САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Задание № 1
«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»
Выполнил:
Хрищенко Валерия
ВиВ12-2
№ зач. Книжки: В12/55
Проверил:
Дерябин Ю.И.
Тюмень, 2012
ЗАДАНИЕ № 1
«Психологическая наука и психология управленческой деятельности»
1. (Работа с понятиями).
Задание по усвоению психологических понятий
Тема 1. Предмет психологии социального взаимодействия и место этой дисциплины в структуре наук.
А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.
Психология – наука о наиболее общих законах развития психики как особой формы жизнедеятельности, её рефлекторной природы.
Рефлексология - учение о рефлексах—об отражательных явлениях в организме.
Бихевиоризм - направление в психологии, которое делает предметом своего исследования поведение как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, выступающих в качестве наличного стимула. Поведение рассматривается как «стимул – реакция» (S – R), т.е. как совокупность двигательных реакций «R» в ответ на внешнее воздействие стимула – «S».
Гештальтпсихология – направление в психологии, исходящее из того, что сознание необходимо рассматривать с точки зрения наличия в нем целостных образований (гештальтов), которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы (ощущения). Гештальт, как целостная образная структура и единица сознания не сводится к сумме составляющих его ощущений.
Психотерапия – процесс лечебного воздействия врача на психику отдельного больного или группы больных психологическими методами.
Психоанализ - направление в психологии, которое обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет.
Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.
Ключевые понятия | Производные понятия |
1.Психология | 1. Бихевиоризм 2. Гештальтпсихология 3. Психоанализ 4. Рефлексология 5. Психотерапия |
Тема 2. Развитие психики человека. Сознание и бессознательное
А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида от момента рождения до окончания жизни (развитие индивида в отличие от развития вида).
Сознание – форма образно-символического освоения реальности, формирование модели внутреннего и внешнего мира, что определяет мироощущение и самооценку личности.
Самосознание личностное - способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность, как определенный образ и символ «собственного Я», позволяющую оценивать свои достижения и психические характеристики не только с точки зрения настоящего, но и будущего времени
Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.
Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.
Ключевые понятия | Производные понятия |
1. Психика | Онтогенез Сознание Самосознание личностное Бессознательное |
Тема 3. Психические познавательные процессы: Ощущения. Восприятия.
А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.
Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.
Избирательность – тесная связь с вниманием т. е. преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими
Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.
Ключевые понятия | Производные понятия |
1. Восприятие | Апперцепция Избирательность |
2. Ощущение |
Тема 4. Память – основа психической деятельности человека
А) Подобрать из словаря понятия по изучаемым темам.
Память - психический процесс запоминания, сохранения, закрепления и последующего воспроизведения информации связанной с прошлым опытом.
Мнемотехника - система приёмов, облегчающих запоминание и увеличение объёмов памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым, в результате чего более давние события вспоминаются легче и точнее, чем происшедшие в недалеком прошлом.
Эффект Зейгарник – лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными.
Б) Сформатировать матрицу. Выделить ключевые и производные понятия.
Ключевые понятия | Производные понятия |
1. Память | Мнемотехника Реминисценция Эффект Зейгарник |
2. (Работа с учебником).
При выполнении задания необходимо, раскрыть основные вопросы тем:
Тема. Основные направления современной психологии.
1. Что изучает такое направление в психологии, как бихевиоризм?
Основа предмета исследования бихевиоризма является только то в психике, что доступно внешнему наблюдению.
2. Что является предметом изучения гештальтпсихологии?
Предметом изучения гештальтпсихологии является сознание, однако в отличии структурализма выдвинуто абсолютно противоположное его понимание. Главная идея – целостный подход к изучению явлений и феноменов сознания и психики.
3. Как трактует психологию психоанализ?
Психоанализ является направлением в психологии, которое обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет.
Литература. См. ГЛОССАРИЙ (ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ).
Тема. Ощущения. Восприятие.
1. По каким критериям ощущения разделяются на виды?
По:
* Наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем
* Месту расположения рецепторов
* Модальности
2. Раскройте основные свойства ощущений.
1. Длительность ощущения
2. Качество ощущения (специфические особенности, отличающие один вид ощущений от другого
3. Пространственная локализация раздражителя в предметном мире определяет характер ощущения
4. Интенсивность ощущения (количественная характеристика)
5. Какие пороги чувствительности существуют, чем они различаются?
6. Абсолютный порог ощущений, который бывает нижним и верхним. Нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний – максимальная величина раздражителя при которой еще сохраняется ощущение данного вида.
7. Относительный порог (закон Вебера – Фехнера) показывает какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение раздражителя
Относительный порог способен изменятся, а абсолютный величина постоянная.
8. Восприятие и его свойства.
Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Свойства восприятия:
9. Предметность – отнесенность образов восприятия к определенным предметам.
10. Целостность – это свойство восприятия, согласно которому всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое.
11. Структурность – способность человека классифицировать поступающую в его психику информацию, отделить главное от второстепенного.
12. Константность – устойчивость, инвариантность образов восприятия независимо от изменения условий в которых они находятся.
13. Избирательность – тесная связь с вниманием, т.е. преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими.
14. Осмысленность – связь с мышлением, пониманием.
15. Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.
Тест-контроль.
(Интернет-экзамен в сфере профессионального образования).
Предмет психологии
Тест № 1
Психологические факты составляют субъективный опыт и имеют следующие особенности:
а) складываются из множества жизненных ситуаций; б) субъективность, зависимость от того, кто воспринимает окружающий мир и самого себя; в) зависимость содержания психологических фактов от особенностей личности, её жизненного опыта; г) характерна наибольшая длительность и устойчивость; д) двойственная определенность.
Тест № 2
Направление в психологии, которое делает предметом своего исследования поведение как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, выступающих в качестве наличного стимула. Поведение рассматривается как «стимул – реакция» (S – R), т.е. как совокупность двигательных реакций «R» в ответ на внешнее воздействие стимула – «S»:
а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд);
б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка); в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон);
г) структурализм (основоположник В.Вундт).
Тест № 3
Методы психологии. Что НЕ является основными особенностями метода эксперимента?
А) активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса; б) создание искусственных ситуаций; в) возможность получать точную вербальную информацию; г) изучаемый объект изолируется от побочных влияний; д) изучение поведения людей в местах их естественной жизнедеятельности.
Тест № 4
Гештальтпсихология – это направление в психологии, …
а) исходящее из того, что сознание необходимо рассматривать с точки зрения наличия в нем целостных образований, которые не разлагаемы на сенсорные первоэлементы; б) считающее стремление к самоактуализации основным мотивом каждого человека; в) рассматривающее в качестве предмета психологии элементы сознания и структурные отношения между ними; г) исходящее из того, что психология есть наука о поведении, которое могло быть изучено объективно опытным путем через наблюдение.
Тест № 5
Какое из направлений психологии обосновывает идею о том, что область психического простирается за пределы тех испытываемых человеком явлений, о которых он способен дать отчет?
а) психоанализ, глубинная психология (основоположник Зигмунд Фрейд); б) гештальтпсихология (основоположники М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка); в) бихевиоризм (основоположник Дж. Уотсон)
г) структурализм (основоположник В.Вундт).
Психика. Сознание
Тест № 6
Нейрон состоит из:
а) тело клетки; б) синапс; в) дендрит; г) рецептор; д) аксон.
Тест № 7
Психика как форма осознания человеком своего отличия от остального мира:
а) творческая природа; б) выделение себя как самостоятельного и отличного от всего окружающего реальности; в) внутренний мир сложнее и богаче, чем его деятельность; г) символический характкр.
Тест № 8
О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны игнорирование травмирующей информации, потеря чувствительности на неё, неверие в её реальность:
а) отрицание; б) проекция; в) вымещение; г) компенсация;
Тест № 9
Совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются:
а) бессознательная перцепция; б) бессознательное; в) рефлексия;
г) интнрференция.
Тест № 10
О каком механизме психологической защиты личности идет речь, если для неё характерны бессознательный перенос на другое лицо собственных желаний, влечений, личностных черт, переживаний, чувств, которые человек не может осознать в связи с их социальной неприемлемостью для себя:
а) вытеснение; б) отрицание; в) вымещение; г) компенсация;
д) проекция.
Ощущения. Восприятия.
Тест № 11
К экстерорецептивным ощущениям относят…
а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) ощущения боли;
г) органические ощущения.
Тест № 12
Что НЕ является свойствами восприятия?
А) предметность; б) целостность; в) модальность; г) константность; д) сенсорная адаптация; е) избирательность.
Тест № 13
Новый вид чувствительности, возникающий в результате переноса качеств одной модальности на другую, - это:
а) сенсибилизация; б) пространственная локализация; в) синестезия;
г) конвергенция.
Тест № 14
Зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта:
а) антиципация; б) концентрация; в) апперцепция; г) установка.
Тест № 15
Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно – это …
а) верхний порог ощущений; б) дифференциальный порог ощущений;
в) нижний порог ощущений; г) временной порог ощущений.
Память
Тест № 16
Память, рассчитанная на сохранении в течение непродолжительного срока в зависимости от задач текущей деятельности:
а) кратковременная; б) иконическая; в) оперативная; г) промежуточная.
Тест № 17
Сенсорная память – подсистема памяти, обеспечивающая:
а) действие на уровне рецепторов; б) сохранение информации в интервале меньше одной секунды; в) возникновение зрительных образов; г) регуляцию поведения.
Тест № 18
Что из перечисленного НАИМЕНЕЕ эффективно для улучшения памяти?
а) использование преувеличенных психических образов; б) формирование цепи ассоциаций; в) превращение визуальной информации в вербальную информацию; г) ассоциация новой информации с информацией уже известной или знакомой.
Тест № 19
Согласно «эффекту Зейгарник», мы лучше запоминаем ту работу, которая:
а) была доведена до конца; б) осталась незаконченной; в) была сознательно прекращена; г) способствовала появлению позитивных эмоций.
Тест № 20
Более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами:
а) эффект ореола; б) эффект ассоциации; в) эффект первичности;
г) эффект генерации.
Бланк ответов на тесты.
Тест № 1 - бвд | Тест № 11 - а |
Тест № 2 - в | Тест № 12 - вд |
Тест № 3 - вд | Тест № 13 - в |
Тест № 4 - а | Тест № 14 - в |
Тест № 5 - а | Тест № 15 - а |
Тест № 6 - авд | Тест № 16 - в |
Тест № 7 - б | Тест № 17 - а |
Тест № 8 - а | Тест № 18 - в |
Тест № 9 - б | Тест № 19 - б |
Тест № 10 - д | Тест № 20 - в |