматривается как «стимул – реакция» (S – R), т.е. как совокупность двигательных реакций «R» в ответ на внешнее воздействие стимула – «S».

 

Гештальтпсихология – направление в психологии, исходящее из того, что сознание необходимо рассматривать с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы (ощущения). Гештальт, как целостная образная структура и единица сознания не сводится к сумме составляющих его ощущений.

 

Психотерапия – процесс лечебного воздействия врача на психику отдельного больного или группы больных психологическими методами.

 

Психоанализ - направление в психологии, которое обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет.

 

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1.Психология 1. Бихевиоризм 2. Гештальтпсихология 3. Психоанализ 4. Рефлексология 5. Психотерапия

 

 

Тема 2. Развитие психики человека. Сознание и бессознательное

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида от момента рождения до окончания жизни (развитие индивида в отличие от развития вида).

Сознание – форма образно-символического освоения реальности, формирование модели внутреннего и внешнего мира, что определяет мироощущение и самооценку личности.

Самосознание личностное - способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени

Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Психика Онтогенез Сознание Самосознание личностное Бессознательное

 

Тема 3. Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятия.

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Избирательность – тесная связь с вниманием т. е. преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими

Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Восприятие Апперцепция Избирательность
2. Ощущение  

 

Тема 4. Память – основа психической деятельности человека

А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.

Память - психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.

Мнемотехника - система приёмов, облегчающих запоминание и увеличение объёмов памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.

Эффект Зейгарник – лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.

Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.

Ключевые понятия Производные понятия
1. Память Мнемотехника Реминисценция Эффект Зейгарник

 

2. (Работа с учебником).

При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:

 

Тема. Основные направления современной психологии.

1. Что изучает такое направление в психологии, как бихевиоризм?

Основа предмета исследования бихевиоризма является только то в психике, что доступно внешнему наблюдению.

2. Что является предметом изучения гештальтпсихологии?

Предметом изучения гештальтпсихологии является сознание, однако в отличии структурализма выдвинуто абсолютно противоположное его понимание. Главная идея – целостный подход к изучению явлений и феноменов сознания и психики.

3. Как трактует психологию психоанализ?

Психоанализ является направлением в психологии, которое обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет.

Литература. См. ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).

Тема. Ощущения. Восприятие.

1. По каким критериям ощущения разделяются на виды?

По:

* Наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем

* Месту расположения рецепторов

* Модальности

2. Раскройте основные свойства ощущений.

1. Длительность ощущения

2. Качество ощущения (специфические особенности, отличающие один вид ощущений от другого

3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире определяет характер ощущения

4. Интенсивность ощущения (количественная характеристика)

5. Какие пороги чувствительности существуют, чем они различаются?

6. Абсолютный порог ощущений, который бывает нижним и верхним. Нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний – максимальная величина раздражителя при которой еще сохраняется ощущение данного вида.

7. Относительный порог (закон Вебера – Фехнера) показывает какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение раздражителя

Относительный порог способен изменятся, а абсолютный величина постоянная.

8. Восприятие и его свойства.

Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Свойства восприятия:

9. Предметность – отнесенность образов восприятия к определенным предметам.

10. Целостность – это свойство восприятия, согласно которому всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое.

11. Структурность – способность человека классифицировать поступающую в его психику информацию, отделить главное от второстепенного.

12. Константность – устойчивость, инвариантность образов восприятия независимо от изменения условий в которых они находятся.

13. Избирательность – тесная связь с вниманием, т.е. преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими.

14. Осмысленность – связь с мышлением, пониманием.

15. Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Тест-контроль.

(Интернет-экзамен в сфере профессионального образования).

Предмет психологии

Тест № 1

Психологические факты составляют субъективный опыт и имеют следующие особенности:

а) складываются из множества жизненных ситуаций; б) субъективность, зависимость от того, кто воспринимает окружающий мир и самого себя; в) зависимость содержания психологических фактов от особенностей личности, её жизненного опыта; г) характерна наибольшая длительность и устойчивость; д) двойственная определенность.

Тест № 2

Направление в психологии, которое делает предметом своего исследования поведение как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, выступающих в качестве наличного стимула. Поведение рассматривается как «стимул – реакция» (S – R), т.е. как совокупность двигательных реакций «R» в ответ на внешнее воздействие стимула – «S»:

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);

б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка); в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);

г) структурализм (основоположник В.Вундт).

Тест № 3

Методы психологии. Что НЕ является основными особенностями метода эксперимента?

А) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса; б) создание искусственных ситуаций; в) возможность получать точную вербальную информацию; г) изучаемый объект изолируется от побочных влияний; д) изучение поведения людей в местах их естественной жизнедеятельности.

Тест № 4

Гештальтпсихология – это направление в психологии, …

а) исходящее из того, что сознание необходимо рассматривать с точки зрения наличия в нем целостных образований, которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы; б) считающее стремление к самоактуализации основным мотивом каждого человека; в) рассматривающее в качестве предмета психологии элементы сознания и структурные отношения между ними; г) исходящее из того, что психология есть наука о поведении, которое могло быть изучено объективно опытным путем через наблюдение.

Тест № 5

Какое из направлений психологии обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет?

а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд); б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка); в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон)

г) структурализм (основоположник В.Вундт).

Психика. Сознание

Тест № 6

Нейрон состоит из:

а) тело клетки; б) синапс; в) дендрит; г) рецептор; д) аксон.

Тест № 7

Психика как форма осознания человеком своего отличия от остального мира:

а) творческая природа; б) выделение себя как самостоятельного и отличного от всего окружающего реальности; в) внутренний мир сложнее и богаче, чем его деятельность; г) символический характкр.

Тест № 8

О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны игнорирование травмирующей информации, потеря чувствительности на неё, неверие в её реальность:

а) отрицание; б) проекция; в) вымещение; г) компенсация;

Тест № 9

Совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются:

а) бессознательная перцепция; б) бессознательное; в) рефлексия;

г) интнрференция.

Тест № 10

О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны бессознательный перенос на другое лицо собственных желаний, влечений, личностных черт, переживаний, чувств, которые человек не может осознать в связи с их социальной неприемлемостью для себя:

а) вытеснение; б) отрицание; в) вымещение; г) компенсация;

д) проекция.

Ощущения. Восприятия.

Тест № 11

К экстерорецептивным ощущениям относят…

а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) ощущения боли;

г) органические ощущения.

Тест № 12

Что НЕ является свойствами восприятия?

А) предметность; б) целостность; в) модальность; г) константность; д) сенсорная адаптация; е) избирательность.

Тест № 13

Новый вид чувствительности, возникающий в результате переноса качеств одной модальности на другую, - это:

а) сенсибилизация; б) пространственная локализация; в) синестезия;

г) конвергенция.

Тест № 14

Зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта:

а) антиципация; б) концентрация; в) апперцепция; г) установка.

Тест № 15

Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно – это …

а) верхний порог ощущений; б) дифференциальный порог ощущений;

в) нижний порог ощущений; г) временной порог ощущений.

Память

Тест № 16

Память, рассчитанная на сохранении в течение непродолжительного срока в зависимости от задач текущей деятельности:

а) кратковременная; б) иконическая; в) оперативная; г) промежуточная.

Тест № 17

Сенсорная память – подсистема памяти, обеспечивающая:

а) действие на уровне рецепторов; б) сохранение информации в интервале меньше одной секунды; в) возникновение зрительных образов; г) регуляцию поведения.

Тест № 18

Что из перечисленного НАИМЕНЕЕ эффективно для улучшения памяти?

а) использование преувеличенных психических образов; б) формирование цепи ассоциаций; в) превращение визуальной информации в вербальную информацию; г) ассоциация новой информации с информацией уже известной или знакомой.

Тест № 19

Согласно «эффекту Зейгарник», мы лучше запоминаем ту работу, которая:

а) была доведена до конца; б) осталась незаконченной; в) была сознательно прекращена; г) способствовала появлению позитивных эмоций.

Тест № 20

Более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами:

а) эффект ореола; б) эффект ассоциации; в) эффект первичности;

г) эффект генерации.

Бланк ответов на тесты.

Тест № 1 - бвд Тест № 11 - а
Тест № 2 - в Тест № 12 - вд
Тест № 3 - вд Тест № 13 - в
Тест № 4 - а Тест № 14 - в
Тест № 5 - а Тест № 15 - а
Тест № 6 - авд Тест № 16 - в
Тест № 7 - б Тест № 17 - а
Тест № 8 - а Тест № 18 - в
Тест № 9 - б Тест № 19 - б
Тест № 10 - д Тест № 20 - в

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: